Чернышевский

1. Биография

2. Гражданский подвиг Н. Г. Чернышевского.

3. Эпоха царствования Александра II и появление <новых >

4. Повесть И. С. Тургенева "Ася" и статья Н. Г. Чернышевского" Русский человек на

Rendez-vous "

5. Изображение "новых людей" в произведениях Тургенева и Чернышевского

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Николай Гаврилович Чернышевский ( 1828-1889)

 

В 1842-1845 годах Чернышевский учился в Саратовской семинарии, где ему

прочили блестящую духовную карьеру.

В 1846 году поступил на отделение общей словесности Петербургского

университета.

1851-1853 гг. Служил старшим учителем в Саратовской гимназии.

1853 год – вернулся в Петербург, преподавал во   втором кадетском корпусе.

Работа в журнале «Отечественные записки».

1855 г . Чернышевский вышел в отставку, занялся журнальной работой для

«Современника»

С 1854 года вел в «Современнике» раздел критики и библиографии.

1857 год – передал работу Добролюбову и сосредоточился на политической ,

экономической и финансовых темах.

Осень 1861 года – за ним установлена слежка

7 июля 1862 года – он был арестован.

1883 год - при Александре III ему разрешили переселиться в Астрахань.

В июне 1889 года Чернышевский получил разрешение вернуться домой на

родину в Саратов.

1889 год – умер от кровоизлияния в мозг. Похоронен в Саратове.

 

Гражданский подвиг Н. Г. Чернышевского.

 

После крестьянской реформы 1861 года, когда в российских де-ревнях

начались волнения, вызванные грабительским характером реформы, получила

хождение прокламация <К> . Ее авторство власти решили приписать

Чернышевскому. Од-нако не так-то просто было расправиться со знаменитым

литератур-ным критиком, статьи которого пропускались царской цензурой и

широко печатались в <Современнике> и <Отечественных> . Всем было

известно о его революционных симпатиях, о бли-зости с Герценом и другими

крупными революционерами, однако эта сторона деятельности Чернышевского

была тщательно закон-спирирована. На виду была лишь его литературная

деятельность. С поразительной и дерзновенной ловкостью Чернышевский умел

вы-сказываться в своих статьях <между> . Когда в печатавшихся в

<Современнике> статьях о Гарибальди и в комментариях к ита-льянским

событиям он со странным упорством чуть ли не в каждой фразе повторял: <в> ,

<я> , даже самый бестолковый читатель в конце концов начинал понимать, что

речь шла о России и о текущих политических событиях. Тем не менее формально

придраться было не к чему.7 июля 1862 года власти, опасавшиеся открытого

восстания, арестовали Чернышевского и бросили его в Петропавловскую

кре-пость. Формальным поводом послужило письмо Герцена, в котором

говорилось о том, что он вместе с Чернышевским собирается печа-тать

<Колокол> за границей, поскольку в России журнал был за-прещен. Но этого

было мало, необходимо было предъявить Чернышевскому более веское

обвинение. Но в чем? И власти пошли на прямой подлог. Отставной уланский

корнет В. К. Костомаров, раз-жалованный в рядовые за тайное печатание

<возмутительных> , человек с психическими отклонениями и бездарный

поэт-гра-фоман, чтобы избежать наказания, согласился сотрудничать с III

отделением. Подделав почерк Чернышевского, Костомаров написал записку,

будто бы от Чернышевского, с просьбой изменить одно слово в прокламации.

