Быков
1. Мотивы испытания на человечность в повести В.Быкова "Сотников".
3. В. Быков. "Облава". Сочинение 2
4. Тема войны в современной литературе (По творчеству В. Быкова)
5. Человек на войне (на примере ранней прозы В. Быкова)
6. Нравственная проблематика современной прозы. (По одному из
произведений по выбору учащегося.)
7. "Обелиск"
8. Рецензия на повесть В. В. Быкова "карьер "
9. Нравственный выбор героев в повести В.Быкова "Сотников"
11. В. Быков. "Истина заключается в том, что, не смотря на тяжелейшие испытания, мы победили"
Нравственный выбор героев в повести В.Быкова "Сотников"
"Война есть противное человеческому естеству состояние", - писал Л.Толстой, и
мы вынуждены согласиться с этим утверждением, ведь
война приносит страх, кровь, слезы. Война также является и
испытанием для человека.
Проблема нравственного выбора героя на войне характерна для всего
творчества В.Быкова. Эта проблема ставится практически во всех его
повестях: "Альпийская баллада", "Обелиск", "Сотников" и др. В повести Быкова
"Сотников" подчеркнуто заострена проблема подлинного и мнимого героизма,
которая составляет суть сюжетной коллизии произведения.
В повести сталкиваются не представители двух разных миров, а люди одной
страны. Герои повести - Сотников и Рыбак - в обычных условиях, возможно, и не
проявили бы свою истинную натуру. Но во время войны Сотников с честью
проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих
убеждений, а Рыбак перед лицом смерти меняет свои убеждения, предает
Родину, спасая свою жизнь, которая после предательства теряет всякую цену.
Он фактически становится врагом. Он уходит в мир иной, чуждый нам, где
личное благополучие ставится выше всего, где страх за свою жизнь заставляет
убивать и предавать. Перед лицом смерти человек остается таким, каков он
есть на самом деле. Здесь проверяется глубина его убеждений, его
гражданская стойкость.
Идя на задание, они по-разному реагируют на предстоящую опасность, и
кажется, что сильный и сообразительный Рыбак более подготовлен к подвигу,
чем хилый, больной Сотников. Но если Рыбак, который всю жизнь "ухитрялся
найти какой-нибудь выход", внутренне готов к предательству, то Сотников до
последнего дыхания остается верным долгу человека и гражданина. "Что ж,
надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить
смерть... Иначе зачем тогда жизнь? Слишком нелегко дается она человеку,
чтобы беззаботно относится к ее концу".
В повести Быкова каждый занял в ряду жертв свое место. Все, кроме Рыбака,
прошли свой смертный путь до конца. Рыбак стал на путь предательства только
во имя спасения собственной жизни.
Жажду продолжения жизни, страстное желание жить почувствовал
следователь-предатель и, почти не раздумывая, в упор ошеломил
Рыбака: "Сохраним жизнь. Будешь служить великой Германии". Рыбак
еще не согласился идти в полицаи, а его уже избавили от пыток. Рыбак
не хотел умирать и кое-что выболтал следователю. Сотников
во время пытки терял сознание, но не сказал ничего. Полицаи в повести
изображены тупыми и жестокими, следователь - хитрым и жестоким.
Сотников примирился со смертью. Он хотел бы умереть в бою, но это стало для
него невозможно. Единственное, что ему оставалось, определиться в
отношении к людям, оказавшимся рядом. Перед казнью Сотников потребовал
следователя и заявил: "Я - партизан, остальные тут ни при чем". Следователь
приказал привести Рыбака, и тот согласился поступить в полицию. Рыбак
старался убедить себя, что он не предатель, что убежит.
В последние минуты жизни Сотников неожиданно утратил свою уверенность в
праве требовать от других того же, чего он требует от себя. Рыбак стал для
него не сволочью, а просто старшиной, который как гражданин и человек не
добрал чего-то. Сотников не искал сочувствия в толпе, окружавшей место казни.
Он не хотел, чтобы о нем плохо думали, и разозлился только на выполнявшего
обязанности палача Рыбака. Рыбак извиняется: "Прости, брат". "Иди ты к
черту!" - следует ответ.
Что случилось с Рыбаком? Он не одолел судьбы заплутавшегося на войне
человека. Он искренне хотел повеситься. Но обстоятельства помешали, и
остался шанс выжить. Но как выжить? Начальник полиции полагал, что
"подобрал еще одного предателя". Вряд ли начальник полиции видел, что
творится в душе этого человека, запутавшегося, но потрясенного примером
Сотникова, который был кристально честным, выполнившим долг человека и
гражданина до конца. Начальник увидел будущее Рыбака в служении
оккупантам. Но писатель оставил ему возможность иного пути: продолжение
борьбы с врагом, возможное признание в своем падении товарищам и, в
конечном итоге, искупление вины.
Произведение проникнуто раздумьями о жизни и смерти, о человеческом долге и
гуманизме, которые несовместимы с любым проявлением эгоизма.
Углубленный психологический анализ каждого поступка и жеста героев,
мимолетной мысли или реплики - одна из самых сильных сторон повести
"Сотников".
Папа Римский вручил писателю В.Быкову за повесть "Сотников" специальный
приз католической церкви. Этот факт говорит о том, какое общечеловеческое,
нравственное начало усматривается в этом произведении. Огромная
нравственная сила Сотникова состоит в том, что он сумел принять страдания за
свой народ, сумел сохранить веру, не поддаться той низменной мысли, которой
поддался Рыбак. "Все равно сейчас смерть не имеет смысла, она ничего не
изменит". Это не так - страдания за народ, за веру всегда имеют смысл для
человечества. Подвиг вселяет нравственную силу в других людей, сохраняет в
них веру.
Мне нравится, c какой простотой пишет о Великой Отечественной войне Василь
Быков. В его произведениях мало батальных сцен, эффектных исторических
событий, но зато ему удается с потрясающей глубиной передать ощущения
рядового солдата на большой войне. Поэтому я решил написать сочинение о
защитнике Родины на примере повести Василя Быкова "Сотников". Описывая
самые незначительные ситуации, автор дает ответы на сложные вопросы
войны. В отличие от таких наших писателей, как Стаднюк, Бондарев, Бакланов,
Ананьев, которые ставят во главе произведений масштабные сражения, Василь
Быков строит свои сюжеты только на драматических моментах войны местного,
как говорят, значения с участием простых солдат. Шаг за шагом анализируя
мотивы поведения бойцов в экстремальных ситуациях, писатель раскрывает
читателю глубины психологических состояний и переживаний своих героев. Это
качество прозы Быкова отличает многие его работы: "Альпийская баллада",
"Западня", "Мертвым не больно" и другие. Сюжет повести "Сотников" прост: два
партизана Сотников и Рыбак отправляются в деревню, чтобы добыть
пропитание для отряда. Сотникова мучает "разрывающий" кашель, который и
выдаст его с напарником врагу, поэтому солдат мог бы легко уклониться от
задания, но он хочет показать боевым товарищам, что не боится ни "грязной
работы", ни опасности, и вызывается идти. Рыбак очень силен и готов ко всему,
но два партизана по-разному реагируют на предстоящую встречу с врагом.
