Белинский

1. Белинский о романе Пушкина

2. Взгляд на русскую литературу 1847 года

3. «Патриотизм состоит не в пышных возгласах...» В.Г. Белинский. (По

Роману – эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир»)

4. «Патриотизм состоит не в пышных возгласах...» В Г.Белинский. (По одному из

произведений русской литературы.)

5. " Роман "Евгений Онегин " - энциклопедия русской жизни "

(Белинский)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Белинский о романе Пушкина

 

Говоря о романе в целом Белинский отмечает его историзм в

воспроизведённой картине русского общества. “Евгений Онегин”,

считает критик, есть поэма историческая, хотя в числе её героев

нет ни одного исторического лица.

Далее Белинский называет народность романа. В романе

“Евгений Онегин” народности больше, нежели в каком угодно

другом народном русском сочинении... Если её не все признают

национальною- то это потому, что у нас издавна укоренилось

престранное мнение, будто бы русский во фраке или русская в

корсете- уже не русские и что русский дух даёт себя чувствовать

только там, где есть зипун, лапти, сивуха и кислая капуста. “Тайна

национальности каждого народа заключается не в его одежде и

кухне, а в его, так сказать, манере понимать вещи.”

Глубокое знание обиходной философии сделало “Онегина” и

“Горе от ума” произведениями оригинальными и чисто русскими.

По мнению Белинского, отступления, делаемые поэтом от

рассказа, обращения его самому себе, исполнены задушевности,

чувства, ума, остроты; личность поэта в них является любящею и

гуманною. “Онегина” можно назвать энциклопедией русской жизни

и в высшей степени народным произведением”,- утверждает

критик.

Критик указывает на реализм “Евгения Онегина”

“Пушкин взял эту жизнь, как она есть, не отвлекая от нее

только одних поэтических ее мгновений; взял ее со всем холодом,

со всею ее прозою и пошлостию”,- отмечает Белинский. “Онегин”

есть поэтически верная действительности картина русского

общества в известную эпоху.”

В лице Онегина, Ленского и Татьяны, по мнению критика, Пушкин

изобразил русское общество в одном из фазисов его

образования, его развития.

Критик говорит об огромном значении романа для последующего

литературного процесса. Вместе с современным ему гениальным

творением Грибоедова- “Горе от ума”, стихотворный роман

Пушкина положил прочное основание новой русской поэзии ,

новой русской литературе.

Вместе с “Онегиным” Пушкина... “Горе от ума”... положили

основание последующей литературе, были школою, из которой

вышли Лермонтов и Гоголь.

Белинский дал характеристику образам романа. Так характеризуя

Онегина , он замечает:

“ Большая часть публики совершенно отрицала в Онегине душу и

сердце, видела в нем человека холодного, сухого и эгоиста по

натуре. Нельзя ошибочнее и кривее понять человека!.. Светская

жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к

бесплодным страстям и мелочным развлечениям... Онегин не

любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели

говорил, и не всякому открывался. Озлобленный ум есть тоже

признак высшей натуры, потому только людьми, но и самим

собою”.

Онегин- добрый малый, но при этом недюжинный человек. Он не

годится в гении, не лезет в великие люди, но бездеятельность и

пошлость жизни душат его. Онегин - страдающий эгоист... Его

можно назвать эгоистом поневоле, считает Белинский, в его

эгоизме должно видеть то, что древние называли рок, судьба.

В Ленском Пушкин изобразил характер, совершенно

противоположный характеру Онегина, считает критик, характер

совершенно отвлеченный, совершенно чуждый

действительности. Это было, по мнению критика, совершенно

новое явление.

Ленский был романтик и по натуре и по духу времени. Но в то же

время “он сердцем милый был невежда”, вечно толкуя о жизни,

никогда не знал ее. “Действительность на него не имела влияния:

его и печали были созданием его фантазии”,- пишет Белинский. Он

полюбил Ольгу, и украсил ее достоинствами и совершенствами,

приписал ей чувства, и мысли которых у ней не было и о которых

она и не заботилась. “ Ольга была очаровательна, как все

“барышни”, пока они еще не сделались “барынями”; а Ленский

видел в ней фею, сельфиду, романтическую мечту, нимало не

подозревая будущей барыни”,- пишет критик

Люди, подобные Ленскому, при всех их неоспоримых

достоинствах, нехороши тем, что они или перерождаются в

совершенных филистеров, или, если сохранят навсегда свой

первоначальный тип, делаются этими устарелыми мистиками и

мечтателями, которые так же неприятны, как и старые идеальные

девы, и которые больше враги всякого прогресса, нежели люди

просто, без претензий, пошлые. Словом, это теперь, самые

несносные пустые и пошлые люди.

