Бондарев

 

1. Юрий Васильевич Бондарев "Горячий снег"

2. Особенности проблематики одного из произведений военной прозы. (По

роману Ю. Бондарева «Горячий снег»)

3. Подвиг человека на войне Ю.В.Бондарев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Юрий Васильевич Бондарев "Горячий снег"

 

Юрий Васильевич Бондарев родился 15 марта 1924 года в городе Орске. В

годы Великой Отечественной войны писатель в качестве артиллериста прошёл

длинный путь от Сталинграда до Чехословакии. После войны с 1946 по 1951 год

он учился в Литературном институте имени М. Горького. Начал печататься с

1949 года. А первый сборник рассказов "На большой реке" вышел в 1953 году.

Широкую известность принесли писателю повести "Юность командиров",

вышедшая в 1956 году, "Батальоны просят огня" (1957 год), "Последние залпы"

(1959 год). Для этих книг характерны драматизм, точность и ясность в описании

событий военной жизни, тонкость психологического анализа героев. В

последствии вышли в свет его произведения "Тишина" (1962 год), "Двое" (1964

год), "Родственники" (1969 год), "Горячий снег" (1969 год), "Берег" (1975 год),

"Выбор" (1980 год), "Мгновения" (1978 год) и другие. С середины 60-х годов

писатель работает над созданием фильмов по своим произведениям; в

частности, он был одним из создателей сценария киноэпопеи "Освобождение".

Юрий Бондарев также является лауреатом Ленинской и Государственных

премий СССР и РСФСР. Его произведения переведены на многие иностранные

языки. Среди книг Юрия Бондарева о войне "Горячий снег" занимает особое

место, открывая новые подходы к решению нравственных и психологических

задач, поставленных ещё в его первых повестях -- "Батальоны просят огня" и

"Последние залпы". Эти три книги о войне -- целостный и развивающийся мир,

достигший в "Горячем снеге" наибольшей полноты и образной силы. Первые

повести, самостоятельные во всех отношениях, были вместе с тем как бы

подготовкой к роману, быть может ещё не задуманному, но живущему в глубине

памяти писателя. События романа "Горячий снег" разворачиваются под

Сталинградом, южнее блокированной советскими войсками 6-й армии генерала

Паулюса, в холодном декабре 1942 года, когда одна из наших армий

выдерживала в приволжской степи удар танковых дивизий фельдмаршала

Манштейна, который стремился пробить коридор к армии Паулюса и вывести ее

из окружения. От успеха или неуспеха этой операции в значительной степени

зависел исход битвы на Волге и может даже сроки окончания самой войны.

