Короленко
1. Биография
Владимир Галактионович Короленко
Владимир Галактионович Короленко родился в 1853 году на Украине в семье
судебного чиновника. Родители его высоко чтили и культивировали в детях
понятие долга и чести. Отца неизменно сопровождала слава «судьи
праведного». Впоследствии Короленко сам столкнется с законом в роли
подсудимого и поймет, что для соблюдения законности нужно большое мужество
и стойкость.
Студенческие годы Короленко приходились на начало 70-ых годов. Сначала он
учился в Санкт-Петербургском Технологическом институте, а затем в
Московской Петровской Сельскохозяйственной Академии. Призыв слиться с
народом и распространять там социалистические идеи привлекал Короленко.
Его Аналитический ум, который идеально сочетался с его деятельным и
импульсивным характером, побуждал его к неустанному поиску истины, и как ему
казалось, эта истина была в народе.
Впервые Короленко сблизился с народом в годы своей первой ссылки в
Волгородскую губернию, куда он попал за организацию и проведение
нелегальных сходок в Петровской академии.
Первая ссылка была недолгой. В результате хлопот многих друзей ему
разрешили переселиться в Кронштадт, где проживала его семья, а вскоре он
переехал в Петербург, где он готовился, так сказать, к хождению в народ, ради
чего начал обучаться сапожному ремеслу. Но его идеи по просвещению
крестьян в деревне не увенчались успехом, так как в 1879 году усилились
репрессии и выступления народников в виде террора. Короленко вновь был
арестован и отныне стал «бесповоротно подозрительным.
С ярлыком «политически неблагонадежен» Короленко отправили в город Глазов
Вятской Губернии. Во время ссылки Владимир Галактионович избавляется о
наивном книжно-романтическом представлении, о крестьянине, борющимся за
свою жизнь каждый день, не останавливаясь. Он понимает, что крестьянину не
нужно, то о чем мечтает для него аристократическая интеллигенция.
В тоже время личность Короленко вызывает интерес у его соседей: они
приходят к нему за советом, доверяют ему свои проблемы, и просто любят его.
В результате этого беспокойного ссыльного высылают еще дальше на север
Вятской губернии в Березовские починки (как он в последствии узнал – за
попытку к бегству)
Затем Короленко попадает в Сибирь за отказ присягнут Александру III и близко
сталкивается с якутами. Он убеждается, что их быт, их образ мыслей и нужды
далеки от того, его ищут народники в крестьянских душах.
Короленко считал терроризм противным явлением человеческой природе.
Недаром, что один из его друзей, в то время, как Короленко мучался: присягать
или не присягать, подшучивал, что если бы он присягнул он обязательно бы стал
террористом, что противоречило ему самому, его природе, его ходу мыслей и совести.
В то время, когда он ждал ареста после отказа присягнуть ему представилась
возможность побега, но он ею не воспользовался, так же как и раньше в
Глазове, когда у него была такая же возможность убежать от всего этого.
Однако верность себе у Короленко не переходила в исступление, строгое
подчинение каким-то принципам и т.д.
Как мне кажется, в своем рассказе «Чудная» (1880) он как бы представляет
себя в роли той женщины, которую везут в ссылку. К чему привели её принципы?
что они ей дали? Короленко пишет о ее убеждениях и ее принципиальности:
«Сломать ее можно… ну а согнуть – сам, чай, видел: не гнуться такие»
За годы скитания по тюрьмам и ссылкам, давшие сюжеты самым сильным,
«сибирским», рассказам, писатель встречал разных людей: убийцы, и жертвы
часто менялись ролями в зависимости от обстоятельств.
Убийство и пролитие крови – темы волновавшая многих писателей XIX века и
рассматривавшаяся ими в разных аспектах. Короленко же думает о «стройном
порядке в мире», но идея взаимосвязанности, взаимообусловленности
природы, человека, общества была расплывчатой, но пронизывала все творчество Короленко.
Короленко в скитаниях по ссылкам боялся впасть в озлобленность - она
расшатывает убеждеия. Неизменная расположенность к людям снискала ему
доверие якутских жителей и тамошних ссыльных.