Кроме того, Костомаров сфабриковал еще письмо, в котором якобы

содержались неопровержимые доказа-тельства прямого участия

Чернышевского в революционной дея-тельности. На основании этих фальшивых

улик в начале 1864 года сенат вынес Чернышевскому приговор - 14 лет каторги

и вечное поселение в Сибири. Александр II утвердил приговор, сократив срок

пребывания на каторге на 7 лет, однако фактически Черны-шевский провел в

заключении более 18 лет.При аресте Чернышевского были конфискованы все

его записи, в том числе дневник. Самые <опасные> заметки были зашифрованы

(довольно примитивным способом), однако в целом дневниковые за-писи

носили довольно беспорядочный характер, к тому же их язык и стиль производил

довольно сумбурное впечатление. Когда Черны-шевскому, который решительно

отверг фальшивку Костомарова, стали предъявлять обвинения уже на

основании дневниковых запи-сей, он придумал смелый и интересный ход: он

решил выдать днев-ник за черновик литературного произведения, а все свои

рассужде-ния - за вымысел беллетриста. Более того, существует мнение

(яростно оспаривавшееся официальным советским литературоведе-нием), что

Чернышевский стал писать <Что> лишь для того, чтобы оправдать содержание

своего <крамольного> дневника, который он таким образом превращал в

черновик романа. Едва ли причина его написания только в этом, однако эта

версия проливает свет на загадку романа, явно плохо продуманного и

написанного в спешке. Действительно, тон повествования то становится

небреж-ным и развязным, то оно приобретает надуманные, фантастические

черты.В советском литературоведении было принято утверждать, что царская

цензура просто-напросто <проглядела> революционный ха-рактер

произведения и поэтому допустила его к печати. Но есть и иная точка зрения:

цензоры прекрасно видели, что все в этом якобы <любовном> романе шито

белыми нитками, однако, прини-мая во внимание полное отсутствие каких-либо

художественных достоинств рукописи (об этом на первых страницах заявляет и

сам автор), они надеялись, что прославленный публицист и революцио-нер

скомпрометирует себя в глазах просвещенной общественности столь бездарной

поделкой. Но вышло все наоборот! И дело тут не в литературных дарованиях

автора, но в том, что он своей книгой сумел задеть за живое не одно поколение

молодых людей, которые смеялись над рассуждениями о Прекрасном и самой

безупречной форме предпочитали <полезное> содержание. Они презирали

<бес-полезное> искусство, зато преклонялись перед точными науками и

естествознанием, они отшатывались от религии, но с религиозным пылом

отстаивали веру в человека, точнее, в <новых> , то есть - в себя самих. Сын

священника и поклонник Фейербаха, Чернышевский, этот мученик за веру в

светлое будущее человечест-ва, открыл дорогу тем, кто подменил религию

Богочеловека рели-гией человекобога...Так случилось, что предсмертный бред

Чернышевского записал секретарь. Его последние слова удивительным

образом переклика-ются с фразой, сказанной несколько десятилетий спустя

ЗигмундомФрейдом по поводу своей научной деятельности: <В> . Чернышевский

в своих предсмертных грезах упоминал о каком-то сочинении (кто знает, быть

может, о своем романе?): <Странное> .

Нетрадиционная и непривычная для русской прозы XIX века завязка

произведения, более свойственная французским авантюр-ным романам, -

загадочное самоубийство, описанное в 1-й главе <Что> - была, по

общепринятому мнению всех исследова-телей, своего рода интригующим

приемом, призванным запутать следственную комиссию и царскую цензуру. Той

же цели служил и мелодраматический тон повествования о семейной драме во

2-й главе, и неожиданное название 3-й - <Предисловие> , которая на-чинается

словами: <Содержание> Более того, в этой главе автор,

полушутливым-полуизде-вательским тоном обращаясь к публике, признается в

том, что он вполне обдуманно <начал> . После этого автор, вдоволь

посмеявшись над своими читателями, говорит: <нагл> , с другой - как будто

готов раскрыть перед ним все карты и к тому же интригует его тем, что в его

повествовании присутствует еще и скрытый смысл! Читателю остается одно -

читать, а в процессе чтения на-бираться терпения, и чем глубже он погружается

в произведение, тем большим испытаниям подвергается его терпение...В том,

что автор и в самом деле плохо владеет языком, читатель убеждается

буквально с первых страниц. Так, например, Черны-шевский питает слабость к

нанизыванию глагольных цепочек: <Мать> ; обожает по-вторы: <Это> ; речь

автора небрежна и вульгарна, и порой возникает ощущение, что это - плохой

перевод с чужого языка: <господин> ; <Долго> ; <Он> ; <Люди> ; <Конец> ;