Время действия романа ограничено всего несколькими днями в течение

которых герои Юрия Бондарева самоотверженно обороняют крошечный

пятачок земли от немецких танков. В "Горячем снеге" время стиснуто даже

плотнее, чем в повести "Батальоны просят огня". "Горячий снег" -- это недолгий

марш выгрузившейся из эшелонов армии генерала Бессонова и бой, так много

решивший в судьбе страны; это стылые морозные зори, два дня и две

нескончаемые декабрьские ночи. Не знающий передышек и лирических

отступлений, будто у автора от постоянного напряжения перехвачено дыхание,

роман "Горячий снег" отличается прямотой, непосредственной связью сюжета с

подлинными событиями Великой Отечественной войны, с одним из её решающих

моментов. Жизнь и смерть героев романа, сами их судьбы освещаются

тревожным светом подлинной истории, в результате чего всё обретает особую

весомость, значительность. В романе батарея Дроздовского поглощает едва ли

не всё читательское внимание, действие сосредоточено по преимуществу

вокруг небольшого числа персонажей. Кузнецов, Уханов, Рубин и их товарищи --

частица великой армии, они -- народ, народ в той мере в какой типизированная

личность героя выражает духовные, нравственные черты народа. В "Горячем

снеге" образ вставшего на войну народа возникает перед нами в ещё

небывалой до того у Юрия Бондарева полноте выражения, в богатстве и

разнообразии характеров, а вместе с тем и в целостности. Этот образ не

исчерпывается ни фигурами молодых лейтенантов -- командиров

артиллерийских взводов, ни колоритными фигурами тех, кого традиционно

принято считать лицами из народа,-- вроде немного трусливого Чибисова,

спокойного и опытного наводчика Евстигнеева или прямолинейного и грубого

ездового Рубина; ни старшими офицерами, такими, как командир дивизии

полковник Деев или командующий армией генерал Бессонов. Только совокупно

понятые и принятые эмоционально как нечто единое, при всей разнице чинов и

званий, они составляют образ сражающегося народа. Сила и новизна романа

заключается в том, что единство это достигнуто как бы само собой, запечатлено

без особых усилий автора -- живой, движущейся жизнью. Образ народа, как итог

всей книги, быть может более всего питает эпическое, романное начало

повествования. Для Юрия Бондарева характерна устремлённость к трагедии,

природа которой близка событиям самой войны. Казалось бы, ничто так не

отвечает этой устремленности художника, как тягчайшее для страны время

начала войны, лета 1941 года. Но книги писателя -- о другом времени, когда уже

почти несомненен разгром фашистов и победа русской армии. Гибель героев

накануне победы, преступная неизбежность смерти заключает в себе высокую

трагедийность и вызывает протест против жестокости войны и развязавших её

сил. Умирают герои "Горячего снега" -- санинструктор батареи Зоя Елагина,

застенчивый еэдовой Сергуненков, член Военного совета Веснин, гибнет

Касымов и многие другие... И во всех этих смертях виновата война. Пусть в

гибели Сергуненкова повинно и бездушие лейтенанта Дроздовского, пусть и

вина за смерть Зои ложится отчасти на него, но как ни велика вина

Дроздовского, они прежде всего -- жертвы войны. В романе выражено

понимание смерти -- как нарушение высшей справедливости и гармонии.

Вспомним, как смотрит Кузнецов на убитого Касымова: "сейчас под головой

Касымова лежал снарядный ящик, и юношеское, безусое лицо его, недавно

живое, смуглое, ставшее мертвенно- белым, истончённым жуткой красотой

смерти, удивлённо смотрело влажно-вишнёвыми полуоткрытыми глазами на

свою грудь, на разорванную в клочья, иссечённую телогрейку, точно и после

смерти не постиг, как же это убило его и почему он так и не смог встать к

прицелу. В этом невидящем прищуре Касымова было тихое любопытство к не

прожитой своей жизни на этой земле и одновременно спокойная тайна смерти, в

которую его опрокинула раскалённая боль осколков, когда он пытался

подняться к прицелу". Ещё острее ощущает Кузнецов необратимость потери

ездового Сергуненкова. Ведь здесь раскрыт сам механизм его гибели.

