Гумилев
1. "Золотое сердце России мерно бьется в груди моей"
2. Мои размышления над строкой Н. С. Гумилева
"Золотое сердце России мерно бьется в груди моей"
"Серебряный век" русской поэзии... Имена, даты, направления... Многие его
представители ощутили счастливые минуты подъема и славы, а затем были
втоптаны в безвременье тяжелыми сапогами революции, гражданской войны и
культа личности. Николай Гумилев. Многие десятилетия мы были обречены на
слухи и домыслы о его судьбе — и о жизни его, и уж тем более об
обстоятельствах гибели. В час, когда он родился, морская крепость Кронштадт
была сотрясаема штормом. Старая нянька увидела в этом своеобразный знак,
сказав, что у родившегося "будет бурная жизнь". И она оказалась права: поиски,
метания, страсть к путешествиям — короткие, но бурные тридцать пять
отпущенных Всевышним лет. Как говорят» поэт в России — больше, чем поэт. И
никто не может сказать о поэте лучше, чем говорят его стихи: Я пропастям и
бурям вечный брат. Но я вплету в воинственный наряд Звезду долин, лилею
голубую. Поэзия Гумилева аполитична, и это один из моментов, который, наряду
с искусством стиха, привлекает меня в его творчестве. В его стихах нашли
отражение и любовь, и путешествия, и война, и экзотика. Только политика
осталась в стороне. Гумилева волновали не вопросы обустройства мира, а сам
удивительный и неведомый мир, ощущения от соприкосновения с ним. Он создал
теорию акмеизма, призывая воспринимать мир безоговорочно, но сам
акмеистом не стал, потому что был больше, значительнее этого направления.
Кажется, что каноны акмеизма были для него лишь условностью. А какие были у
него учителя! Аннен-ский, Вийон, Готье, Брюсов. Николай Гумилев —
прирожденный поэт, построивший собственный мир слова и чувства. Время
доказало, что этот мир нам не чужд, как не чужды любовь и грусть, счастье и
разочарование. Но печаль стихов Гумилева особенно лирична, особенно
чувственна, по-особенному завораживающа и трогательна: Сегодня, я вижу,
особенно грустен твой взгляд И руки особенно тонки, колени обняв. Послушай:
далеко-далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф. Каждая книга
Гумилева — это итог сделанного им на момент ее выхода, это осмысление
жизни и серьезная работа души, которая Глас Бога слышит в воинской тревоге
И Божьими зовет свои дороги. Его философская лирика вылилась в сборник
"Колчан", в котором он задается вопросами, ранее его не волновавшими,
совершает открытия, доселе ему недоступные, например: Я вежлив с жизнью
современною, Но между нами есть преграда. Все, что смешит ее, надменную,
Моя единая отрада. Несмотря на большую увлеченность экзотическими
странами Африки и Азии, Николай Гумилев безгранично предан родине. В то
время, когда многие уже покинули или собирались покидать Россию, он
возвращается, идя навстречу первой волне эмиграции. Я не знаю, как
сложилась бы его судьба вне родины, но для русской поэзии он сделал
максимум того, что мог, именно потому, что вернулся. А не вернуться Николай
Гумилев не мог, потому что однажды сделал для себя открытие: Я кричу, и мой
голос дикий, Это медь ударяет в медь, Я, носитель мысли великой, Не могу, не
могу умереть. Словно молоты громовые Или воды гневных морей, Золотое
сердце России Мерно бьется в груди моей.
Мои размышления над строкой Н. С. Гумилева
Судьба, личность и творчество Николая Степановича Гумилева вызывают
сейчас большой интерес. Это неудивительно, так как его творчество полно
смелости, новизны, остроты чувств, взволнованной мысли. Гумилев был
необоснованно причислен к участникам контрреволюционного движения и
расстрелян в 1921 году (ему было 35 лет). Свое первое стихотворение "Я в лес
бежал из городов..." Гумилев опубликовал в журнале "Тифлисский листок" в 1902
году, то есть в 16 лет. В 1905 году появилась книга стихов "Путь конкистадоров".
"По выбору тем, по приемам творчества автор явно примыкает к "новой школе"
в поэзии. Но пока его стихи — только перепевы и подражания, далеко не всегда
удачные", — писал В. Брюсов о первом сборнике Гумилева, который был
выпущен, когда он еще учился в гимназии. В какой-то мере Брюсов был прав. И
все-таки юношеские, "конкистадорские" стихи имели свой настрой. Новый
подход Н. Гумилева к миру виден в следующих строках: Как смутно в небе диком
и беззвездном! Растет туман, но я молчу и жду, И верю, я любовь свою найду...
Я конкистадор в панцире железном. "Конкистадор" завоевывал не земли, не
страны, а новую любовь, проникая в "тайны дивных снов", добывая звезды с
"заснувшего небосклона". В его первом сборнике видны следы символистской
поэзии: "голубая высота", "вечное блаженство мечты", "чары красоты". В 1908
году выходит его вторая книга "Романтические цветы", в которой духовные
запросы Гумилева получили дальнейшее развитие. Здесь чувствуется жажда
сильных и прекрасных чувств: "Ты среди кровавого тумана к небесам
прорезывала путь"; "...пред ним неслась, белее пены. Его великая любовь". Но
теперь желаемое видится лишь в грезах, видениях. Сборник волнует грустным
авторским ощущением непрочности высоких порывов, призрачности счастья в
скучной жизни — и одновременно стремлением к прекрасному. Большинство
стихотворений Гумилева обладают спокойной интонацией. Но необычный стиль
придает им внутреннюю напряженность. В своих стихах поэт "оживляет"
легендарные мотивы, творит фантастические превращения, многие из которых
автор почерпнул, путешествуя по Африке. В ряде своих стихотворений поэт
стремится передать общее трагическое состояние мира: "Пусть смерть
приходит, я зову любую. Я с нею буду драться до конца..." В сборнике "Жемчуга"
Гумилев высказывает свое уважение к деяниям таких незабвенных
путешественников, как Кук, Лаперуз, да Гама. Небольшой цикл "Капитаны"
рожден тем же стремлением к неизведанному, тем же преклонением перед
подвигом: Ни один пред грозой не трепещет, Ни один не свернет паруса. С
именами великих путешественников входит в цикл "Капитаны" поэзия великих
открытий, несгибаемой силы духа всех, "кто дерзает, кто хочет, кто ищет". В
сборниках "Костер" и "Огненный стояк" автор прикасается к миру таинственного,
непознаваемого. Ему близки образы звезд, неба, планет. При некоторой
"космичности" действий все стихи выражали взгляды на вполне земные
процессы. И все-таки вряд ли можно говорить о творчестве Гумилева как о
поэзии реалистичной. Он сохранил романтическую исключительность,
причудливость душевных процессов. Но именно таким бесконечно дорого нам
слово Мастера.