авторские от-ступления темны, корявы и многословны: <Они> ; <...> <После>

Увы, подобные примеры можно приводить до бесконечности...Ничуть не меньше

раздражает смешение стилей: на протяже-нии одного смыслового эпизода одни

и те же лица то и дело сбива-ются с патетически-возвышенного стиля на

бытовой, фривольный либо вульгарный.Почему же российская общественность

приняла этот роман? Критик Скабичевский вспоминал: <Мы> . Даже Герцен,

признаваясь, что роман <гнусно> , тотчас оговаривался: <с> . С какой же

<другой> ? Очевидно, со стороны Истины, служение ко-торой должно снять с

автора все обвинения в бездарности! А <пере-довые> той эпохи Истину

отождествляли с Пользой, Пользу - со Счастьем, Счастье - со служением все

той же Истине... Как бы то ни было, Чернышевского трудно упрекнуть в

неискренности, ведь он хотел добра, причем не для себя, но для всех! Как писал

Владимир Набоков в романе <Дар> (в главе, посвященной Чернышевскому),

<гениальный> . Другое дело, как сам Чернышевский шел к этому добру и куда

вел <новых> . (Вспомним, что цареубийца Софья Перовская уже в ранней

юности усвоила себе рахметовскую <боксерскую> и спала на голом полу.) Пусть

же революционера Чернышевского со всей строгостью судит история, а

писателя и критика Чернышевского - история литературы.

 

Эпоха царствования Александра II и появление <новых> , описанных в романе

 Н. Г. Чернышевского.

 

В конце царствования Николая I страна буквально задыхалась в тисках

полицейского режима: во всех российских университетах были закрыты

кафедры философии, и даже попытки перевода на живой русский язык книг

Священного писания воспринимались как дерзкий вызов устоям общества.

Протоиерей Г. П. Павский, преподававший в Петербургской духовной академии,

был осужден церковным судом за то, что перевел на русский язык несколько

книг Библии и использовал эти переводы на занятиях со студента-ми. В этой

удушливой атмосфере окончательно сложились основные направления русской

общественной мысли и получил последнюю закалку политический и идейный

радикализм, который со всей решительностью заявил о себе при Александре

П.Вопросом, неизменно волновавшим просвещенное русское общество, было

отношение к религии. В 40-е годы в русскую гуманистическую мысль, которая

шла по пути секуляризации, то есть обособления от религии и Церкви, входит

идея социализма. Именно эта идея впоследствии выступила в качестве

заменителя религиозного мировоззрения. Когда в русской жизни произошел

сдвиг в сторону демократизации (освобождение крестьян в 1861 году),

различные течения секуляризма становятся более смелыми и активными.

Однако, даже принимая формы богоборчества, эти движения связаны с

напряженными духовными исканиями, с потребностью удовлетворить

религиозные запросы масс - без христианства, или, по крайней мере, без

Церкви. В 1848 году 20-летний Чернышевский записывает в своем дневнике:

<Что> жизнь коммуны, созданной Верой Павловной под влиянием <фаланг> и

<фаланстер> Фурье.) Однако кроме кружка <петрашевцев> , мирно изучавших

произведения Фурье (в этот кружок входил Достоевский), уже формировались и

другие, более радикально настроенные группы молодежи из разночинцев.