Татьяна , по мнению Белинского, - существо исключительное,

натура глубокая, любящая, страстная. Любовь для нее могла быть

или величайшим блаженством, или величайшим бедствием жизни,

без всякой примирительной середины. При счастии взаимности

любовь такой женщины- ровное, светлое пламя; в противном

случае- упорное пламя, которому сила воли, может быть, не

позволит прорваться наружу, но которое тем разрушительнее и

жгучее, чем больше оно сдавлено внутри. Счастливая жена,

Татьяна спокойно, но тем не менее страстно и глубоко любила бы

своего мужа, вполне пожертвовала бы собою детям, но не по

рассудку, а опять по страсти, и в этой жертве, в строгом

выполнении своих обязанностей нашла бы свое величайшее

наслаждение, свое верховное блаженство “Это дивное

соединение грубых, вульгарных предрассудков с страстию к

французским книжкам и с уважением к глубокому творению

Мартына Задеки возможно только в русской женщине. Весь

внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви, ничто другое

не говорило ее душе, ум ее спал...”,- писал критик.

По мнению Белинского, для Татьяны не существовал настоящий Онегин,

которого она не могла ни понимать, ни знать, по этому что она и саму себя так

же мало пони-

мала и знала, как и Онегина.

“Татьяна не могла полюбить Ленского и еще менее могла полю бить кого-нибудь

из известных ей мужчин: она так хорошо их знала, и они так мало представляли

пищи ее экзальтированному, аскетическому воображению... ”,- сообщает

Белинский .

“Есть существа, у которых фантазия имеет гораздо более влияния

на сердце... Татьяна была из таких существ”,- утверждает критик.

После дуэли, отъезда Онегина и посещения Татьяной комнаты

Онегина “она поняла наконец, что есть для человека интересы,

есть страдания и скорби, кроме интереса страданий и скорби

любви... И поэтому книжное знакомство

с этим новым миром скорбей если и было для Татьяны

откровением, эго откровение произвело на нее тяжелое,

безотрадное и бесплодное впечатление. Посещения дома

Онегина и чтение его книг приготовили Татьяну к перерождению

из деревенской девушки в светскую даму, которое так удивило и

поразило Онегина”. “Татьяна не любит света и за счастие почла

бы навсегда оставить его для деревни; но пока она в свете - его

мнение всегда будет её идолом и страх его суда всегда будет ее

добродетелью... Но я другому отдана, - именно отдана, а не

отдалась! Вечная верность таким отношениям, которые

составляют профанацию чувства и чистоты женственности,

потому что некоторые отношения, не освящаемые любовью, в

высшей степени безнравственны... Но у нас как-то все это клеится

вместе: поэзия - и жизнь, любовь - и брак по расчету, жизнь

сердцем - и строгое исполнение внешних обязанностей,

внутренне ежечасно нарушаемых. женщина не может презирать

общественного мнения, но может жертвовать им скромно, без

фраз, без самохвальства, понимая всю великость своей жертвы,

всю тягость проклятия, которое она берет на себя”,- пишет

Белинский.

 

Взгляд на русскую литературу 1847 года

 

1.Какая литературная школа,по мнению Белинского,стала главенствующей в русской литературе ?

- Натуральная школа стоит теперь на первом плане русской литературы. С одной

стороны,нисколько не преувеличивая дела по каким-нибудь пристрастным увелич-

ениям,мы можем сказать,что публика,то есть большинство читателей,за нее: это

факт,а не предположение.Теперь вся литературная деятельность

сосредоточилась в журналах,а какие журналы пользуются большею известностью,имеют более

обши-рный круг читателей и большее влияние на мнение публики,как не те, в которых

помещаются произведения натуральной школы ? Какие романы и повести читаются

публикою с особенным интересом , как не те , которые принадлежат натуральной

школе,или,лучше сказать,читаются ли публикою романы и повести,не принадлежа-

щие к натуральной школе? Какая критика пользуется большим влиянием на мнение

публики или, лучше сказать, какая критика более сообразна с мнением и вкусом

публики, как не та, которая стоит за натуральную школу против риторической ?

2.Кто является родоначальником этой школы ?

-...Литература наша была плодом сознательной мысли,явилась,как нововедение,

началась подражительностью.Но она не остановилась на этом,а постоянно стре-

милась к самобытности,народности,из риторической стремилась сделаться есте-

ственною,натуральной.Это стремление,ознаменованное знаменитыми и постоянны-

ми успехами,и составляет смысл и душу истории нашей литературы.И мы не оби-

нуясь скажем,что ни в одном русском писателе это стремление не достигло такого успеха,как в Гоголе.

-Одни говорят (и очень справедливо на этот раз),что натуральная школа осно-

вана Гоголем;другие,отчасти соглашаясь с этим,прибавляют еще,что французс-

кая неистовая словестность (лет десять тому назад,как уже скончавшаяся вма-

ле) еще больше Гоголя имела участие в порождении натуральной школы.

3.В чем обвиняли писателей этой школы ?Как Белинский доказывает несостоятельность этих обвинений ?

-...Для обращения к действительности нужно было обратить все внимание на

толпу,на массу,изображать людей обыкновенных,а не приятные только

исключения из общего правила,которые всегда соблазняют поэтов на идеализирование

и носят на себе чужой отпечаток.Это великая заслуга со стороны Гоголя,но

это-то люди старого образования и вменяют ему великое в преступлнние перед законами искусства.