Читателю кажется, что сильный и сообразительный солдат более подготовлен к
совершению отважного поступка, нежели хилый и больной. Но если Рыбак,
который всю жизнь "ухитрялся найти какой-нибудь выход", внутренне готов к
тому, чтобы совершить предательство, то Сотников до последнего дыхания
остается верным долгу человека и гражданина. Конечно, Рыбак не лишен
положительных человеческих качеств, но после того, как он с товарищем
попадает в плен, начинается его нравственное падение. Ради того, чтобы
остаться в живых, он вступает в ряды полицаев, предает друга и даже
становится его палачом. Сотников же ведет себя, как настоящий защитник
Родины. Он не думает о себе, простом солдате, который будет убит, как
множество других бойцов. "Что ж, надо было собрать в себе последние силы,
чтобы с достоинством встретить смерть. Иначе, зачем тогда жизнь? Слишком
нелегко достается она человеку, чтобы беззаботно относиться к ее концу".
Даже когда Сотникова ведут на повешение, он все еще старается защитить
невинных людей. Он все делает правильно для того, чтобы Отечество
гордилось его поступком. На таких людях, как Сотников, и была построена
победа в борьбе с врагом. Творчество Василя Быкова трагично по своему
звучанию, как трагична сама война, унесшая десятки миллионов человеческих
жизней. Писатель рассказывает о людях сильных духом, способных встать над
обстоятельствами и самой смертью. Я считаю, что Быков прав в том, что
отдает должное простым солдатам, воспевает их героизм, так как благодаря
именно их мужеству наша Родина выстояла в той тяжелой войне. Пусть имена
многих бойцов неизвестны, но их подвиг бессмертен.
Мотивы испытания на человечность в повести
В.Быкова "Сотников".
Все, что написал Быков за последнюю четверть века, это о войне. Он первым
из советских писателей сумел показать ее по-своему, отойдя от общепринятых рамок.
Основная идея его произведений - поведение людей в экстремальных
ситуациях, когда в одно мгновенье приходится решать такие сложные вопросы,
как: Кто прав? Кто виноват? Умереть или предать?. "Сотников" не исключение, в
этой повести Быков смог показать, что происходит с внутренним миром
человека, когда решается его судьба.
Вспомним эпизод, когда Сотников и Рыбак приходят к старосте. По суровым
законам военного времени они должны были убить его. Он сотрудничает с
фашистами, значит, предатель. Но был ли у него выбор? По своей воле он
сделал этот шаг? Нет! Но какое это имеет значение для партизан, которые
перевидали за военное время много таких, как он. Сам Петр, даже не пытается
оправдываться, -- знает, что бесполезно. Почему же Рыбак не убил его? Ведь
должен был, по всем понятиям должен. Пощадил он его только потому, что
"очень уж мирным, по-крестьянски знакомым показался ему этот Петр". Значит,
война не сделала из солдата машину для убийств, не смогла противостоять
здравому смыслу и гуманизму. Рыбак совершает безупречно правильный
выбор, положившись на свое чутье.
Ещё одно трудное решение предстоит сделать ему во время перестрелки с
полицаями. Он встает пе-ред выбором: или спасти тяжелобольного товарища,
или семнадцать человек от голодной смерти. В первый миг он выбирает
второе, но, отступая, он слышит, как отстреливается Сотников. Именно звуки
выстрелов заставляют его бросить овцу и вернуться на помощь. Зачем? Ведь
в лесу целый отряд, не евший несколько дней, а тут один лишь больной, к тому
же раненый. Не может, значит, Рыбак пойти против законов морали, не в его
духе трусить и бросать товарища, который на протяжении всего задания был
для него только обузой.
Во время перестрелки Сотников видит, как уходит его товарищ, но не винит его
за предательство: сам прекрасно понимает, что Рыбаку он только мешался, и
решает задержать полицаев, дав тем самым уйти напарнику.
Писатель В.Быков - участник Великой Отечественной войны. После окончания
службы в армии в родной Белоруссии он работал в областной газете, а потом
занялся литературным творчеством. Тема войны - основная тема в его
творчества. Большую известность получили такие его повести, как "Альпийская
баллада", "Третья ракета", "Сотников", "Карьер". В последние годы писатель
обратился к теме драматических тридцатых годов. Повесть "Облава" относится
именно к таким произведениям.
Действие происходит в белорусской деревне в середине тридцатых годов.
Уже прошла коллективизация, создан колхоз, раскулачены и выселены в
необъятные места так называемые кулаки, а на самом деле - крепкие хозяева.
Один из них - Федор Ровба - когда-то поверил революционным идеалам,
провозгласившим, что крестьянин - истинный хозяин земли. От советской власти
получил он земельный надел, усердно работал на этой земле, получал хороший
урожай. Хозяйство давало прибыль, и он приобрел молотилку. Вся округа
пользовалась этой машиной, а платили, кто сколько может. Федор не наживался
засчет своих односельчан. Но жил он в достатке, это его и погубило. Районные
власти по доносу завистливого человека решили принять меры к "новому
богачу". Один непосильный налог, затем другой - все это не только разоряло
Федора, но и делало его, по понятиям местных руководителей, врагом народа.
Ему бы бежать из деревни, куда глаза глядят, но он корнями врос в родную
землю, в свой дом, в свою усадьбу. Да еще хотелось Федору, чтобы сын
Миколка вышел в люди. Федор не хотел опрометчивым поступком мешать его
служебной карьере.
Но вот в деревне началось раскулачивание. И хотя семья Федора уже
бедствовала, не сумев рассчитаться с государством, Федора все же признали
кулаком. Тут постарался один из соседей, активист комбеда, который задолжал
Федору за молотьбу. Именно он и подсказал записать Федора в кулаки.
С женой и маленькой дочкой Федор был сослан на север. Работал на
лесозаготовках, не имея возможности хоть как-то уберечь от бед и болезней
жену и дочь. Жену схоронил в мерзлой северной земле, а затем и дочку не сумел
спасти от беды и недобрых людей. Оставшись один, Федор задумал бежать во
что бы то ни стало. Не сразу это удалось ему, но в конце концов оказался он
снова в родных краях. Он даже сам толком не знал, зачем он вернулся. Какая-то
сила тянула его к тем местам, где он рос, трудился, где росли его дети, где был
он когда-то счастлив. Ничего не осталось от его прежней усадьбы, но Федор
безошибочно мог бы найти то место, где она стояла. Но вся беда в том и
заключалась, что не мог он просто так подойти к знакомому месту, пройтись по
деревне, взглянуть в глаза людям. Красная пропаганда сделала свое черное
дело: люди считали его классовым врагом, преступником. Как же так могло
случится, что бывшие соседи стали врагами? Это для Федора было больнее
всего.
Голодный, измученный, бродил он вокруг родной деревни. Ему очень хотелось
узнать, какова она, новая жизнь. Случайный разговор с незнакомым стариком,
встреченным на опушке леса, убедил его, что дела в колхозе идут неважно.
Кормов не хватает, урожаи бедные. Пережили страшный голод, замучены
налогами. Да Федор и сам видел, как работали крестьянские женщины на
колхозном картофельном поле. Так за что же тогда он пострадал? Его
несчастья не стали основой для зажиточной и радостной жизни других людей. Но
самое страшное было впереди. Он все-таки попался на глаза односельчанам, и
те поднялись против него, устроили облаву, как на дикого зверя. Приехали из
города милиционеры, районные активисты, которыми руководил его родной сын
Миколка. Федора окружили со всех сторон, оставив ему один путь - в болотные
топи. Но болотная глушь казалась не такой страшной, как преследовавшие его
люди. Федор для них уже не человек, эти люди уже не живут по человеческим
законам. У них своя правда, свои лозунги, свои законы. Новое время разрушило
сложившиеся годами жизненные устои. Государство подавило человека. И
Федор не хочет быть своим среди таких людей. Он знает, что там, в болоте, его
погибель, но он не вернется к людям, у него с такими людьми ничего общего нет.