После неудачной войны 1854-1855 годов, всколыхнувшей все русское

общество, эта молодежь заявила о себе в полный голос и заговорила языком,

которого до сих пор не слышали в России. Яркий образец этого языка мы видим

в творчестве Чернышевского, типичного представителя нового поколения

борцов за свободу и искателей всеобщего счастья. Он был их идейным вождем,

и его мировоззрение, словно зеркало, отражает черты <новых> , образы

которых он обрисовал в своем романе, их <учебнике> . Для нового поколения

характерно, что оно стоит в резкой оппозиции к предыдущему. Оно упре-кает

своих предшественников в <романтизме> , смеется над культом искусства и

любовью к отвлеченному мышлению. Новое поколение защищает <реализм> ,

ищет опоры в точном здании, что порождает чуть ли не религиозное поклонение

<точным> наукам, особенно естествознанию. К искусству разночинцы

предъявляют совсем иные требования: оно должно указывать пути жизни и

воспитывать общество в духе новых, <прогрессивных> идей. Верховным

принципом морали становится у них вера в личность и ее творческие силы,

защита <естественных> движений души и наивная вера в теорию <разумного> ,

которой уделено столько серьезных рассужде-ний в романе <Что> .Трагический

путь Чернышевского показывает основное противоречие, раскалывавшее

сознание <новых> : они были мечтателями и идеалистами, но хотели верить

лишь в <пользу> ; они вдохновлялись верой в Идеал, а при этом готовы были

свести к элементарной физиологии все человеческие чувства. Им не хватало

культуры мышления, но они презирали его, считая мысль, не связанную с

практической пользой, бесполезной. Они отрицали вся кую религиозную веру, а

сами свято верили в свои утопические мечты и, подобно Чернышевскому,

приносили себя в жертву буду-щему, отрицая само понятие жертвы... В

стихотворении, посвящен ном Чернышевскому, Некрасов написал: Его послал

Бог гнева и печали Рабам земли напомнить о Христе.

 

ПОВЕСТЬ И. С. ТУРГЕНЕВА "АСЯ" И СТАТЬЯ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО "РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК

НА RENDEZ-VOUS"

 

Когда я перевернула последнюю страницу повести И. С. Тургенева "Ася", у меня

появилось ощущение, что я только что прочла стихотворение или услышала

нежную мелодию. Все было так красиво: каменные стены древнего города,

серебряный ночной Рейн... Вообще-то нет смысла пересказы-вать своими

словами тургеневские пейзажи. Для меня "Ася" - это "тонкий запах смолы по

лесам, крик и стук дятлов, немолчная болтовня светлых ручейков с пестрыми

форелями на песчаном дне, не слишком смелые очертания гор, хмурые скалы,

чистенькие деревеньки с почтенными старыми церквами и деревьями, аисты в

лугах, уютные мельницы с проворно вертящимися колесами...". Это ощущение

спокой-ного мира, в котором человек может быть счастлив, если только сам не

разрушит возникшей гармонии.

И вот я стала читать статью Н. Г. Чернышевского "Русский человек на

rendez-vous", которая появилась вскоре после публикации тургеневской повести.

Сначала мне показалось, что критик воспринял "Асю" примерно так же, как я. Он

пишет: "Повесть имеет направление чисто поэтическое, идеальное, не

касающееся ни одной из так называемых черных сторон жизни. Вот, думал я,

отдохнет и освежится душа".

Но выяснилось, что Чернышевский вовсе не собирается отдыхать душой и

наслаждаться тургеневским стилем. Статья была посвящена разоблачению

главного героя повести - господина N. Для меня он был прежде всего не очень

опыт-ным в жизни, мечтательным молодым человеком, который больше всего

на свете боялся совершить неблагородный, недостойный поступок. Другими

словами, я оценивала его как настоящего интеллигента. Его счастье с Асей не

состоялось, потому что он боялся, не мог позволить себе злоупотребить ее

доверием, ответить злом на дружеское отношение ее брата.