Кузнецов оказался бессильным свидетелем того, как Дроздовский послал на

верную смерть Сергуненкова, и он, Кузнецов, уже знает, что навсегда проклянет

себя за то, что видел, присутствовал, а изменить ничего не сумел. В "Горячем

снеге", при всей напряжённости событий, всё человеческое в людях, их

характеры открываются не отдельно от войны, а взаимосвязанно с нею, под её

огнём, когда, кажется, и головы не поднять. Обычно хроника сражений может

быть пересказана отдельно от индивидуальности его участников,-- бой в

"Горячем снеге" нельзя пересказать иначе, чем через судьбу и характеры

людей. Существенно и весомо прошлое персонажей романа. У иных оно почти

безоблачно, у других так сложно и драматично, что былая драма не остаётся

позади, отодвинутая войной, а сопровождает человека и в сражении

юго-западнее Сталинграда. События прошлого определили военную судьбу

Уханова: одарённый, полный энергии офицер, которому бы и командовать

батареей, но он только сержант. Крутой, мятежный характер Уханова

определяет и его движение внутри романа. Прошлые беды Чибисова, едва не

сломившие его (он провёл несколько месяцев в немецком плену), отозвались в

нём страхом и многое определяют в его поведении. Так или иначе в романе

проскальзывает прошлое и Зои Елагиной, и Касымова, и Сергуненкова, и

нелюдимого Рубина, чью отвагу и верность солдатскому долгу мы сумеем

оценить только к концу романа. Особенно важно в романе прошлое генерала

Бессонова. Мысль о сыне, попавшем в немецкий плен, затрудняет его позицию

и в Ставке, и на фронте. А когда фашистская листовка, сообщающая отом, что

сын Бессонова попал в плен, попадает в контрразведку фронта в руки

подполковника Осина, кажется, что возникла угроза и службе Бессонова. Весь

этот ретроспективный материал входит в роман так естественно, что читатель

не ощущает его отдельности. Прошлое не требует для себя отдельного

пространства, отдельных глав -- оно слилось с настоящим, открыло его глубины

и живую взаимосвязанность одного и другого. Прошлое не отяжеляет рассказ о

настоящем, а сообщает ему большую драматическую остроту, психологизм и

историзм. Точно так же поступает Юрий Бондарев и с портретами персонажей:

внешний облик и характеры его героев показаны в развитии и только к концу

романа или со смертью героя автор создаёт полный его портрет. Как

неожиданен в этом свете портрет всегда подтянутого и собранного

Дроздовского на самой последней странице -- с расслабленной, разбито-вялой

походкой и непривычно согнутыми плечами. Такое изображение требует от

автора особой зоркости и непосредственности в восприятии персонажей,

ощущения их реальными, живыми людьми, в которых всегда остаётся

возможность тайны или внезапного озарения. Перед нами весь человек,

понятный, близкий, а между тем нас не оставляет ощущение, что прикоснулись

мы только к краешку его духовного мира,-- и с его гибелью чувствуешь, что ты

не успел ещё до конца понять его внутренний мир. Комиссар Веснин, глядя на

грузовик, сброшенный с моста на речной лёд, говорит: "Какое всё- таки война

чудовищное разрушение. Ничто не имеет цены". Чудовищность войны более

всего выражается -- и роман открывает это с жестокой прямотой -- в убийстве

человека. Но роман показывает также и высокую цену отданной за Родину

жизни. Наверное, самое загадочное из мира человеческих отношений в романе

-- это возникающая между Кузнецовым и Зоей любовь. Война, её жестокость и

кровь, её сроки, опрокидывающие привычные представления о времени,--

именно она способствовала столь стремительному развитию этой любви. Ведь

это чувство складывалось в те короткие сроки марша и сражения, когда нет

времени для размышлений и анализа своих чувств. И начинается всё это с

тихой, непонятной ревности Кузнецова к отношениям между Зоей и

Дроздовским. А вскоре -- так мало времени проходит -- Кузнецов уже горько

оплакивает погибшую Зою, и именно из этих строчек взято название романа,

когда Кузнецов вытирал мокрое от слёз лицо, "снег на рукаве ватника был

горячим от его слёз". Обманувшись поначалу в лейтенанте Дроздовском,

лучшем тогда курсанте, Зоя на протяжении всего романа, открывается нам как

личность нравственная, цельная, готовая на самопожертвование, способная

объять своим сердцем боль и страдания многих. .Личность Зои познаётся в

напряжённом, словно наэлектризованном пространстве, которое почти

неизбежно возникает в окопе с появлением женщины. Она как бы проходит

через множество испытаний, от назойливого интереса до грубого отвержения.

Но её доброты, её терпения и участливости достаёт на всех, она воистину

сестра солдатам. Образ Зои как-то незаметно наполнил атмосферу книги, её

главные события, её суровую, жестокую реальность женским началом, лаской и

нежностью. Один из важнейших конфликтов в романе -- конфликт между

Кузнецовым и Дроздовским. Этому конфликту отдано немало места, он

обнажается очень резко, и легко прослеживается от начала до конца. Поначалу

напряжённость, уходящая ещё в предысторию романа; несогласуемость

характеров, манер, темпераментов, даже стиля речи: мягкому, раздумчивому

Кузнецову, кажется, трудно выносить отрывистую, командную, непререкаемую

речь Дроздовского. Долгие часы сражения, бессмысленная гибель

Сергуненкова, смертельное ранение Зои, в котором отчасти повинен

Дроздовский,-- всё это образует пропасть между двумя молодыми офицерами,

нравственную несовместимость их существований. В финале пропасть эта

обозначается ещё резче: четверо уцелевших артиллеристов освящают в

солдатском котелке только что полученные ордена, и глоток, который каждый из

них сделает, это прежде всего глоток поминальный -- в нём горечь и горе утрат.