Трясина поглотила его вместе с его болью.
Быков очень остро переживает судьбу своего народа, по которому
прокатилось "красное колесо" сталинских преобразований. Книга написана с
сердечной болью, и с большой любовью к народу-труженику, понесшему
огромные жертвы во имя ложных идеалов.
Свержение самодержавия в начале века, разрушение "старого мира",
взаимоотношения русского крестьянства с новой властью и дальнейшее
развитие этих отношений дали повод и материалы для написания огромного
количества произведений о судьбе крестьянства. До недавнего времени
произведения, дающие "неверные" представления о жизни советского
крестьянства, были фактически под запретом. Сейчас издано большое кол-во
литературы, написанной по-разному и о разном. О достижениях, об успехах и об
ошибках советского правительства, об энтузиазме проведения реформ и
невероятной жестокости, которой эти реформы сопровождались. Мы можем
сравнивать, сопоставлять и предполагать, что было вынужденной
необходимостью, а что - непростительными ошибками. Например,
неоправданная жестокость раскулачивания. Повесть Василя Быкова "Облава"
рассказывает о судьбе крестьянина Хвёдора, который раньше был просто
батраком, а при власти советов стал владельцем небольшого надела земли.
Эта же власть землю у него и отняла... Изображая судьбу Хвёдора,
рассказывая о ней, В.Быков изображает судьбу многих рядовых крестьян, таких
же, как Хвёдор, ибо кредо настоящего художника в том, чтобы создавать образ
индивидуальный, но обобщённый и типизированный. Хвёдора постоянно мучает
один и тот же вопрос: за что он так страдает? Умирает жена, дочь, сын
отрекается от отца... Это больно, но главное несчастье Хвёдора в том, что он в
своей деревне - изгой. Возвращаясь, домой, видит, что сад его разорён, а дом и
прочие постройки растасканы. Разрушено то, что создавалось с таким трудом!
И душа Хвёдора страдает из-за ощущения бесхозности, из-за того, что его
работа ушла в никуда, и людям не послужила... По сути, Хвёдор, наказан судьбой
и советской властью за своё трудолюбие и упорство. Есть в повести полный
антипод Хвёдора, их сходство, пожалуй, только в том, что до революции они
занимали не высокую ступень на социальной лестнице. Этот крестьянин ничего
так и не добился. Хозяйство у него никудышнее, ибо сам он пьяница, лодырь,
завистник, жадный до денег, абсолютно равнодушный к судьбе своих
односельчан, их горю. И таких Советская власть если не жалует, то, по крайней
мере, не трогает, потому что взять с него нечего, да и "полезный человек":
помогает найти и уничтожить врага советской России. В "Облаве"
прослеживается невысказанная, но очевидная мысль: насильственное отнятие
земли и хозяйства, созданного с невероятным трудом, лишь обедняет страну и
не делает чести тем, кто этого не понимает. Коллективизация возможна, но не
такими темпами и не такими средствами. При насильственной коллективизации
все лучшие черты и традиции русского крестьянства обречены на гибель. Это
стало понятным теперь. Обсуждать и анализировать политику - дело историков;
пусть они решают, что было прогрессивным в политике Сталина, что -
замораживающим, но отрицать негативное в раскулачивании сегодня уже не
имеет смысла. "Облава" В.Быкова проникнута беспокойством, болью о русском
крестьянстве, размышлениями о его судьбе и верой в возрождение настоящего
российского крестьянства, верой в то, что всё худшее временно, не долговечно.
"Истина заключается в том, что, не смотря на тяжелейшие испытания, мы победили"
Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов.
Это было бы преступление перед павшими, преступление перед будущим, мы
должны помнить о войне, о героизме и мужестве, прошедших ее дорогами,
бороться за мир - обязанность всех живущих на Земле, поэтому одной из
важнейших тем нашей литературы является тема подвига советского народа в
Великой Отечественной войне.
Эта тема сложна, многообразна, неисчерпаема.
Задачи современных литераторов, пишущих о войне - огромны. Им необходимо
показать значимость борьбы и победы, истоки героизма советских людей, их
нравственную силу, идейную убежденность, преданность Родине; показать
трудности борьбы с фашизмом; донести до современников чувства и мысли
героев военных лет, дать глубокий анализ в один из самых критических
периодов в жизни страны и их собственной жизни.
Своеобразно разрабатывает тему войны белорусский писатель В.Быков, его
произведения отличает нравственно-психологическая проблематика.
Бескомпромиссность нравственных требований. Основой его сюжетов
является ситуация нравственного выбора. Писатель дает художественное
исследование моральных основ человеческого поведения в их социальной и
идеологической обусловленности.
Мне нравится, как пишет о войне Василий Быков. В его произведениях мало
батальных сцен, эффектных исторических событий, но зато ему удается с
потрясающей глубиной передать ощущения рядового солдата на большой войне.
На примере самых стратегически незначительных ситуаций автор дает ответы
на сложные вопросы войны. В отличие от таких наших писателей, как Стаднюк,
Бондарев, Бакланов, Ананьев, которые ставят во главу угла своих
произведений масштабные сражения и герои которых почти все из командного
состава армии, Василий Быков строит сюжеты только на драматических
моментах войны местного, как говорят, значения с участием простых солдат.
Шаг за шагом, анализируя мотивы поведения солдат в экстремальных
ситуациях, писатель докапывается до глубин психологических состояний и
переживаний своих героев. Это качество прозы Быкова отличает и его ранние
работы: "Третья ракета", "Альпийская баллада", "Западня", "Мертвым не
больно" и другие.
В каждой новой повести писатель ставит своих героев в еще более сложные
ситуации. Объединяет героев лишь то, что их действия нельзя оценивать
однозначно. Например, в "Альпийской балладе" Быков описывает побег
русского солдата из фашистского плена вместе с итальянкой Джулией. Здесь
автор увлекается описанием внешних событий: побег, погоня, любовь, смерть
героя и т.д. Но уже сюжет повести "Сотников" психологически закручен так, что
критики сбились с толку в оценке поведения героев Быкова. А событий в
повести почти никаких нет. Критикам было от чего растеряться: главный герой -
предатель?! На мой взгляд, автор сознательно идет на размывание граней
образа этого персонажа. Он не дает читателю возможности однозначно
взглянуть на того или иного своего героя.
Сюжет повести прост: два партизана Сотников и Рыбак отправляются в
деревню на задание - добыть овцу для пропитания отряда. До этого герои почти
не знали друг друга, хотя успели повоевать и даже выручили друг друга в одном
бою. Сотников не совсем здоров и вполне мог бы
уклониться от в общем-то пустякового задания, но он чувствует себя
недостаточно своим среди партизан и поэтому все же вызывается идти. Этим
он как бы хочет показать боевым товарищам, что не чурается "грязной работы".