Кроме того, и девушка, и рассказчик стали жертвами общественных

предрассудков прошлого столетия. Брат Аси, Гагин, был уверен, что господин N

не женится на ней, ведь она незаконнорожденная. Он писал: "Есть

предрассудки, которые я уважаю..." Главный герой повести даже не сразу

понял, о чем шла речь. "Какие предрассудки? - вскричал я, как будто он мог

меня слышать. - Что за вздор!" Тургенев с горечью писал о том, что люди не

понимают друг друга, неверно толкуют чужие слова и поступки и этим разрушают

собственное счастье.

Но Чернышевский увидел в повести совсем другое. Для него господин N чуть ли

не злодей, по крайней мере, безнадежно дурной человек. Самое удивительное,

что критик считает эти качества не личными, а общественными. Он утверждает,

что рассказчик - общественный портрет русской интеллигенции, а она

изуродована отсутствием гражданских свобод. "...Сцена, сделанная нашим

Ромео Асе ... только симптом болезни, которая точно таким же пошлым образом

портит все наши дела, и только нужно нам всмотреться, отчего попал в беду наш

Ромео, мы увидим, чего нам всем, похожим на него, ожидать от себя и ожидать

для себя во всех других делах... Без приобретения привычки к самобытному

участию в гражданских делах, без приобретения чувства гражданина ребенок

мужского пола, вырастая, делается существом мужского пола средних, а потом

пожилых лет, но мужчиною он не становится... Лучше не развиваться человеку,

нежели развиваться без влияния мысли об общественных делах, без влияния

чувств, пробуждаемых участием в них".

Получается, что господин N отверг и обидел Асю, потому что не имел опыта в

общественных делах? Для меня это звучит абсурдно. Но зато я гораздо лучше

поняла, что такое "метод реальной критики". Используя его, можно любую книгу

связать с общественными, политическими вопросами.

Намного яснее я представила себе и самого Чернышевского. В 1858 году, когда

была опубликована повесть Турге-нева и появилась статья "Русский человек на

rendez-vous", набирали силу революционные демократы. Они во всем искали

практический смысл, пользу и были уверены, что писать о любви, о природе, о

красоте - совершенно ненуж-ное занятие. Чернышевскому было важно накануне

великих общественных реформ убедить читателей, что надо быть активными

гражданами, бороться за свои права и свое счастье. Это, конечно, достойная

цель для публициста. Но мне все-таки жалко повесть Тургенева "Ася". Она не

имеет никакого отношения к борьбе за гражданские свободы. Ее героиня

запоминается тем, что по-своему видит мир. "Вы в лунный столб въехали, вы

его разбили, - закричала мне Ася". Такие образы не устаревают, в отличие от

политических намеков Чернышевского. И, по-моему, сегодня, через сто сорок

лет, лучше читать эту повесть как прекрасные стихи.

 

Изображение "новых людей" в произведениях Тургенева и

Чернышевского

 

Практически всех крупных русских писателей волновала судьба передового

человека своего времени. Эта тема нашла свое отражение в романе Тургенева

"Отцы и дети" и в романе Чернышевского "Что делать?". Главные герои этих

произведений представляют новый тип передовой молодежи. По социальному

происхождению Базаров, Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна - типичные

разночинцы. Все они с детства приучены к труду, в жизни они привыкли

полагаться только на собственные силы. Так, Чернышевский рассказывает о

своих героях: "Лопухов с очень ранней молодости, почти с детства, добывал

деньги на свое содержание;

Кирсанов с 12 лет помогал отцу в переписывании бумаг, с IV класса гимназии

тоже давал уже уроки. Оба грудью, без связей, без знакомств пролагали себе

дорогу". Тургенев ничего не рассказывает о студенческих годах Базарова, но

"...надо полагать, - писал Герцен, - что то была жизнь бедная, трудовая,

тяжелая... Евгений Васильевич содержал себя... собственными трудами,

перебивался копеечными уроками и в то же время находил возможность

готовить себя к будущей деятельности". Базарову и "новым людям" присуще

стремление к образованию, к изучению естественных наук. В романе "Что

делать?" не только Лопухов и Кирсанов занимаются медициной, но и Вера

Павловна. Базаров также уделяет много времени естественным наукам. Он

часами просиживает за своим микроскопом, ставит опыты. Аркадий говорит о

Базарове: "Главный предмет его - естественные науки". Базаров отрицает

красоту природы, искусство, любовь. Он говорит Аркадию:

"Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник". "Новые люди", в

отличие от Базарова, чувствовали красоту природы, признавали существование

любви. Многие взгляды Базарова, вследствие их примитивности, были начисто

разбиты самой жизнью. Так, после знакомства с Одинцовой в нем пробуждается

настоящее поэтическое чувство. Но даже любовь к Одинцовой не смогла

заставить Базарова отказаться от своих взглядов. Для него убеждения важнее,

чем любовь. Такое отношение к любви сближает Базарова с Рахметовым,

который приносит любовь в жертву своему делу. Рахметов - человек умный,

образованный, обладающий железной волей. В отличие от Базарова и "новых

людей", он был из фамилии, известной с XIII века, то есть одной из древнейших

не только у нас, айв целой Европе. Но, несмотря на свое происхождение,

Рахметов был гораздо ближе к народу, чем Базаров. Рахметов много

путешествовал по России, знакомился с жизнью народа, даже работал вместе с

бурлаками, которые за выносливость и силу прозвали его Никитушкой Ломовым.

Про Базарова же крестьяне говорили: "Известно, барин: разве он что

понимает?" Базаров, так же как Рахметов, понимал необходимость

преобразований в жизни общества и выступал за революционный путь. "Мы

драться хотим", - говорит он Аркадию. Однако программы преобразований у

Базарова не было. Он оказался просто нигилистом. Базаров считает, что его

миссия состоит только в том, чтобы

"место расчистить". Рахметов и "новые люди" знали, за что они борются,

представляли себе основные черты общества будущего. "Новые люди" даже

стремились перенести некоторые из них в настоящее. Таковы были их семейные

отношения и устройство мастерских Верой Павловной. Отсутствие

окончательной цели у Базарова сделало догматичными его суждения. Он

практически никогда не отстаивал своей точки зрения, не пытался доказать

правильность своих выводов. Свое утверждение он считал неопровержимой

истиной, и лишь сама жизнь могла заставить Базарова усомниться в этом.

Например, утверждение Базарова: "Мы действуем в силу того, что мы признаем

полезным" - выглядит несколько догматично. У "новых людей" оно выдвигается

как теория разумного эгоизма, которую Лопухов излагает Вере Павловне:

"...человек действует по необходимости, его действия определяются влияниями,

под которыми происходят (...) влияния берут верх над другими, когда поступок

имеет житейскую важность, эти побуждения называются выводами, игра их в

человеке - соображением выгод... поэтому человек всегда действует по расчету

выгод". Отсутствие окончательной цели у Базарова, жизненная

несостоятельность его взглядов лишали его будущего. Это автор подчеркивает

с помощью художественных средств. Так, Базаров одинок, у него нет друзей,

которые полностью разделяли бы его взгляды. Нелепая смерть героя также не

вытекает из логики романа. Герцен писал, что Тургенев не знал, что делать с

Базаровым, и уморил его "тифусом". Чернышевский же, в отличие от Тургенева,

изображает людей, за которыми будущее. Он пишет, что число "новых людей"

постоянно растет и что их деятельность уже приносит определенные

результаты. Такая разница в изображении героев и их взглядов объясняется

тем, что Тургенев отразил в своем романе начальный период

разночинно-демократического движения. Базарову не суждена победа, так как

он стоит еще в преддверии будущего, и этим Тургенев объясняет причину его

гибели. Чернышевский описывает движение шестидесятых годов, он рисует

образы "новых людей" с безоговорочным сочувствием, без тех внутренних

противоречий, которые были характерны для отношения к "нигилизму" автора

"Отцов и детей".

Хостинг от uCoz