Орден получил и Дроздовский, ведь для Бессонова, который наградил его -- он

уцелевший, раненный командир выстоявшей батареи, генерал не знает о тяжких

винах Дроздовского и скорее всего никогда не узнает. В этом тоже реальность

войны. Но недаром писатель оставляет Дроздовского в стороне от

собравшихся у солдатского честного котелка. Крайне важно, что все связи

Кузнецова с людьми, и прежде всего с подчинёнными ему людьми, истинны,

содержательны и обладают замечательной способностью развития. Они на

редкость не служебны -- в отличие от подчёркнуто служебных отношений,

которые так строго и упрямо ставит между собой и людьми Дроздовский. Во

время боя Кузнецов сражается рядом с солдатами, здесь он проявляет своё

хладнокровие, отвагу, живой ум. Но он ещё и духовно взрослеет в этом бою,

становится справедливее, ближе, добрее к тем людям, с которыми свела его

война. Отдельного повествования заслуживают отношения Кузнецова и

старшего сержанта Уханова -- командира орудия. Как и Кузнецов, он уже

обстрелян в трудных боях 1941 года, а по военной смекалке и решительному

характеру мог бы, вероятно, быть превосходным командиром. Но жизнь

распорядилась иначе, и поначалу мы застаём Уханова и Кузнецова в конфликте:

это столкновение натуры размашистой, резкой и самовластной с другой --

сдержанной, изначально скромной. С первого взгляда может показаться, что

Кузнецову предстоит бороться и с бездушием Дроздовского, и с анархической

натурой Уханова. Но на деле оказывается, что не уступив друг другу ни в одной

принципиальной позиции, оставаясь самими собой, Кузнецов и Уханов

становятся близкими людьми. Не просто людьми вместе воюющими, а

познавшими друг друга и теперь уже навсегда близкими. А отсутствие авторских

комментариев, сохранение грубого контекста жизни делает реальным, весомым

их братство. Наибольшей высоты этическая, философская мысль романа, а

также его эмоциональная напряжённость достигает в финале, когда происходит

неожиданное сближение Бессонова и Кузнецова. Это сближение без

непосредственной близости: Бессонов наградил своего офицера наравне с

другими и двинулся дальше. Для него Кузнецов всего лишь один из тех, кто

насмерть стол на рубеже реки Мышкова. Их близость оказывается более

возвышенной: это близость мысли, духа, взгляда на жизнь. Например,

потрясённый гибелью Веснина, Бессонов винит себя в том, что из-за своей

необщительности и подозрительности он помешал сложиться между ними

дружеским отношениям ("такими, как хотел Веснин, и какими они должны быть").

Или Кузнецов, который ничем не мог помочь гибнущему на его глазах расчёту

Чубарикова, терзающийся пронзительной мыслью о том, что всё это, "казалось,

должно было произойти потому, что он не успел сблизиться с ними, понять

каждого, полюбить...". Разделённые несоразмерностью обязанностей,

лейтенант Кузнецов и командующий армией генерал Бессонов движутся к одной

цели -- не только военной, но и духовной. Ничего не подозревая о мыслях друг

друга, они думают об одном и в одном направлении ищут истину. Оба они

требовательно спрашивают себя о цели жизни и о соответствии ей своих

поступков и устремлений. Их разделяет возраст и роднит, как отца с сыном, а то

и как брата с братом, любовь к Родине и принадлежность к народу и к

человечеству в высшем смысле этих слов.

План. 1. Биография. 2.

Место и время действия романа "Горячий снег". 3. Анализ произведения. а.