Два партизана по-разному реагируют на предстоящую опасность, и читателю
кажется, что сильный и сообразительный Рыбак более подготовлен к
совершению отважного поступка, нежели хилый и больной Сотников. Но если
Рыбак, который всю свою жизнь "ухитрялся найти какой-нибудь выход",
внутренне уже готов к тому, чтобы совершить предательство, то Сотников до
последнего дыхания остается верным долгу человека и гражданина: "Что ж,
надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить
смерть... Иначе зачем тогда жизнь? Слишком нелегко достается она человеку,
чтобы беззаботно относиться к ее концу".
В повести Быкова каждый занял свое место в ряду жертв войны. Все, кроме
Рыбака, прошли свой смертный путь до конца. Рыбак встал на путь
предательства только во имя спасения собственной жизни.
Но характеры проявляются медленно. Рыбак, по сути парень жизнелюбивый и
не лишен положительных человеческих качеств. Он, например, делится с
товарищем остатками пареной репы, отдает Сотникову полотенце, чтобы тот
замотал им горло. Он предлагает больному Сотникову вернуться в отряд, и,
наконец, когда во время столкновения с полицаями ему почти удается убежать,
он все-таки возвращается назад, сообразив, что Сотников своей стрельбой
прикрывает его отход.
Ситуация меняется после их ареста. Рыбак до последней минуты не верит, что
из этой западни невозможно вырваться. Он решает потянуть время, сообщая на
допросе только то, что немцам уже известно про партизанский отряд. Но Рыбак
слишком прост для такой сложной игры с врагом, и, сам того не желая, он
проговаривается, попав в искусно расставленную ловушку. С этого момента
начинается его нравственное падение. Он понял окончательно, что остаться в
живых он сможет, только предав товарищей по оружию. Для Рыбака процесс
перехода в другое психологическое состояние проходит быстро и без мучений,
так как он уже был внутренне к этому расположен. Рыбак, как всякий предатель,
начинает жить по особым психологическим законам, исключающим все доброе и
светлое, что было до этого момента в человеческой душе. В конце повести он
становится палачом своего бывшего товарища.
Сотников, в отличие от Рыбака, сразу осознал безвыход ность ситуации, но в
последние минуты жизни он неожиданно утратил свою уверенность в праве
требовать от других того же, что и от себя. Рыбак стал для него не сволочью, а
просто старшиной, который как гражданин и человек не добрал чего-то.
Сотников не искал сочувствия в глазах присутствующих при казне людей. Он не
хотел, чтобы о нем плохо подумали, и разозлился только на выполнявшего
обязанности палача Рыбака. Рыбак извинился: "Прости, брат". Сотников бросил
ему в лицо лишь фразу: "Иди ты к черту!"
В чем глубина творчества писателя Быкова? В том, что он и предателю Рыбаку
оставил возможность иного пути даже после такого тяжкого преступления. Это и
продолжение борьбы с врагом, и исповедальное признание в своем
предательстве. Писатель оставил своему герою возможность покаяния,
возможность, которую чаще дает человеку Бог, а не человек. Писатель,
по-моему, предполагал, что и эту вину можно искупить. Папа Римский вручил В.
Быкову за повесть "Сотников" специальный подарок от католической церкви.
Этот факт говорит о том, что в этом произведении усматривается нравственное
общечеловеческое начало.
Творчество В. Быкова трагично по своему звучанию, как трагична сама война,
унесшая десятки миллионов человеческих жизней. Но писатель рассказывает о
людях сильных духом, способных встать над обстоятельствами и самой
смертью. И сегодня, я считаю, невозможно давать оценку событиям войны, тех
страшных лет, не принимая во внимание воззрений на эту тему писателя В.
Быкова.
Тема войны в современной литературе
(По творчеству В. Быкова)
Люди теплые, живые Шли на дно, на дно, на дно...
А. Твардовский
Мне нравится, как пишет о войне Василь Быков. В его произведениях мало
батальных сцен, эффектных исторических событий, но зато ему удается с
потрясающей глубиной передать ощущения рядового солдата на большой войне.
На примере самых стратегически незначительных ситуаций автор дает ответы
на сложные вопросы войны. В отличие от таких наших писателей, как Стаднюк,
Бондарев, Бакланов, Ананьев, которые ставят во главу угла своих
произведений масштабные сражения и герои которых почти все из командного
состава армии, Василь Быков строит сюжеты только на драматических
моментах войны местного, как говорят, значения с участием простых солдат.
Шаг за шагом анализируя мотивы поведения солдат в экстремальных ситуациях,
писатель докапывается до глубин психологических состояний и переживаний
своих героев. Это качество прозы Быкова отличает и его ранние работы:
"Третья ракета", "Альпийская баллада", "Западня", "Мертвым не больно" и другие.
В каждой новой повести писатель ставит своих героев в еще более сложные
ситуации. Объединяет героев лишь то, что их действия нельзя оценивать
однозначно. Например, в "Альпийской балладе" Быков описывает побег
русского солдата из фашистского плена вместе с итальянкой Джулией. Здесь
автор увлекается описанием внешних событий: побег, погоня, любовь, смерть
героя и т.д. Но уже сюжет повести "Сотников" психологически закручен так, что
критики сбились с толку в оценке поведения героев Быкова. А событий в
повести почти никаких нет. Критикам было от чего растеряться: главный герой -
предатель?! На мой взгляд, автор сознательно идет на размывание граней
образа этого персонажа. Он не дает читателю возможности однозначно
взглянуть на того или иного своего героя.
Сюжет повести прост: два партизана Сотников и Рыбак отправляются в
деревню на задание - добыть овцу для пропитания отряда. До этого герои почти
не знали друг друга, хотя успели повоевать и даже выручили друг друга в одном
бою. Сотников не совсем здоров и вполне мог бы уклониться от в общем-то
пустякового задания, но он чувствует себя недостаточно своим среди партизан
и поэтому все же вызывается идти. Этим он как бы хочет показать боевым
товарищам, что не чурается "грязной работы". Два партизана по-разному
реагируют на предстоящую опасность, и читателю кажется, что сильный и
сообразительный Рыбак более подготовлен к совершению отважного поступка,
нежели хилый и больной Сотников. Но если Рыбак, который всю свою жизнь
"ухитрялся найти какой-нибудь выход", внутренне уже готов к тому, чтобы
совершить предательство, то Сотников до последнего дыхания остается
верным долгу человека и гражданина: "Что ж, надо было собрать в себе
последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть... Иначе зачем тогда
жизнь? Слишком нелегко достается она человеку, чтобы беззаботно относиться к ее концу".
В повести Быкова каждый занял свое место в ряду жертв войны. Все, кроме
Рыбака, прошли свой смертный путь до конца. Рыбак встал на путь
предательства только во имя спасения собственной жизни.
Но характеры проявляются медленно. Рыбак по сути парень жизнелюбивый и не
лишен положительных человеческих качеств. Он, например, делится с
товарищем остатками пареной репы, отдает Сотникову полотенце, чтобы тот
замотал им горло. Он предлагает больному Сотникову вернуться в отряд, и,
наконец, когда во время столкновения с полицаями ему почти удается убежать,
он все-таки возвращается назад, сообразив, что Сотников своей стрельбой
прикрывает его отход.