Борьба и неудовлетворенность, постоянное движение, даже если цель
неосознанна до конца, – вот что ценит Короленко в людях. Остановка равносильна смерти.
Почти все рассказы Короленко созданы на основе пережитого или виденного им
самим, и в их центре – не покорившийся человек.
Словами «Человек создан для счастья, как птица для полета в рассказе
парадокс Владимир Галактионович высказывает мысль о том, что человек –
часть огромного мира и в себе заключает его бесконечность.
После разгрома революции 1905 года, повлекшего за собой массовые аресты и
казни, Короленко всеми силами пытался активизировать гражданский
темперамент общества, массовый отпор убийствам и пыткам.
Общественная деятельность Короленко отвлекала его от литературы, и в
последние годы жизни он занялся большим трудом «История моего
современника», где, в общем, занимался анализированием своих духовных поисков.
Короленко умер в 1921 году. На протяжении всей его жизни его несмолкающая
натура требовала справедливости. Понятия «литература» и «борьба» для
Короленко были едины, как понятия «человек» и «гражданин». Они являли собой
органическое и естественное воплощение его самого.
“Глаза, - сказал кто-то, - зеркало души”. Быть может, вернее было бы сравнить
их с окнами, которыми вливаются в душу впечатления яркого, сверкающего цветного мира”, -
написал В. Г. Короленко в своей чудесной поэтической повести “Слепой музыкант” о слепом
от рождения, но очень одаренном мальчике. Великий гуманист Владимир Галактионович
в этом произведении попытался ответить на вечные вопросы о том, что такое счастье,
какую роль играют в жизни человека искусство и любовь.
Петрусь (так звали слепого ) родился живым и подвижным ребенком, но постепенно
сделался задумчивым, стремящимся проникнуть в тайны, ему недоступные. Ведь он
был лишен самого прекрасного пути познания мира - красок, света, всех оттенков
живой и прекрасной природы.
Два человека приняли сначала особое участие в судьбе ребенка. Его мать и дядя
Максим. Этот мужчина, в свое время известный забияка, уехал в Италию и примкнул к
Гарибальди. Оттуда вернулся калекой, “правую ногу ему совсем отрезали, и поэтому
он ходил на костыле, а левая рука была повреждена и годилась только на то, чтобы кое-как
опираться на палку”. Два разных начала – нежность и поэтичность матери и мужество
старого воина - помогли Петрусю узнавать мир.
Сначала он изучал комнаты, прислушиваясь ко всему и ощупывая каждый
предмет. С волнением читаем мы о том, как знакомился он с весенним миром, песнями
птиц. Малыш, не в силах понять всего многообразия, “тихо застонал и откинулся назад на траву”.
Он был в глубоком обмороке.
Ему шел пятый год, когда искусство вошло в его жизнь. Тонкий психолог, Короленко
удивительно точно передает чувства, которые испытывает слепой ребенок. Автор подмечает
едва уловимые переживания, впечатления движения детской души. Благодаря тому, что несчастный
родился в богатой семье и окружен любящими людьми, он получает возможность
развить в себе художественный дар.
На свирели играл Иохим. И эта игра на простой дудке, которую деревенский парень
сделал сам после долгих поисков подходящего дерева, положила начало
превращению слепого мальчика в музыканта. И Петрусь каждый вечер приходил в
конюшню слушать музыку Иохима. Долго пришлось матери на лучшем заграничном
пианино “бороться с куском украшенной вербы”. Мальчик не признавал ее игры. Своей
душой он чувствовал
родное и близкое в звуках свирели и пугался при исполнении шумной и хитрой пьесы. И
только когда барыня поняла, что “у мужика Иохима истинное, живое чувство” и открыла
и у себя такое же, она сумела заставить мальчика полюбить свою игру. С помощью звуков
ребенок учился постигать и состояние души и цвета.
“Это увлечение музыкой стало центром его умственного роста : оно заполняло и
разнообразило его существование”. Слепой учился играть на пианино, но любил также и дудку.