-...Теперь обвиняют писателей натуральной школы за то,что они любят изоб-

ражать людей низкого звания,делают героями своих повестей мужиков, дворни-

ков,извозчиков,описывать углы, убежища голодной нищеты и часто всяческой

безнравственности.Чтобы устыдить новых писателей, обвинители с торжеством

указывают на прекрасные времена русской литературы,ссылаются на имена Кар-

амзина и Дмитриева,избравших для своих сочинений предметы высокие и благо-

родные,и приводят пример забытого теперь изящества чувствительную песенку:

"Всех цветочков боле розу я любил"...

4.Что отличает Гоголя от предшествующих писателей ?

5.Какое понятие Белинский вкладывает в слово "натуральный",говоря о "натураль- ной школе" ?

- Литература наша была плодом сознательной мысли,явилась как

нововедение,на-

чалась подражательностью.Но она не остановилась на этом, а постоянно стреми-

лась к самобытности, народности,из риторической стремилась сделаться естест-

венной,натуральной. Это стремление, ознаменованное заметными и постоянными

успехами, и составляет смысл и душу истории нашей литературы.

- Выражение "натуральная школа" было впервые употреблено Булгариным в 1846

году с намерениями унизить писателей определенного направления за их склон-

ность к изображению "грязной натуры",а на самом деле за обличительный харак-

тер их творчества.Белинский подхватил это выражение и,переосмыслив его,утве-

рдил как название гоголевской школы в русской литературе.

 

«Патриотизм состоит не в пышных возгласах...» В.Г. Белинский.

(По роману - эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир»)

 

 

«Мы погибли бы, если бы не погибли». Фемистокл.

«Ребята! Не Москва ль за нами?

Умрем же под Москвой».

М. Ю. Лермонтов.

Патриотизм — это преданность и любовь к Родине, отечеству, своему народу,

готовность к любым жертвам и подвигам во

имя интересов своей родины. Эти чувства, любовь к Родине и преданность ей

издавна присущи народным массам. Движимые ими

Народы поднимались на борьбу против чужеземных завоевателей. В основе

патриотизма лежит преданность своему народу,

стремление отдать все силы защите его интересов. Исторически так случилось,

что за все время своего существования,

начиная с Киевской Руси, русский народ постоянно подвергался нападению

извне. И каждый раз на борьбу с врагом

поднималось не только войско, но и весь народ, проявляя чудеса мужества,

героизма и патриотизма.

Написание Л. Толстым эпопеи «Война и мир» тоже можно считать проявлением

патриотизма, т. к. в своем произведении он

признает за народом решающую роль в историческом процессе. В таком

представлении о роли народа в движении истории

Толстой оказался близок взглядам революционных демократов. Идея создания

исторического романа возникла у писателя под

влиянием общественной атмосферы 60-х годов XIX столетия. В этот период

формируется движение революционных демократов.

Вот Л. Толстой и задумал соединить две эпохи: эпоху первого революционного

движения в России — эпоху декабристов — и

шестидесятые годы — эпоху революционных демократов. Толстой пытался

осуществить нелегкую задачу: понять и осмыслить

современность через призму истории. И чем больше он углубляется в работу

над романом, тем более ему хочется «провести

уже не одного, а многих героев и героинь через исторические события...».

Рассказав в своем романе и об исторических деятелях, и о лучших

представителях дворянства, об отдаленных семьях и

лицах, вымышленных и действительных, и раскрыв «характер русского народа и

войска», Л. Толстой создал роман-эпопею. Свое

преклонение перед героизмом и жертвенностью «лучших людей» писатель

выразил в своем произведении. Отечественная война

1812 года, когда усилия всей русской нации были собраны в единый кулак для

отпора наполеоновскому нашествию, была

благородной темой. Эта тема легла в основу романа, потому что в годину

тяжких испытаний патриотизм сближает людей,

объединяя представителей разных классов в борьбе с завоевателями.

Толстой начал свое повествование с первых столкновений русской армии с

французами в 1805 г., описав Шенграбенское

сражение и битву при Аустерлице, где русские войска потерпели поражение. Но

и в проигранных сражениях Толстой показывает

настоящих героев, стойких и твердых в исполнении своего воинского долга. Мы

встречаем здесь героических русских солдат и

мужественных командиров. С большой симпатией Толстой рассказывает о

Багратионе, под предводительством которого отряд

совершил героический переход к деревне Шенграбен. А вот другой незаметный

герой — капитан Тушин. Это простой и скромный

человек, живущий одной жизнью с солдатами. Он совершенно не способен к

соблюдению парадного военного устава, что вызвало

недовольство начальства. Но в бою именно Тушин, этот маленький,

неприметный человек, показывает пример доблести,

мужества и геройства. Он с горсткой солдат, не зная страха, удерживал

батарею и не покинул своих позиций под натиском

неприятеля, не предполагавшего «дерзости стрельбы четырех никем не

защищенных пушек». Внешне неказистым, но внутренне

собранным и организованным предстает в романе и ротный командир Тимохин,

рота которого «одна удержалась в порядке». Не

видя смысла в войне на чужой территории, солдаты не ощущают ненависти к

противнику. Да и офицеры разобщены и не могут

донести до солдат необходимость сражаться за чужую землю.