Образ народа. b. Трагедийность романа. с. Смерть как величайшее зло. d. Роль

прошлого героев для настоящего. е. Портреты персонажей. f. Любовь в

произведении. g. Кузнецов и люди. а. Зоя. б. Дроздовский. в. Уханов. h. Близость

душ Бессонова и Кузнецова. 4. Цель жизни героев романа. Список

использованной литературы. 1. Ю.В. Бондарев, "Горячий снег". 2. А.М.

Борщаговский, "Одно сражение и вся жизнь".

 

Особенности проблематики одного из произведений военной прозы. (По роману Ю.

Бондарева «Горячий снег»)

 

Мы были высоки, русоволосы. Вы в книгах прочитаете, как миф, О людях, что ушли не долюбив,

Не докурив последней папиросы. Н. Майоров

Серпилин, Ильин, Синцов из трилогии Константина Симонова «Живые и

мертвые» ,артиллеристы из романа Ю. Бондарева

«Горячий снег», девушки из повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие» и

тысячи, тысячи других не родились ни

героями,ни солдатками, они стали ими, когда над Родиной нависла смертельная опасность.

Просто душой, сердцем ощутили глубокую личную ответственность за Россию, за

народ и за все на свете в том смертельном бою, который шел «ради жизни на

земле». Всё, что написано о Великой Отечественной войне не отражает и сотой

доли той правды, которую вынесли из этой страшной трагедии писатели, поэты и художники.

В литературе появилось стремление вглядеться «в пядь войны», в один

памятный рубеж, в одну - две солдатские

судьбы, в один бой, чтобы понять и описать происходящее в душе одного

человека, оказавшегося в самом пекле войны.

Роман Юрия Бондарева «Горячий снег» интересен в том плане, что в нем

представлены различные «среды» армии: ставка, штаб, солдаты и офицеры на

огневой позиции. В произведении дан широкий

пространственный план и очень сжатое художественное время. Одни сутки

тяжелейшего боя, который вела батарея

Дроздовского, стали эпицентром романа.

И командующий армии генерал Бессонов, и член военного совета Веснин, и

командир дивизии полковник Деев, и

командир взвода Кузнецов, и сержанты, и солдаты Уханов, Рыбин, Нечаев, и

санинструктор Зоя объединены выполнением

важнейшей задачи: не пропустить гитлеровские войска к Сталинграду на помощь

окруженной армии Паулюса. Бессонов отдает

простой и ясный каждому приказ: «Ни шагу назад! И выбивать танки! И о смерти

забыть!» А полковнику Дееву: «Полкам

драться в любых обстоятельствах. До последнего снаряда. До последнего

патрона». Предстоял кровопролитнейший неравный

бой. Все понимали, что приказ «любой ценой», даже ценой собственной жизни –

не прихоть командующего, а приказ Родины,

истории, приказ собственной совести.

Бессонов – полководец, психолог, мыслитель. В нем аккумулируется воля к

победе, которая передается бойцам и

командирам. Бессонов не черствый, не бессердечный человек. Как радовался

он, когда узнал, что в этом бою «до последнего патрона»

остались живые! Чем он мог отблагодарить этих нескольких за всех погибших. Может

чувственно сказать: «Спасибо!», вручить награды, а через какое-то время сновать

появится жестокая необходимость бросить этих дорогих его сердцу людей в самое

пекло боя, и нет у него другого выбора. Если бы жестокая необходимость

потребовала, он сам бы пошел в окопы.

Храбрость его иного рода: в ответственности перед Родиной и своей совестью, за

те приказы, исполнение которых связано со смертью сотен, а то и тысяч

подчиненных ему людей. Право распоряжаться на войне – великое и опасное право.

Выполняя сложную и боевую задачу, командир не может не посылать в огонь сражений

своих солдат, но он обязан сделать все от него зависящее, чтобы на его совести

не было не одной лишней смерти.