Ситуация меняется после их ареста. Рыбак до последней минуты не верит, что
из этой западни невозможно вырваться. Он решает потянуть время, сообщая на
допросе только то, что немцам уже известно про партизанский отряд. Но Рыбак
слишком прост для такой сложной игры с врагом, и, сам того не желая, он
проговаривается, попав в искусно расставленную ловушку. С этого момента
начинается его нравственное падение. Он понял окончательно, что остаться в
живых он сможет, только предав товарищей по оружию. Для Рыбака процесс
перехода в другое психологическое состояние проходит быстро и без мучений,
так как он уже был внутренне к этому расположен. Рыбак, как всякий предатель,
начинает жить по особым психологическим законам, исключающим все доброе и
светлое, что было до этого момента в человеческой душе. В конце повести он
становится палачом своего бывшего товарища.
Сотников, в отличие от Рыбака, сразу осознал безвыходность ситуации, но в
последние минуты жизни он неожиданно утратил свою уверенность в праве
требовать от других того же, что и от себя. Рыбак стал для него не сволочью, а
просто старшиной, который как гражданин и человек не добрал чего-то.
Сотников не искал сочувствия в глазах присутствующих при казни людей. Он не
хотел, чтобы о нем плохо подумали, и разозлился только на выполнявшего
обязанности палача Рыбака. Рыбак извинился: "Прости, брат". Сотников бросил
ему в лицо лишь фразу: "Иди ты к черту!"
В чем глубина творчества писателя Быкова? В том, что он и предателю Рыбаку
оставил возможность иного пути даже после такого тяжкого преступления. Это и
продолжение борьбы с врагом, и исповедальное признание в своем
предательстве. Писатель оставил своему герою возможность покаяния,
возможность, которую чаще дает человеку Бог, а не человек. Писатель,
по-моему, предполагал, что и эту вину можно искупить. Папа Римский вручил В.
Быкову за повесть "Сотников" специальный приз католической церкви. Этот
факт говорит о том, что в этом произведении усматривается общечеловеческое
нравственное начало.
Творчество В. Быкова трагично по своему звучанию, как трагична сама война,
унесшая десятки миллионов человеческих жизней. Но писатель рассказывает о
людях сильных духом, способных встать над обстоятельствами и самой
смертью. И сегодня, я считаю, невозможно давать оценку событиям войны, тех
страшных лет, не принимая во внимание воззрений на эту тему писателя В.
Быкова.
Человек на войне (на примере ранней прозы В. Быкова)
Василь Быков - один из виднейших отечественных писателей, который на
протяжении долгих лет творческой работы остался верен теме войны. Он пишет
только о войне, не зная усталости и словно боясь не успеть рассказать
читателю, как губительно сказалась война на душах людей.
Василь Быков, как и Юрий Бондарев, Георгий Бакланов, принадлежит к числу
писателей-фронтовиков, которые не понаслышке знали, что такое фронт и
передовая. Быков воевал до конца войны на Юго-Западном фронте. И, в
сущности, ему не надо было ничего придумывать о ней в своих книгах. Все
тяготы войны он вынес на собственных плечах. Это был опыт, горячо и глубоко пережитый.
"Я не могу отделаться от мысли, - писал Ч. Айтматов, - что судьба сберегла нам
Василя Быкова, чтобы он, пройдя горнило войны, выстрадав сполна горькое
лихолетье партизанской Белоруссии, сказал бы в послевоенной литературе свое
сокровенное, неповторимое, преисполненное беспощадной правды и сыновней
боли слово от имени всех тех, тогдашних восемнадцатилетних, коим выпало,
пожалуй, самое трудное - трагическая и героическая доля".
Быков писал о войне такой, какой она была - в страданиях и крови. Он писал о
людях, которые в условиях этой войны вели себя по-разному, проявляя и
трусость, и героизм. Пожалуй, именно в этом аспекте Быков нам наиболее
интересен. Интересен тем, что показывает логику человеческого поведения в
экстремальной ситуации, обнажает его внутреннее душевное противоборство.
Это позволяет писателю глубоко понять народную, человеческую правду о войне.
В ранней военной прозе ("Фронтовая страница", "Западня", "Журавлиный крик",
"Третья ракета") Быков далек от хрестоматийного глянца в показе военных
событий, далек от показа ложного героизма, ложных чувств. Герои его поражают
правдой характеров, достоверностью взаимоотношений. Они верят, что
погибают не напрасно, что враг все-таки будет остановлен. С оружием в руках
погибают старшина Карпенко, ученый Фишер, Ванька Свист, держащие оборону
на переезде ("Журавлиный крик"). Тяжелораненый Иван Щербак кончает жизнь
самоубийством. чтобы дать возможность своему товарищу спастись от
гитлеровцев ("Фронтовая страница"). Не пропустив танки, гибнут
"сорокапятчики" старшего лейтенанта Желтых ("Третья ракета"). Некоторые,
правда, не выдерживают, под давлением обстоятельств становятся трусами и
предателями. Таковы Иван Пшеничный во "Фронтовой странице", Задо-рожный
в "Третьей ракете". Рыбак в "Сотникове". Фигуры эти взяты Быковым не
случайно. Автор хочет подчеркнуть, что трусость неминуемо влечет за собой
лицемерие, самообман, раздвоенность. Человек, лишенный мужества, теряет
не только собственное достоинство, но и уважение окружающих.
Проблема ответственности человека - вот что волнует Быкова уже в ранней
прозе. Попадая в ситуацию выбора, его герой проявляет свою духовную.
человеческую истину. Люди сильного характера, способные на
самопожертвование, - Карпенко и Свист в "Журавлином крике", Кри-венок и
Попов в "Третьей ракете", Климченко в "Западне". На этих людей всегда можно
положиться: они не подведут. Они стойко и мужественно переносят все тяготы
войны, ее нечеловеческие испытания и в то же время остаются обыкновенными
людьми с естественными, простыми мечтами о конце войны, о здоровье, о
жизни. "Им, - пишет Быков, автор " Фронтовой страницы", - хотелось только
одного - дожить до конца войны. Только б одолеть фашизм, дождаться победы,
увидеть хотя бы один мирный день без огня и крови, и больше, кажется, ничего
бы не нужно было. Они согласны были бы на любую работу, на самое скромное
место в жизни, им всюду был бы желанный покой после того ада, который они
пережили на фронте".
Своими первыми военными повестями Быков обратил внимание на то, что не
каждый человек способен на геройство, но каждый должен и может отвечать за
совершаемые поступки. Может быть, именно сознание ответственности
руководит поступками Фишера: не подготовленный к войне, он ценой
собственной жизни предупреждает товарищей о появлении немцев. То же
чувство заставляет Тимошкина упрямо идти к своим, несмотря ни на
что:"...отчаяние и гнев сжимали его горло, когда он вспоминал Скварышева,
Кеклидзе, Щербака и многих других славных ребят, что, занесенные снегом,
навеки остались на широких просторах венгерских равнин. Сквозь слезы он
ничего не видел вокруг, кроме далекого огня, который тихо мерцал на чьей-то
безвременной железной могиле. Огонь и вел его в темноте ночи - от гибели к жизни, туда, к своим".