Совсем иное состояние у российских солдат и офицеров после вступления

наполеоновской армии на территорию России. Эту

войну Толстой изображает как войну народную, освободительную. Против врага

поднялась вся страна. На поддержку армии

встали все: крестьяне, купцы, мастеровые, дворяне. «От Смоленска до Москвы

во всех городах и деревнях русской земли» все

и все поднялось против врага. Крестьяне и купцы отказывали в снабжении

французской армии. Их девиз: «Лучше уничтожить,

но не дать врагу».

Вспомним купца Ферапонтова. В трагическую для России минуту купец забывает

о цели своей повседневной жизни, о

богатстве, о накопительстве. И общее патриотическое чувство роднит купца с

простыми людьми: «Тащи все, ребята... сам

запалю». С действиями купца Ферапонтова перекликается и патриотический

поступок Наташи Ростовой накануне сдачи Москвы.

Она заставляет сбросить с подвод семейное добро и взять раненных. Это были

новые отношения между людьми перед лицом

общенациональной опасности.

Могучей волной поднималось партизанское движение: «Дубина народной войны

поднялась с всею своей грозной и

величественной силою». «И благо тому народу,... который в минуту испытания,

не спрашивая о том, как по правилам

поступали другие в подобных ситуациях, с простотою и легкостью поднимет

первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех

пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и

жалостью». Толстой показывает партизанские

отряды Денисова и Долохова, рассказывает о дьячке, который встал во главе

отряда, о старостихе Василисе, истребившей

сотни французов.

Основную роль в победе Толстой отдает простому народу, ярким

представителем которого был крестьянин Тихон Щербатый.

Он был «самым нужным человеком» в партизанском отряде, т. к. умел делать

все: раскладывать костры, доставать воду,

обдирать лошадей для пищи, готовить ее, изготовлять деревянную посуду,

доставлять пленных. Именно такие труженики земли,

созданные лишь для мирной жизни, становятся защитниками Родины.

Такая всенародная поддержка придавала русской армии громадную силу. С

особой полнотой это раскрывалось в Бородинском

сражении. Главное действие Бородинского сражения произошло двадцать

шестого августа. Кутузов математически точно

просчитал, что, «принимая сражение и рискуя потерять четверть армии, он,

наверное, теряет Москву», но и Наполеон,

«принимая сражение с вероятной случайностью потери четверти армии» еще

более растягивает свою линию. Тяжесть нашей армий

усугублена потерей Шевардинского редута двумя днями раньше. Решение

Кутузова о Бородинском сражении не все приняли

однозначно. Большая часть передовых, глубоко мыслящих военных поддержала

Кутузова, они были уверены в победе русских, и

в их числе был Андрей Болконский, который увидел Пьера накануне сражения:

«Успех никогда не зависел и не будет зависеть

ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа... Сражение выигрывает тот,

кто твердо решил его выиграть... Завтра,

чтобы там ни было, мы выиграем сражение!». А Тимохоин добавил:«... правда,

правда истинная. Чего себя жалеть теперь!

Солдаты в моем батальоне, поверите ли, не стали водку пить: не такой день,

говорят». Для солдат это сражение было

страшной, кровавой, но необходимой работой, т. к. дальше Москва и любыми

силами надо остановить французов. «Всем народом

навалиться хотят, одно слово— Москва», — говорит солдат, встреченный

Пьером на дороге под Можайском. В душе каждого

солдата жила «скрытая теплота патриотизма». Смех и шутки ополченцев сильно

контрастируют с постоянным присутствием

смерти. Пьер не перестает удивляться, что солдаты идут на сражение, встречая

раненых, с приподнятым состоянием духа и

что многие из этих солдат обречены на смерть. А, увидев работающих

ополченцев, Пьер понял, что такое «всем народом

навалиться хотят, т. к. вид этих работающих на поле сражения бородатых

мужиков с их странными неуклюжими сапогами, с их

потными шеями и кое у кого расстегнутыми воротами рубах, из-под которых

виднелись загорелые кости ключиц, подействовал

на Пьера больше всего того, что он видел и слышал до сих пор о

торжественности и значительности настоящей минуты».

Само сражение было страшным, «в крови, страданиях и смерти». Это была

тяжелая и трудная работа. Л. Толстой изобразил

Бородинское сражение, взглянув на его как бы с двух сторон: русской и

французской. Это сражение мы видим глазами Пьера,

который случайно опал в центр батареи. И вместе с Пьером не перестаем

удивляться мужеству и героизму русских людей.