Дроздовский и Кузнецов закончили одно и то же военное училище, в одно и то же

время. Вместе сражались, оба из рук Бессонова получили ордена. Однако по своей

человеческой сути Кузнецов намного выше Дроздовского. Он как-то душевнее, больше

верит людям. Кузнецов, даже когда вынужден приказать твердо и категорично, в

критические минуты боя остается Человеком. В нем, восемнадцатилетнем, уже

проступает то отцовское начало, которое формирует настоящего командира. Всеми

помыслами он следит за боевыми товарищами. Забыв о себе, в бою он теряет чувство

обостренной опасности и страха перед танками, перед ранениями и смертью.

Для Дроздовского война – это путь к подвигу или героическая смерть. Его

стремление ничего не прощать не имеет ничего общего с мудрой требовательностью и

вынужденной беспощадностью генерала Бессонова. Говоря о своей готовности

умереть, но не отступить в предстоящем бою, Дроздовский не лгал, не притворялся,

но сказал об этом с чуть излишним пафосом! Ему не мешает формальное бессердечное

отношение к дому, товарищам. Нравственная ущербность Дроздовского особенно

впечатлительно раскрывается в сцене гибели молодого солдата Сергуненкова. Как ни

пытался Кузнецов втолковать Дроздовскому, что его приказ проползти сто метров по

открытому полю и подорвать гранатой самоходку жесток и бессмысленен, ничего ему

не удалось. Дроздовкий до конца использует свое право посылать на смерть людей.

У Сергуненкова нет иного выхода, как выполнить этот невыполнимый приказ и

погибнуть. Нарушив военную субординацию, Кузнецов резко бросает в лицо

Дроздовскому: «Там, в нише, еще одна граната, слышишь? Последняя. На твоем бы

месте я взял бы гранату и к самоходке. Сергуненков не смог, ты сможешь?!»

Дроздовский не выдержал испытание властью, не осознал, что право, данное ему,

предполагает глубокое понимание своей святой ответственности за жизнь вверенных

ему людей. Сегодня мы как бы снова проходим по «горячему снегу» фронтовых дорог, еще и

еще раз преклоняясь перед силой духа живых и мертвых солдат той войны. А

произведения, посвященные войне, учат нас этой силе.

 

Подвиг человека на войне Ю.В.Бондарев

 

Много бед претерпела русская земля. Древнюю Русь топтали "поганые полки

половецкие" - и вставало войско Игорево за землю русскую, за веру

христианскую. Не одно столетие длилось татаро-мон-гольское иго - и

поднимались русские Пересветы и Осляби во главе с легендарным князем

Дмитрием Ивановичем Донским. Настала "гроза двенадцатого года" - и юные

сердца воспламенены желанием сражаться за отечество:

Страшись, о рать иноплеменных! России двинулись сыны;

Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных, Сердца их мщеньем зажжены.

История человечества - это, к сожалению, история войн, больших и малых. Это

потом, для истории, - Поле Куликово, Бородино, Про-хоровка... Для русского

солдата - просто земля. И нужно вставать во весь рост и идти в атаку. И

умирать... В чистом поле... Под небом России... Так русский человек выполнял

испокон веков свой долг, так начинался его подвиг. И в двадцатом веке доля

сия не миновала русского человека. Двадцать второго июня 1941 года на нашу

землю пришла самая жестокая и кровопролитная война в истории

человечества. В человеческой памяти этот день остался не просто как роковая

дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих тысячи четырехсот восемнадцати

дней и ночей Великой Отечественной.

Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества

пробил на наших часах, И мужество нас не покинет.

А. Ахматова

Литература вновь и вновь возвращает нас к событиям этой войны, к не

знающему себе равных в истории подвигу народа. По определению Ю.

Бондарева, героизм - преодоление самого себя. И писатель ставит своего

героя в самые тяжелые, самые трагические обстоятельства, проверяя,

испытывая его нравственную силу, его человеческую значимость в

чрезвычайно сложном конфликте, показанном предельными ситуациями войны,

когда при ежесекундном взгляде в лицо смерти все обострено, все

сконцентрировано в человеческой душе. Первые страницы повести "Батальоны

просят огня" воскрешают те далекие события: "Все горело, рвалось, трещало...