Именно желание во что бы то ни стало установить справедливость заставляет
героя верить, бороться и не уставать жить. Ведь только тогда человек может
проявить великую силу духа, когда ставит перед собой высокие задачи, даже
если этим обрекает себя на смерть. В конечном итоге только в борьбе к
человеку приходят успех и победа над собой. Это происходит с героем рассказа
"Смерть человека", который, будучи тяжело раненным, мучительно
преодолевает каждый метр пути, решившись на самоотверженный поступок,
Думается, что те примеры, о которых рассказывает Быков, обнаруживают
огромный духовный потенциал, скрытый в человеке. Не случайно фашисты
писали о фанатизме советских людей, внутренний мир которых был просто
недоступен их пониманию.
Еще раз хочется подчеркнуть, что в описании человека на войне писатель
избегает одностороннего изображения: ведь человек постоянно меняется,
проявляет то одни, то другие качества. Все герои быковских повестей, очень
разные по характеру, возрасту, темпераменту, объединены одним: чувством
чести, сознанием того, что они выполняют свой воинский долг, умением брать на
себя ответственность в труднейших жизненных ситуациях. Самый главный
подвиг этих людей - это победа над собой, над своей усталостью и болью,
которая и есть самый главный залог духовной крепости человека.
Нравственная проблематика современной прозы. (По одному из произведений по выбору
учащегося.)
Проблема нравственного выбора характерна для всего творчества В. Быкова.
Скорее всего, что как фронтовик, он мог
наблюдать подобные ситуации, именно поэтому так тонко передает он мысли и
действия человека, оказавшегося «на распутье».
Поэтому людей, не поддавшихся обстоятельствам, имеющих нравственный
стержень, он ставит на пьедестал. Например, в
повести «Сотников».
Отряд окружен немцами. Партизаны голодают и мерзнут на болоте. Без пищи
они обречены. Рыбаку и Сотникову приказано
добыть еды. Глубокой ночью они уходят на задание. Именно с началом пути
автор начинает исследование своих главных
героев. Сотников тяжело болен. Его душит постоянный кашель. Рыбак советует
больному товарищу вернуться в отряд. Тот
отказывается: «все эти дни он был голоден и ему хотелось погреться в
домашнем тепле». Тогда Рыбак предлагает ему
вафельное полотенце, чтобы обмотать простуженное горло, и становится
теплее. Мы невольно начинаем проникаться симпатией
к бывшему старшине Рыбаку. Нам трудно представить, что, спустя несколько
глав, Рыбак будет уже другим человеком.
Писатель, будто нейрохирург, постепенно и осторожно раскрывает нам своих
героев. Наверное, своеобразным апогеем
повествования становится сцена в доме старосты, когда уважение к хватке
Рыбака, да и к его житейской морали -
максимальное. А сам Сотников предстает далеко не добрым человеком:
- Что, отпускаешь? – сипло спросил Сотников, когда они вдвоем остались
посреди двора.
-А, черт с ним.
Сотников полагал, что Рыбак, после того как отберет овцу старосты,
расстреляет его, как пособника фашистов. Он не мог
сочувствовать человеку, который согласился на службу у немцев. Однако
Рыбак «не любил причинять людям зло – обижать
невзначай или с умыслом». Еще один эпизод с женщиной, которая колет дрова у
своей избы. Сотников, ссутулясь, уныло
ожидал под стеной. А Рыбак закинул за спину карабин и, взявшись за топорище,
нарубил ей дров.
Однако нравственные испытания все более усложняются. Сотникова ранят в
перестрелке с полицаями. Сначала Рыбак
обрадовался, что оторвался от преследователей. Их задержал Сотников своим
карабином. И все же Рыбак «вдруг отчетливо
понял, что уходить нельзя. Как можно столько силы тратить на эту проклятую
овцу, если там оставался товарищ?». И он,
стараясь не рассуждать больше, быстрым шагом двинулся по своему следу
назад. Для него это был трудный выбор.
Сотникова же страшило другое: «стать для других обузой» или попасть в руки
полицаев. Он уже выбирает смерть. Василь
Быков подробно описывает, как Сотников стягивает со здоровой ноги
«смерзшийся бурок», чтобы в случае чего «только
впереть в подбородок ствол винтовки и пальцем ноги нажать на спуск».
Сотников – из тех, кто не уклоняется и не
сворачивает, и хотя последний выбор ему еще только предстоит, он уже живет с
ним в душе. Рыбак же жаждет жизни и
постоянно ведет борьбу за нее. Ради жизни он готов на все. Нам импонирует и
героическая позиция Сотникова, и страстное
желание Рыбака наслаждаться «свободой, простором, ветром в поле». Здесь
герои как бы на равных перед читателем.
Но постепенно отношение к героям начинает меняться. Мысли Рыбака о том,
что «страх за свою жизнь – первый шаг
на пути к растерянности», оказались пророческими. Рыбак принес раненого
Сотникова в сельскую избу, и здесь бывший
старшина в ожидании хозяйки испытывает нравственное раздвоение: «В нем
росла злость, хотя злиться вроде и не было на
кого. За время службы в армии в нем появилось пренебрежительное чувство к
слабым, болезненным». Но мы по-прежнему еще
верим поступкам Рыбака, а не его мыслям. Хотя постепенно его отчаянное
желание выручить Сотникова вытесняется мыслью о
том, что смерть его была бы кстати – развязала бы руки, убрала свидетеля с
его глупыми принципами.
Сотников же приходит к пониманию, что «надо собрать в себе последние силы,
чтобы с достоинством встретить смерть:
«Иначе зачем тогда жизнь? Слишком нелегко дается она человеку, чтобы
беззаботно относиться к ее концу». Это понимание
приходит к нему после их ареста полицаями, во время ожидания приговора.
Наверное, автор в какой-то степени хотел
провести параллель между Сотниковым и Христом. Если один восходил на
Голгофу, чтобы быть распятым, то другой поднимался
на виселицу. И последние мысли бывшего комбата перекликаются с заповедью
Христа: «Не бойтесь тех, кто способен убить.
Ведь они могут убить только тело, а души погубить они не могут». Это желание
В. Быкова опереться на библейские заповеди
проскальзывает и в середине повести, когда герои находились в хате старосты
и Рыбак видит черную обложку библии.
В конце концов, слишком принципиален и непонятен становится Сотников для
Рыбака. И он, уже став полицаем и получив в
качестве награды за измену Родине свою жизнь ( «тридцать сребреников
Иуды»), мысленно торопит смерть
товарища. Дабы ничто больше не напоминало, что есть в мире незыблемые
нравственные законы. За мгновение до гибели
Сотникова Рыбак просит у него прощение:
- Прости, брат!
- Пошел к черту, - коротко бросил Сотников.
И даже в этой фразе – намек на ад, в котором будет мучиться душа предателя.
Конечно, идеальность всегда требовательна, но в нравственных идеалах
заключен вечный свет, как бы они ни были
труднодостижимы. Поведение Сотникова подтверждает, что нравственный
порядок в мире неизменен.
И все же, в качестве послесловия, хотелось бы добавить, что слишком
«книжным», как мне кажется, получается образ
Сотникова. Потому и хочется воскликнуть: «Не верю!». По сути, идеальный
Сотников волей-неволей виноват в гибели
многодетной матери Демчихи, «библейского» старосты. Да и «заблудшей» овцы Рыбака.
Не выполнен и приказ командира. В лесу умирают от голода партизаны.
Задумываясь над превратностями творческой судьбы самого автора,
невольно приходишь к выводу, что самому В.