Попав на редут Раевского, Пьер решил, что это было самое незначительное

место в сражении, «где небольшое количество

людей, занятых делом, было ограничено, отделено от других канавой», — здесь

чувствовалось одинаковое и общее всем, как

бы семейное оживление. Отовсюду слышались веселый говор и шутки. Солдаты

как бы не замечали разбитых орудий, летящих

снарядов и пуль, но это не просто удаль, это героизм людей, и им, как всему

живому, присущ страх смерти: «ведь она не

помилует... нельзя не бояться». И смерть не миновала многих защитников

редута: на глазах у Пьера смертельно ранило

молоденького офицера, а, вернувшись через некоторое время на редут «из

того семейного кружка, который принял его к себе,

он не нашел никого». И, несмотря на толпы раненых, русских и французов, на

тысячи убитых, «гул выстрелов, стрельба и

канонада не только не ослабевала, но и усиливалась до отчаянности, как

человек, который, надрываясь, кричит из последних

сил». Толстой изобразил подлинную героику войны как будничное дело и

одновременно как испытание всех душевных сил

человека в момент их наивысшего напряжения. Это сражение было

нравственной победой русских, а французы получили

смертельную рану.

Чувство патриотизма было свойственно и дворянству, которое сохранило

добрые национальные традиции. Андрей и Марья

Болконские, Наташа Ростова, Пьер Безухое — это любимые герои Толстого.

Именно на примере семей Волконских и Ростовых

Толстой показывает патриотизм и самоотверженность русского дворянства.

Именно такие семьи были близки к народу, любили

русскую природу, национальную культуру. Их серьезные

интеллектульно-нравственные запросы в годину серьезных испытаний

явились основой патриотического порыва. «Скрытый патриотизм, который

выражается не фразами... а незаметно, просто,

органически и потому производит всегда самые сильные результаты», был

движущей силой для победы над французами. Как и в

Смоленске, большинство жителей понимало, что покидать Москву — это не

предательство, а тяжкая необходимость. «Под

управлением французов нельзя было быть: это было бы хуже всего. Они

уезжали и до Бородинского сражения, и еще быстрее

после» него.

С другой стороны, с большой неприязнью Толстой пишет о мире

аристократического барства, который далек от народа.

Сама власть антинародна. Беспощадно Толстой рисует Растопчина,

градоначальника, который пытается «отстоять» Москву.

Хищничество, бездушие, скудоумие — характерные черты аристократов,

которые собираются в салоне фрейлины Шерер. Интриги,

придворные сплетни, карьера и богатство — это их интересы, этим они живут.

Вся эта ленивая и лицемерная толпа была

против назначения на должность главнокомандующего «старика» Кутузова.

К этим светским людям относятся и Борис Друбецкой, и Берг, цель жизни

которых — получить хорошее место, сделать

блестящую карьеру, пробраться к «верхам». «Они заняты только своими

маленькими интересами» и ждут только минуту, чтобы

«получить лишний крестик или ленточку», — говорит о таких людях А.

Болконский.

Более того, такие «воинствующие» военные не только не содействовали

общему делу, но даже мешали ему. Так граф

Бенигсен распорядился передвинуть войска на высоту, не понимая, что войска

были поставлены в засаду. Более того, он об

этом изменении даже не доложил главнокомандующему. Молодой князь Б.

Друбецкой, «неоценимый человек» в свите графа

Бенигсена, «воздает раболепное уважение Кутузову», давая понять

окружающим, что старик плох. Он говорит патриотические

фразы «с самым естественным видом», но, «очевидно, только для того, чтобы

быть услышанным светлейшим».

Особое место в романе занимает князь Андрей, в котором любовь к Родине, к

народу рождает настоящего героя. Он долго

ищет и находит смысл своей жизни.

«Чтобы не для меня одного шла жизнь моя»,— говорит князь. Он стремится

жить для других. В тяжелый период войны, где

бы князь ни находился, он проявляет себя истинным патриотом и честным

офицером, глубоко переживающим страдания своего

народа, бедствия Родины. Он завоевывает симпатии солдат, его ласково

называют «наш князь», им гордятся, его любят. Но не

только сражения рождают героев. Например, Пьер Безухов борется с врагом в

пылающей Москве. Проявляя лучшие качества

человеческой души, он спасает из огня девочку, а чуть позже бросается на

помощь девушке-армянке, из-за чего он и

попадает в плен. Пьер не умел равнодушно относиться к чужому страданию, сам

того не осознавая, он совершает настоящий

подвиг. Так, в этих образах мы видим поистине настоящих героев. Преодолеть

сомнения и стать настоящими героями им

помогает чудодейственная сила, исходящая от сотен жителей русской земли, с

которыми их свела эта проклятая война.