Клочья горячего пепла опадали в нагретом воздухе". Здесь открывается

поистине ад: ощущение смертельной опасности, обжигающей человека своим

дыханием. Удивителен художественный прием, использованный писателем: его

описание похоже на моментальные фотографии, что создает "эффект

присутствия". Каждый эпизод с достоверностью передает мельчайшие

подробности фронтового быта. И здесь, среди крови и смерти, человек просто,

незаметно делает обычное и святое дело - защищает Родййну. Нельзя не

согласиться с В. Кондратьевым, утверждавшим, что "одно нахождение тут...

является уже подвигом". И вот перед нашим взором возникает один из первых

бондаревских мальчиков артиллерист капитан Борис Ермаков. Он сбежал из

госпиталя, не желая отрываться от своей части, будто война вот-вот кончится

без него. Что это: юноше екая бравада или героизм? Полковник Гуляев

беседует с ним, искренне изумляясь этой пылкой, нетерпеливой энергии:

- Значит, раньше времени прибежал?

- Променять госпитальную койку вот на это... стоило, честное слово!

Жажда подвига - таков мотив бегства. Ермаков сжился с войной и, кажется, не

особенно задумывался о ней. Он любил риск. "Все с риском живешь, а не с

умом! - ругал его Гуляев. "Все - это конец прежнего, грань нового, грань жизни и

смерти: сумасшедший огонь, раскаленные докрасна стволы орудий, вольно

распахнувшаяся на пат--ной груди шинель, страшные в копоти глаза

наводчиков". Я будто вижу этого капитана в прожженной, пропахшей горьким

порохом гимнастерке, с воспаленными от бессонницы глазами, потерявшего

счет остервенелым атакам. Приказ о наступлении - это радость для Бориса.

Молодость жаждет новизны, пусть и гибельной. Ведя бой на плацдарме в тылу

противника и уже понимая, что поддержки не будет и что батальон обречен на

гибель, Ермаков и перед лицом смерти не изменяет чувству долга, не падает

духом. Он вершит свой незаметный подвиг... Сначала и не понимаешь, что это и

есть подвиг. Мы иногда понимаем подвиг чуть ли не как синоним славы, и очень

трудно нам понять его как долг или обыденность. В бондаревских

"Батальонах..." погибают почти все. Из нескольких сотен людей, в самых

жестоких и безнадежных обстоятельствах до конца выполнивших свой

солдатский долг, в живых остаются пятеро. В такие дни и в такие минуты особо

суровой мерой измеряется мужество и совесть человеческая. Кажется, ведь об

этом никто не узнает, стоит чуть-чуть поберечь себя - и ты спасен. Но спасен

ценою жизни других: кому-то нужно пройти эти страшные метры, а значит,

погибнуть, потому что еще ни один рубеж в мире не был взят без жертв. Вдвойне

подвигом, на мой взгляд, является способность не просто выжить в

нечеловеческих условиях, но и сохранить в себе Человека. Именно поэтому

капитан Ермаков, вернувшийся после боя к своим и повзрослевший за сутки чуть

ли не на несколько лет, нарушая все уставы и субординацию, бросит гневно и

бескомпромиссно в лицо командиру дивизии, карьеристу Иверзеву: "Я не могу

считать вас человеком и офицером". Прав был М. Луконин, написавший такие

строчки:

В этом зареве ветровом

Выбор был небольшой -

Но лучше прийти с пустым рукавом,

Чем с пустой душой.

Подвиг человека на войне бессмертен. Память о павших должна вечно жить в

наших сердцах так же, как живет она в душе героини В. Астафьева из повести

"Пастух и пастушка": "...И, послушав землю, всю засыпанную пухом ковыля,

семенами степных трав и полыни, она виновато сказала: - А я вот живу. Ем хлеб,

веселюсь по праздникам. А он, или то, что было им когда-то, остался в

безмолвной земле, опутанный корнями трав и цветов, утихших до весны.

Остался один - посреди России".

Хостинг от uCoz