Карамзин

1. «Бедная Лиза».

2. «Счастье есть дело судьбы, ума и характера». Н.М.Карамзин. (По одному из

произведений русской литературы.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Темы, идеи, образы повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

 

Сентиментализм – одно из самых значительных литературных направлений хvъъ

веке в России, ярчайшим представителем

которого стал Н.М. Карамзин. Писатели – сентименталисты проявляли интерес к

изображению обыкновенных людей и

обыкновенных человеческих чувств. В отличие от классицистов, разуму они

предпочитали чувство, отвлеченным гражданским

доблестям – глубину простого человеческого сердца, тайны души.

Русские повести, главным содержанием которых являлся рассказ автора о

чем-либо, а величайшей ценностью –

чувствительность, появилась и до Карамзина, но именно «Бедной Лизе»

предстояло стать лучшим произведением

сентиментализма, а ее героям и идеям прочно выйти не только в литературу, но

и в саму культуру и быт людей.

По выражению самого Карамзина, повесть «Бедная Лиза» - «сказка весьма не

замысловатая». Сюжет повести прост. Это

история любви бедной крестьянской девушки Лизы и богатого молодого

дворянина Эраста. Эраст – светский молодой человек «

с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и

ведренным». Общественная жизнь и светские

удовольствия ему надоели. Он постоянно скучал и «жаловался на судьбу свою».

Эраст «читывал романы идиллии» и мечтал о

том счастливом времени, когда люди, не обремененные условностями и

правилами цивилизациями, жили беспечно на лоне

природы. Думая только о своем удовольствии, он «искал его в забавах».

С появлением в его жизни любви все меняется. Влюбляется Эраст в чистую

«дочь природы» - крестьянку Лизу. Целомудренная,

наивная, радостно доверчивая к людям, Лиза представляется прекрасной

пастушкой. Начитавшись романов, в которых «все люди

беспечно гуляли по лучам, купались в чистых родниках, целовались, как

горлицы, отдыхали под розами и миртами», он решил,

что «нашел в Лизе то, что сердце его давно искало».

Лиза, хотя и «дочь богатого поселянина», всего лишь крестьянка, которая

вынуждена сама зарабатывать себе на жизнь; «…

не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась

день и ночь – ткала холсты, вязала чулки, весною

рвала цветы, а летом брала ягоды и продавала их в Москве».

Чувственность – высшая ценность сентиментализма - толкает героев в объятья

друг к другу, дает им миг счастья. Картина

чистый первый влюбленности нарисована в повести очень трогательно.

«Теперь думаю, - говорит Лиза Эрасту, - что без тебя

жизнь не жизнь, а грусть и скука. Без глаз твоих темен светлый месяц; без

твоего голоса скучен соловей поющий…»

Эраст тоже восхищается своей « пастушкой». «Все блестящие забавы

большого света представлялись ему ничтожными в

сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души

питала сердце его». Но когда Лиза отдается ему,

пресыщенный молодой человек начинает охладевать в своих чувствах к ней.

Напрасно Лиза надеется вернуть утраченное счастье. Эраст отправляется в

военный поход, проигрывает в карты все свое

состояние и в конце концов женится на богатой вдове.

А обманутая в лучших надеждах и чувствах Лиза забывает душу свою» -

бросается в пруд около Симонова монастыря. Эраст

тоже наказан за свое решение оставить Лизу: он будет вечно корить себя за ее

смерть. «Он не мог утешиться и почитал себя

убийцею». Их встреча, «примирение» возможна лишь на небесах.

Повестью «Богатая Лиза», по существу, открывается в русской литературе

тема «маленького человека», хотя социальный

аспект в отношении Лизы и Эраста несколько приглушен. Конечно, пропасть

между богатым дворянином и бедной поселянкой

очень велика, но Лиза в повести меньше всего похожа на крестьянку, скорее на

милую светскую барышню, воспитанную на

сентиментальных романов.

Тема «Бедной Лизы» появляется во многих произведения А.С. Пушкина. Когда

он писал «Барышню - крестьянку» то совершенно

определенно ориентировался на « Бедную Лизу», превратив «печальную быль»

в «роман» со счастливым концом.

В «Станционном смотрителе» Дуню соблазняет и увозит гусар, и ее отец, не

выдержав горя, спивается и умирает.

В « Пиковой даме» просматривается дальнейшая жизнь карамзинской Лизы,

судьба, которая ожидала бы Лизу, если бы она не

покончила жизнь самоубийством.

Лиза живет и в романе «Воскресенье» Л.Т. Толстого. Соблазненная

Нехлюдовым Катюша Маслова решает броситься под поезд.

Хотя она остается жит, но жизнь ее полна грязи и унижений.

Образ героини Карамзина Существовал и в произведениях других писателей.

Именно в этой повести зарождается признанный во

всем мире утонченный психологизм русской художественной прозы.

 

«Счастье есть дело судьбы, ума и характера». Н.М.Карамзин. (По одному из произведений

русской литературы.)