Неотделим от народа и образ великого русского полководца Кутузова. Это

подлинно историческая фигура, именно с его

помощью Толстой обосновывает свою философию о значении личности в

истории. Основу его взглядов составляет сознание, что

творцом истории, исторических событий является народ, а не отдельные

личности. Великий человек, по Толстому, — это

человек, способный отказаться от личных интересов, подчинить их

общенародной необходимости. И дело не в том, что Кутузов

предугадывает действия и маневры противника, а в том, что в его

деятельности выражается всенародная воля. «Источник

необычайной силы и особой русской мудрости заключался в том народном

чувстве, которое он нес в себе во всей чистоте и

силе его». Своим, родным чувствуют Кутузова солдаты наилучшие люди из

дворян. Поэтому в годину опасности России «нужен

свой, родной человек». Носитель народного духа и народной воли, Кутузов

глубоко и верно давал оценку событий и принимал

единственно правильное решение. Так, после победоносного Бородинского

сражения он настоял на отступлении, жалея своих

солдат, свою обескровленную армию. У Кутузова нет другой задачи, кроме

служения отечеству и желания изгнать захватчиков.

После освобождения страны представитель народной войны чувствует себя

выполнившим главную в жизни миссию. И он умирает в

1813 году.

В романе Толстой противопоставляет «простую, скромную и потому

величественную фигуру» Кутузова «лживой форме

европейского героя Наполеона». Это два полюса романа. Писатель

подчеркивает все отталкивающее в облике Наполеона.

Император был лишен способности понять, что мир существует не для

исполнения его желаний. Он не мог себе представить,

чтобы кто-то, в том числе и враги, не обожали его. По Толстому, Наполеон —

лживый герой. Он далек от своих солдат.

Основным движущим стимулом у Наполеона была жажда личной славы, величия,

власти, какими бы путями это ни достигалось.

 

«Патриотизм состоит не в пышных возгласах...» В Г.Белинский. (По одному

из произведений русской литературы.)

 

Мы часто слышим и произносим высокие слова о любви к родине, порой не

задумываясь о том, в чём выражается эта любовь.

Кого можно считать истинным патриотом, верным сыном своего отечества?

Любовь к родной земле выражается по-разному: вот

человек совершил первый полёт в космос, сделал научное открытие, добился

высоких показателей в труде, создал гениальное

произведение искусства.… А может быть, истинная любовь выражается в том,

что в трудные для своей родины времена человек

с оружием в руках встал на её защиту, спас от врагов, остался преданным ей во

вражеском плену? Примером проявления

истинной любви к отечеству, на мой взгляд, является жизнь и подвиг

замечательного человека, нашего земляка, Героя

Советского Союза Михаила Петровича Девятаева, написавшего о своей судьбе

книгу «Побег из ада».

… Мечта стать лётчиком появилась у Миши ещё в детстве. Стране нужны были

люди этой профессии, а Девятаев всегда хотел

быть полезным России. Для осуществления мечты он приехал в Казань и,

преодолевая множество трудностей, добился своей

цели: стал лётчиком. По окончании училища Девятаев получил направление в

истребительскую авиацию. Когда на страну напали

«гитлеровские орды», он проходил службу в городе Могилёве. Боевые вылеты

Михаил Петрович совершал успешно, сбивая

вражеские самолёты. За мужество и героизм награждён орденом Красного

Знамени. Несколько раз лежал в госпиталях, но

всегда возвращался в строй.

13 мая 1944 года самолёт Девятаева был подбит, самому ему пришлось

пригнуть с парашютом на вражескую территорию. С

этого дня и началась чёрная полоса в его жизни – попал в плен.

Побывал Михаил Петрович не в одном концлагере: сначала был Абвер. С

первого дня ему и прибывшим военнопленным открылась

вся страшная картина лагерной жизни. «Мы с ужасом смотрели на эту очередь

скелетов, закутанных в лохмотья. Они стояли с

алюминевыми мисками и один за другим подходили к бочке по среди двора, из

которой наливали в миску «суп»… Его не стали

бы есть даже свиньи».

После Абвера был Лодзинский лагерь, затем Клейкёнигсбергский. Но никогда

Девятаева на покидала мысль о побеге из плена,

все дни он мечтал об одном – вернуться в своё отечество и воевать против

врага, захватившего родную землю. В

Клейкёнигсбергском лагере Девятаев и его товарищи вырыли подкоп, но их

планы раскрыли. Перевели в Заксенхаузен –

центральный концентрационный лагерь фашистов. «Здесь изобретались и

испытывались на заключённых самые дьявольские

способы умерщвления людей и затем распространялись в другие лагеря». Но

он выжил и здесь.

Самым тяжёлым и суровым, оставившим неизгладимы след в душе Девятаева

был концлагерь Пенемюнде, находящийся на острове

Узедам. За малейшую провинность эсэсовцы «могли ударить, искалечить,

убить». «Они радовались хохотами, видя выпущенные

кишки узника. Протыкали военнопенным глаза, бросали свои жертвы на бороны,

привязывали верёвками и рвали живые тела

пополам». Только сильный человек, с твёрдым духом, мог выжить в таких

ужасных условиях, слабые погибали сразу. Какой

волей и каким упорством нужно было обладать, чтобы перенести все эти

страшные муки!