Быкову ближе по духу именно Рыбак. Переживания его и поступки выписаны
более правдоподобно, будто автор исследовал
потаенные уголки именно своей души. И напротив, мысли Сотникова,
изложенные писателем, звучат как пропагандистский
штамп: «Да, физические способности человека ограничены в своих
возможностях, но кто определит возможности его духа? Кто
измерит степень отваги в бою, бесстрашие и твердость перед лицом врага…».
Василь Быков покинул свою многострадальную родину, Белоруссию, и
эмигрировал в Германию, потом в Финляндию.
По-человечески понятно: это материально удобнее и выгоднее. Но как быть с
его желанием слыть «совестью нации», с
призывом «не служить у немцев»? Эту двойную мораль (для себя – одну, для
читателей – другую) вовремя почувствовал
писатель Солженицын и вернулся из Америки в Россию. Говорят, что в любом
произведении особенно запоминается последняя
фраза. Так и В. Быков в финале повести выводит своего героя из уборной с
оправдательными мыслями: «…такова
судьба…заплутавшегося на войне человека».
Рецензия на повесть В.В. Быкова "Обелиск"
Огромный интерес представляет творчество известного белорусского писателя
Василя Быкова. Большое количество повестей, рассказов было посвящено
Великой Отечественной войне, героизму и мужеству наших людей. Расцвет
творчества писателя пришелся на шестидесятые-семидесятые годы. Именно в
то время увидели свет такие крупные произведения автора, как "Сотников",
"Дожить до рассвета", "Волчья стая" и другие.
События Великой Отечественной войны с течением времени не теряют своего
значения. Не случайно писатели и поэты, публицисты и драматурги вновь и
вновь возвращаются к этой теме. В разные периоды истории нашего Отечества
она раскрывалась по-разному.
Для литературных произведений первых военных лет было характерно
стремление писателей к эпическому охвату и осмыслению действительности.
В художественной литературе послевоенных десятилетий на первый план
выступают темы пережитого во время войны и переосмысления событий тех
лет. Именно к этому периоду относится и творчество В. Быкова.
Несмотря на то что большинство его повестей посвящены теме войны, они
значительно отличаются от произведений других авторов, писавших об этом
времени. Писателя в первую очередь интересуют не столько эпизоды войны,
сколько психология героев, а также мотивы, определяющие их поступки.
Нравственная проблема в творчестве В. Быкова служит как бы "вторым
оборотом" ключа, открывающего дверь в произведение. "Первый же его
оборот" позволяет нам войти в мир героев и оказаться свидетелями тех
событий, которые происходят с ними в эти трагические военные дни.
Другой отличительной чертой произведений В. Быкова является то, что герои
писателя, попадая в необычные ситуации, раскрываются с совершенно
неожиданной стороны. Вот как сказал один из героев В. Быкова: "Вот что значат
условия. Наверное, в одних условиях раскрывается одна часть характера, а в
других - другая. Поэтому у каждого времени
свои герои". Наиболее ярко это проявляется в непростых условиях войны. В
своей повести "Сотников" писатель показывает, как очень сильный физически и
на первый взгляд идейный парень на самом деле, попадая в сложную
обстановку, оказывается трусом и негодяем, а внешне слабый и мягкий по
характеру Сотников - духовно сильным и честным человеком.
Но в наибольшей степени проблема нравственного выбора отражена в повести
В. Быкова "Обелиск", в которой автор рассказывает о непростой, трагической
судьбе обыкновенного сельского учителя Алеся Ивановича Мороза. В сердцах
своих односельчан он навсегда остается истинным героем, хотя официально
таковым и не был признан. И уже по прошествии многих лет после войны один из
молодых чиновников утверждает, что поступок учителя нельзя назвать подвигом.
Впервые об Алесе Ивановиче мы узнаем из рассказа Ткачука, присутствующего
на похоронах учителя, Павла Миклашевича, который всю свою жизнь посвятил
тому, чтобы поступок Мороза все же был оценен как подвиг, а его имя внесено в
список героев, в память которых в селе был поставлен обелиск.
Алесь Иванович дарил свою любовь и заботу ученикам, которые за долгие годы
общения стали ему родными. Одних он провожал поздним вечером домой,
других защищал от гнева родителей, брал на себя вину детей, совершивших
неблаговидные поступки, считая, что это его недосмотр как педагога. Но
главное, Мороз не пытался сделать из своих учеников "отличников учебы и
послушных зубрил", прежде всего, он старался помочь стать им настоящими
людьми. И все дальнейшие события подтвердили правильность этого выбора.
В повести есть прекрасные строки о сельских учителях, и нельзя не отметить, с
какой достоверностью рассказывает автор об их огромной роли в духовном
развитии народа. "Мороз был одним из них, кто сделал для людей много, подчас
на свой страх и риск, невзирая на трудности и неудачи".
Таким был Алесь Иванович в мирное время. Когда же началась война, он не
покинул родные места, не уехал скоропалительно в Минск вместе с
райкомовцами, а добился разрешения у немецких властей продолжать работу в
школе. Мороз считал, что "не для того он очеловечивал этих ребят, чтобы их
потом расчеловечили". В отличие от тех, кто претерпел превращение из
помощника прокурора в полицая, а из хозяйственного колхозника в яростного
ненавистника Советской власти, Алесь Иванович остался самим собой, остался
учителем, помогал партизанам.
Но поистине суровые испытания выпадают на долю ребят, беззаветно
преданных своему наставнику. Пытаясь спасти от ареста Мороза, ребята
оказываются в плену у немцев. Но даже под пытками фашистов, которым
подвергаются ребята, никто из них не говорит об Алесе Ивановиче.
Добровольная сдача Мороза немцам может быть расценена разными
читателями по-разному. Я же полагаю, что этот поступок Алеся Ивановича был
сообразован не с отвлеченными правилами поведения, а с требованиями его
личной совести, с его пониманием своего человеческого и учительского дома:
он не мог предать своих учеников, не мог бросить их одних в предсмертный час.
И до последнего момента Мороз оставался благородным человеком, не считая себя героем. Он
старался подбодрить, успокоить ребят. К счастью, перед казнью одному из
мальчиков удалось бежать, он был тяжело ранен, но смог выжить, а через
много лет продолжил дело своего учителя.
Алесь Иванович Мороз встретил смерть вместе со своими детьми, как Янош
Корчак, польский учитель, который пошел в газовую камеру вместе с учениками.
Автор нигде не упоминает этого имени, но аналогия возникает сама собой.
В. Быков обращается к вечным, "нетленным" темам. Идея доброты и
самопожертвования всегда тревожила умы и сердца самых выдающихся
русских писателей. Мы находим ее в раздумьях Болконского и Безухова,
Раскольникова и князя Мышкина о жизни и смерти, о человеческом долге и
гуманизме, в спорах Иешуа и Пилата об истинных человеческих ценностях.
Как и многие другие произведения писателя, повесть "Обелиск" производит
большое впечатление, заставляет о многом задуматься. Я полагаю, что
благородный человек, даже если он физически слаб (ведь Мороз был почти
калекой), в одиночку способен совершить героический поступок, пойти на
самопожертвование ради спасения еще более слабых и беззащитных.