 

Откуда берётся счастье? Ангелы ли его приносят с небес, на земле ли оно

рождается, в душе ли человеческой? Или счастье

есть во всём что нас окружает, главное его увидеть? Обратимся к рассказу

Дмитрия Шеварова “Второй день Рождества”.

Рассказ читается на одном дыхание и вызывает целый вихрь самых добрых,

чистых и желанных чувств. Главный герой рассказа

поистине счастлив и его счастье настолько огромно и чисто, что невольно сам

заражаешься им. Одухотворённость которую

видит герой во всём, даже в зимнем воздухе поражает, удивляет и душе

становится легче. В чем же секрет счастья героя?

Герой произведения с дочкой Асей едет по командировке в Вологду, в город

где он родился, где прошло его детство.

Приезжает он всего на один день, второй день Рождества. Он хочет

прикоснуться к своему детству, повидать свою

учительницу. Для него счастье заключается в простых вещах. Отец Аси

счастлив, когда сторожит сон своей дочки. Он

счастлив, потому что ему удалось вернулся в родные места. Утренний родной

город пробуждаясь, пробуждает в нём детские

воспоминания. Они необычайно светлые. И необычайно светлые не по тому,

что детство его было каким-то особенным, а по

тому что он видет всё вокруг себя светлым. И девятиэтажку, и зеленые буквы

“Хлеб”, и первый утренний троллейбус.

Особую роль в рассказе играет цвет. В памяти героя белая зима, убелённые

сединой старики, белая рубашка деда, белый от

яблоневого цвета сад и “на столе всё белое по утрам — творог, сметана,

молоко”. Белый цвет сам по себе символизирует

чистоту, свет и нежность, но в сочетании с удивительно трогательными

образами он становиться главным цветом, фоном рассказа.

Умиротворяет вездесущая доброта и приветливость Вологды и его жителей,

которых мы видим глазами главного героя. “Самый

вкусный на свете торт”, который очень любила бабушка, называется “Паутинка”.

Сразу представляется что-то очень тонкое,

прозрачное, невесомое, как та настоящая паутинка, что делает каждое лето

паук на одном и том же месте, под крышей

дачного домика. Там где будут делать свои первые паутинки и его потомки,

маленькие паучки. Это же счастье — чувствовать

пульс окружающего мира, уметь увидеть природу совсем рядом!

Означает ли возвращение героя рассказа роскошь, “непозволительную в рамках

одной жизни”? Счастье — не соглашаться со

словом “никогда”, которое так полюбили у нас. Против этого «никогда», принципа

«Смейтесь, расставаясь с прошлым!»

борется автор. Счастье – явление большей частью субъективное. Ведь герой

мог бы не задерживаться в городе или прозибать

в каком-нибудь развлекательном заведение. Но он поступает мудрей. Он не

хочет быть доволен, герой создает себе счастье.

Человек видит чистые белые улицы родного города, тот же дом, где жили его

бабушка с дедушкой, так же как и в детстве,

открытую в спальне форточку. Всё, что было им так простодушно любимо,

сохранилось, но теперь это любят другие, и у героя

возникает ощущение, что его лишили чего-то очень дорогого. “Зачем же они так

прикрывают форточку, что мне хочется

крикнуть: “Бабушка!”?” Счастлив тот человек, который хранит в себе любовь,

теплоту лучших воспоминаний, который

чувствует прилив эмоций, стоит лишь ему увидеть внов!

ь то, что запомнил он ещё в детстве. Такой замечательный человек

обязательно передаст эту способность своим детям, а

они, пройдя некоторую часть жизни, отблагодарят его. Никогда не будет он

обделён заботой и вниманием. И будет счастлив. Это дело его ума героя.

Автор с необыкновенным лиризмом и гармонией ведет своё простое

повествование, описывая ту атмосферу, в которой он вырос

и которую он чувствует сейчас, во второй день Рождества. Так для него с

самого детства библиотека была “ослепительным

храмом”. В семье всегда ценили верность традициям: закончив лишь три класса

приходской школы, дедушка благоговел перед

книгой. И внук унаследовал это качество. А ведь, наверняка, книга сыграла не

малую роль в создании характера героя,

воспитании его ума. Не всем доступно такое счастье — любить книгу. Это его судьба.

В рассказе подчёркивается огромное значение памяти для человека, для его

души. Разве не испытывала истинного счастья

учительница героя произведения, которую он навестил после стольких лет, да

ещё принёс тот самый торт “Паутинка”? Ему

самому приятно было вспомнить своих одноклассников, первую любовь... Он и

учитель были счастливы. «…болел зимой, и

что-то потянуло в шкаф. Достал оттуда картон с фотографией, рассматривал

долго». Это счастье – дело характера героя.

Снова наступит белый день, отец с дочерью сядут в белый автобус... Поедут

домой и начнутся рабочие будни, но счастье

испытанное на малой родине ещё долго будет светить в душе героя, грея и его

близких. Ведь теперь у него ещё больше

прекрасных воспоминаний. Они созданы его умом, судьбой и характером.

Хостинг от uCoz