В самых нечеловеческих условиях Девятаев всегда оставался человеком,

думая не только о себе, но и о людях, которые были

рядом с ним, старался помочь поддерживать своих товарищей, думал о родине,

верил в победу.

Читая книгу, удивляешься, как Михаил Девятаев любил отчизну, насколько

велики были верность и преданность ей!… Однажды

в Пенемюнде, когда Михаил Петрович со своими «собратьями по несчастью»

обсуждая подробности плана захвата самолёта, к

ним подошёл один заключённый по имени Костя-морячёк и сказал: «О родине

думается? А не всё ли равно, кому служить? Были

бы денежки да девушки». Михаил Девятаев не смог простить ему таких слов, и,

хотя стычки между заключёнными строго

карались, изо всех сил ударил его кулаком в подбородок, сбив предателя с ног.

Даже в плену находясь в положении раба, Девятаев сохранил своё

человеческое достоинство, не склонил голову перед

врагам, не дал очернить родную землю, пример тому поведения героя на

допросах. Он всегда говорил смело и открыто, не

скрывая перед фашистами своей ненависти к ним.

- Сколько сбил самолётов? Разумеется, таковых нет? – спрашивал фриц.

- Я сбил девять ваших самолётов, из них три бомбардировщика.

- Чего ты упираешься, всё равно мы победим, переходи на нашу сторону!

- Как же вы победите, если отступаете на всех фронтах под ударам наших

войск? Я русский, люблю Россию и никогда

её не предам, - отвечал им заключённый.

Во время таких допросов Девятаев подвергался пыткам и издевательствам.

Но даже в невыносимых условиях он не позволял

себе падать духом, думать о самоубийстве. Однажды его друг, лётчик Иван

Пацула, сказал:

- Лучше смерть, чем такие муки.

- Самоубийство выбирают только трусы, с собой покончить – это равносильно

сдаче в плен… добровольной сдаче, -

учил он своего товарища, потерявшего всякую надежду на избавления от

смерти.

До последней минуты Девятаев надеялся на спасения. Проявив чудеса

смелости, находчивости, он совершает, казалось бы,

невозможное, угоняет вражеский самолёт. Разве это ни есть пример истинной

любви к отечеству? Источённому, измученному

пытками человеку, удаётся поднять в воздух самолёт незнакомой конструкции и

в крайне неблагоприятных погодных условиях

перелететь на нём к своим. Это настоящий подвиг! «Победа человеческого

интеллекта», «мужество и инициатива», «проявление

исключительной находчивости в достижении своей цели», - эти слова относили

великие люди России к лётчику Девятаеву.

Размышляя о судьбе Михаила Петровича Девятаева я вновь задаюсь

вопросам: «А что же помогло ему всё это вынести?» Ответ

на него я нашла в книге «Побег из ада»: «Родина! Что может вновь дороже для

советского человека! Все дни и месяцы в

фашистских застенках только и жили с мыслями о ней. Ради неё мы боролись со

смертью и победили её». Значит, самое

главное, что помогло Михаилу Петровичу выстоять в «аду» и победить – это

любовь к своей стране.

Жизнь Михаила Петровича Девятаева является ярки примером служения

отечеству, и нам, молодым, задумывающимся о будущем,

наверное, надо помнить о людях, для которых родина стала путеводной

звездой, во имя неё они, не щадя себя, совершали

великие подвиги.

 

" Роман "Евгений Онегин " - Энциклопедия русской жизни "

(Белинский)

 

"Евгений Онегин" есть поэма историческая", - утверждает Белинский.

Действительно, в романе дано исторически конкретное изображение

характеров русских людей и общественной жизни. Белинский связывает

появление и содержание романа с ростом самосознания русского общества.

Рост этот вызван историческими событиями' 1812-1825 годов. Великий критик

чувствовал декабристский характер романа, поэтому и назвал его "поэмой

исторической". Самого же Пушкина он считал "представителем впервые

пробудившегося общественного самосознания" (8 статья). Общественным

классом - носителем пробудившегося самосознания в эпоху 20-х годов

Белинский считал передовое культурное дворянство, класс, "который по своему

образу жизни и обычаям представляет более развития и умственного движения"

(8 статья). В 9-й" статье Белинский еще раз подчеркнул исторический характер

произведения: "Итак, в лице Онегина, Ленского и Татьяны Пушкин изобразил

общество в одном из фазисов образования, его развития..."

В своем романе Пушкин раскрывает жизнь, интересы и нравы русского

дворянства.

Прежде всего наше внимание привлекают мыслящие дворянские интеллигенты

В романе они представлены образами Онегина, Ленского, Татьяны Лариной.

Что отличает их? Онегин не хочет жить так, как живет окружающая его

"посредственность", и он, и Ленский, и Татьяна не хотят жить, как заурядные,

довольные собой люди.