Таким образом, рассказывая в своей повести о жизни и героическом поступке
своего героя, В. Быков пытался ответить на главный вопрос: как среди ужасов
войны людям удается сберечь в себе истинно человеческое: доброту, любовь,
сострадание, готовность принять смерть за своих близких. И в этом плане
главная мысль "Обелиска" выходит далеко за рамки описания событий войны и
соприкасается с лучшими традициями отечественной литературы - поиском
нравственных истин, к которым постоянно обращались в своих произведениях
такие писатели, как Л. Толстой, Ф. Достоевский, М. Булгаков и многие другие.
Обелиски... Обелиски... Много их на моей родной земле.
Для меня они - символ величия духа павших и нравственной чистоты живущих.
Проходят десятилетия, но идеи самопожертвования во имя Родины живут. Они
живы в тех стариках, которые молодыми прошли войну, в "детях войны",
которые вырастили новое поколение с идеалами преданности Отечеству.
Рецензия на повесть В. В. Быкова "Карьер "
В одном из журналов была опубликована повесть Быкова "Карьер". И вновь о
войне, о многострадальной земле Белоруссии, о трагических испытаниях,
которые выдерживают или не выдерживают люди, оказавшиеся в ситуации, где
возможность выбора ограничена гибелью или отступничеством, равносильным
предательству.Лето и осень 1941 года. Первые недели и месяцы войны,
обернувшиеся для сражающейся армии и для населения западных районов
страны тяжкой, такой неожиданной и до конца не объяснимой бедой, маленький
пристанционный поселок, накрытый беспросветным пологом фашистской
оккупации, первые массовые "акции" против беззащитных, растерянных мирных
жителей и первые, еще не очень умелые шаги сопротивления захватчикам,
каждый из которых оплачивается кровью. И наконец, взгляд на то, что когда-то
произошло в этих краях из нашего "мирного далека", взгляд, упирающийся в
конце концов в обелиск со скорбным списком погибших и в обрыв карьера, где
когда-то расстреливали подпольщиков...Если вот так обнажить канву повести
"Карьер", то может поначалу показаться, что все это узнаваемо и прежде всего
по предыдущим произведениям белорусского писателя. Но более
вчитываешься в страницы повести, тем более ощущаешь ее новизну,
принципиальную значимость для В. Быкова, ее прочные внутренние связи с
новыми произведениями о наших днях Ч. Айтматова, В. Астафьева, В. Белова и
В. Распутина. Да и у самого Быкова современность никогда ранее так властно
не врывалась в повествование о прошлом, никогда рассказу о наших днях не
отводилось столько места в традиционном для писателя военном сюжете.И
дело не только в композиции повести. Именно современность становится здесь
той нравственной точкой отсчета, от которой люди, пережившие военное
лихолетье, вглядываются в свое и чужое прошлое, судят и себя и тех, кто
остался в этом прошлом навсегда.А что же ищет в старом карьере этот
немолодой уже человек, вдовец и пенсионер, негромко, но, по всей видимости,
достойно проживший жизнь? Может, им движет лишь ностальгия по ушедшей
молодости? В повести В. Быкова есть и этот мотив. Вся она пронизана
щемящим чувством ускользающей памяти о такой, казалось бы, недавней, но и
такой далекой от текущих дел и событий ушедшей жизни. Сорок лет! Для истории
срок невелик. А для людей?Совсем крохотная деталь в начале повести
преисполнена глубокого смысла. Менялось название улицы, менялись хозяева
дома, теперь совсем заброшенного, умирающего, а когда-то давшего приют
раненому Агееву. И вот уже только совсем "глубокий старик в истоптанных
валенках на тощих ногах", "постоянно находящийся во власти старческих дум",
может хоть что-то сказать о Варваре Барановской, передавшей тогда
молоденькому командиру Красной Армии самое дорогое, что у нее было, - не
просто документы, память о своем погибшем сыне...Пожалуй, впервые не
только у В. Быкова, но и во всей нашей военной прозе так замедленно подробно
и впечатляюще рассказано об операции, проведенной без какого-либо
обезболивания в экстремальных условиях, об адской боли, которая
обрушивается на человека, когда у него, предварительно сделав разрез,
вытаскивают осколок, застрявший совсем рядом с бедренной костью. И как
боятся солдаты ранения в живот, обрекающего человека на почти верную и
мучительную смерть. И то чувство полной опустошенности, охватывающее
человека перед казнью, когда все уже изболелось и отболело и держится лишь
сознание, что "вся жизнь прожита без остатка и прожита не так, как хотелось, - в
беспорядке, не в ладах с совестью, с ошибками и неудачами".Говоря о судьбах
людей в бесчеловечных, противоестественных по самой сути ситуациях, в
которые ставит их война, писатель идет порой, по его же собственным словам,
на "упрощение и заострение отдельных характеров и положений", но они,
заметим от себя, отнюдь не превращаются в результате подобного заострения
в схемы. Возможно, что автор "Карьера" в данном случае не ставил себе цели
прямой художественной полемики, но перед нами еще один принципиальный
взгляд этих прерывистых юношей сорок первого с его нетерпеливостью и
максимализмом требований к себе и другим, с отчаянной храбростью
вступающих в схватку с врагом и почти неизбежно гибнущих в первых же
столкновениях.Как же разобраться Агееву в своих жизненных трудностях?
Такому твердому человеку в своих убеждениях, старающемуся быть абсолютно
честным перед самим собой, молодому человеку с весьма ограниченными
знаниями и кругозором? Еще более сложным оказался вопрос об истории
Белоруссии, о народных традициях, о чем с Агеевым впервые заговорил
Ковешко. И как-то неожиданно открылось, что об одном и том же почти теми же
словами мог говорить искренний патриот - отец Марии и прибывший вместе с
фашистами агент СД.Доверие. Необходимая в тех условиях настороженность.
Прямая подозрительность. Человеческое участие. Равнодушие и бездушие. Все
вырастает в проблемы, над которыми ранее Агеев как-то не задумывался, а
вот война поставила их перед ним обнаженно. Так же и вопрос о соотношении
цели и средств, ведущих к ее осуществлению в условиях, где каждый шаг может
быть оплачен слишком дорогой ценой. Нельзя сказать, что Агеев рассчитывает
эти шаги и при этом прячется сознательно за чью-то спину. Он упрям и способен
к бескомпромиссной оценке мотивов своих поступков. Но все-таки: каков же
конечный результат? И все, что происходит потом: его стойкость на допросе,
его холодное презренье к полицаям, Ковешко и немецкому офицеру,
пришедшему поговорить со странным русским офицером, - не может отменить в
нем самом чувства вины, остро ощущаемой даже в момент казни.Выше уже шла
речь о том, что повесть В. Быкова построена так, что сцены из сегодняшней
жизни, переплетаясь со сценами военными, занимают в ней, пожалуй, не
меньшее место. И пусть ограничен кругозор постаревшего Агеева, все же ему с
опытом прожитой жизни многое видать.Счет, принимаемый безоговорочно
человеком честным, трудно, но достойно прожившим всю отпущенную ему волей
жизнь. И хотя прибывшие на карьер бульдозеры оставляют ему крохотную
надежду на то, что Марию, может быть, миновала их общая участь, раскоп
собственной памяти и совести, который Агеев вел, два долгих летних месяца
работая в карьере, закончен.Пессимистичен ли финал повести? Думается, нет.
Ибо он пронизан верой автора в лучшее в человеке, и эту веру нам необходимо
передавать из поколения в поколение.