Благодаря режиму, заведенному дядей Максимом, мальчик нормально развивался
физически и даже познакомился с соседской девчонкой Эвелиной, которая стала
товарищем всей его жизни. Им хорошо вместе. Эвелина о многом рассказывает Петру, а тот
играет для нее, стремясь все свои впечатления переложить на музыку.
Детская дружба переросла в юношескую привязанность, а затем и в настоящую
любовь. Эвелина порой переставала замечать недостатки своего возлюбленного, да и Петр вместе
с ней не чувствовал его так остро.
Но чем больше Петр становился личностью, тем больше страдал от своей
ущербности. И, может быть, замкнулся бы он в себе и сделал себя навсегда несчастным,
если бы не дядя. Ведь недаром тот отдал свое здоровье за счастье людей. Максим постоянно
добивался, чтобы и племянник думал меньше о своем недостатке, а больше о страданиях других,
чтобы научился чувствовать чужое горе. Дядю беспокоило, что богатая усадьба –
недостаточный, тесный мир для подростка, а жизнь здесь совсем не похожа на ту,
которой живет большинство людей. Поэтому и Петрусь, “ставший уже юношей, вырос,
как тепличный цветок, огражденный от резких сторонних влияний далекой жизни”.
И вот в усадьбу приглашаются различные гости, в том числе и музыканты. Петр и
сам порой выезжает в люди. Все эти впечатления, с одной стороны, развили
“замечательную тонкость ощущений” у него, “слух его чрезвычайно обострился”. С другой –
привели к душевному кризису. Ему казалось, что жизнь не нужна, в него вложена некая злоба,
потому что он родился слепым. Его мучает желание видеть. Желание, которое судьба
удовлетворила в последствии на одно мгновение, когда он узнал, что его ребенок родился
нормальным.
Юноша стал уверять, что ему лучше было бы, если бы он был нищим, потому что в
заботах о пропитании и тепле ему некогда было бы думать о своем несчастье. Но встреча
с настоящим слепым нищим потрясает его. И твердый, как сталь, дядя Максим предлагает
Петру бросить все преимущества богатой жизни и по-настоящему испытать все тяготы, участь
несчастных. “Ты умеешь только кощунствовать со своей сытою завистью к чужому голоду ! ...“ –
бросает Максим Яценко племяннику. И тот в конце концов присоединяется к бродячим
слепым музыкантам. Но играл он не ту интимную музыку, что в усадьбе, для себя и близких.
Сейчас его игра веселила народ в праздники и ярмарки, а порой умиляла или заставляла грустить.
В конце концов страдания, о которых он узнал по собственному опыту, излечили его, душа
исцелилась, “как будто страшный кошмар навсегда исчез из усадьбы”, куда Петр возвращается.
Мы видим, что помогла ему обрести душевный мир народная музыка, которой он овладел в
совершенстве. А вскоре он овладел и высотами классической музыки в Киеве.
Юноше довелось испытать и другое счастье в жизни. Читателя охватывает
удивительная радость, когда он узнает, что Петр и Эвелина сыграли свадьбу. И их любовь
была вознаграждена. Родился
сын. В течении долгих месяцев Петр боялся, что ребенок будет слепым. Но слова доктора :
“Зрачок сокращается. Ребенок видит несомненно”, - “будто прожгли в мозгу огненную дорогу”.
Еще когда Петрусь был очень маленьким, старый гарибальдиец мечтал :
“...несправедливо обиженный судьбою подымет со временем доступное ему оружие в
защиту других, обездоленных жизнью, и тогда я недаром
проживу на свете, изувеченный старый солдат...”. Мечта старого воина сбылась. Повесть
кончается эпилогом, в котором рассказывается, как в Киеве состоялся дебют слепого
музыканта. В его музыке публика слышала и “живое чувство родной природы”, и гремящую
гулко бурю в небесах, и мелодию, счастливую и свободную, как степной ветер. И вдруг
находящийся в зале Максим услышал песню слепых : “ Подайте слепеньким... р-ради Христа”.
И вместе с Максимом Яценко и публикой мы чувствуем, что Петр Яценко действительно
прозрел, потому что его искусство служит людям и напоминает “счастливым о несчастных...”.