Ленский и Онегин "не знают, чего им хочется, но знают, чего им не хочется". Их

не удовлетворяют разговоры о "псарне и вине". Им интересны философские

вопросы о жизни и смерти, о природе явлений. С Татьяной их роднит

одиночество и чуждость. дворянской среде. В письме к Онегину Татьяна

признается: "Я здесь одна. Никто меня не понимает, рассудок мой изнемогает, и

молча гибнуть я должна". Почему эти' герои одиноки? Потому что они стоят на

голову выше той среды, в которой живут. По своему образованию, интеллекту,

глубине чувств они значительно превосходят других. Что читал Онегин? Руссо,

экономиста А. Смита, историю "от Ромула до наших дней", Байрона. Среди его

знакомых Каверин, сам Пушкин. Ленский-воспитанник Геттингенского

университета - "рассадника вольнодумства". Роднит их благородство душ.

Ленский смотрит на взаимоотношения людей как на братство, верит в родство

душ. Татьяна уверена, что на добро люди должны отвечать добром. Понятие'

чести-одно из основных в ее "моральном кодексе". Юная Татьяна заканчивает

свое-послание к Онегину словами: "Но мне порукой ваша честь, и смело ей себя

вверяю"; "взрослая" Татьяна так же просто и прямо признается Онегину: "Я вас

люблю- к чему лукавить? Но я другому отдана и буду век ему верна". Будет

верна, хотя и отдана. Будет, потому что дала пред алтарем слово Богу, людям,

себе. Ее понятие чести не позволит ей насушить данное слово.

Онегин отличает Ленского и Татьяну, верит в их чистоту, искренность. Роднит

этих героев и их критическое отношение к миру, к обществу, их передовые

взгляды.. Роднит их и многое другое: они умеют видеть прекрасное жизни,

глубоко чувствуют природу, ее прелесть. Их объединяет и трагическая судьба:

Ленский убит на дуэли, Татьяна томится в свете, Онегин остается на распутье.

Эти люди не могут быть счастливы. Образами Онегина и Ленского поднимается

главная проблема романа - трагедия русского интеллигента, который оторван

от народа, который не знает, куда ему идти. Поэтому "силы этой богатой натуры

(Онегина) остались без. приложения, жизнь без смысла, а роман без конца"

(Белинский).

Татьяна отличается от Онегина и Ленскогосвоей близостью к национальному,

русскому. Пушкин дает нам ненавязчивую, но достаточно полную, яркую

характеристику петербургской знати, московских дворян, деревенских

помещиков. Это самодовольные пошляки, обыватели, люди, стоящие на

невысоком моральном уровне. Они ведут пустую, праздную жизнь (поэтому

Онегин и бежит из Петербурга). Чтобы иметь представление о поместных

дворянах, достаточно обратить внимание на их "говорящие" фамилии: Скотинин,

Буянов, Петушков и т. д. их разговоры - "о псарне и вине", однако их "классовая

сущность" прекрасно проявляется в реакции на новшества Онегина в деревне:

"Да он опаснейший чудак!"

Приведем еще одну цитату из Белинского: "Разгадать тайну народной психеи для

поэта - значит уметь равно быть верным действительности при изображении и

низших, и средних, и высших сословий". В своей "энциклопедии" Пушкин

показывает нам и жизнь крестьян и трудового народа. Судьба няни; утренний

Петербург, по которому едет в карете Онегин, возвращающийся с бала; бурлаки;

нищая Россия с серыми избами, которые видит Онегин, плывя по Волге;

девушки, собирающие ягоды V. при этом поющие, чтобы не съесть барской

ягоды,-вот они, картины жизни простого народа, в которые вглядывается

читатель

"Истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе

народа", - заметил Гоголь. Богатство души простых людей (образ няни),

своеобразие и поэтичность народных обычаев и преданий (сон Татьяны,

картины святок) -все это является отражением "духа народа" в романе.

А. С. Пушкин дает в своем произведении великолепные картины русской

природы.

Наконец, огромно значение образа автора в романе: это передовой человек

свое-' то времени, нашедший свое предназначение в творческом труде. А язык,

которым написан роман, говорит о том высоком уровне культуры, которого

достигло русское общество (в лице лучших его представителей, коим и является

А. С. Пушкин) к концу первой четверти XIX века.

"Первая истинно национально-русская поэма в стихах была и есть "Евгений

Онегин" Пушкина... В ней народности больше, нежели в каком угодно другом

народном русском сочинении" (Белинский). Под истинной народностью

литературы критик понимал не только отражение "духа и склада" народа, но и

выдвижение важных для всей нации вопросов и решение их в прогрессивном

духе, в соответствии с требованиями времени. Перечислим лишь некоторые из

проблем, поднятых в романе: смысл жизни, взаимосвязь личности и общества,

взаимоотношение передовой дворянской интеллигенции и народа, современный

герой - "лишний человек", мораль и нравственность, экономика и политика,

культура и просвещение, отношение к литературе и искусству, проблемы

творчества и т. д.

Трудно переоценить значение романа "Евгений Онегин"; поистине это

"энциклопедия русской жизни.

 

Хостинг от uCoz