Куприн

1. Основные темы и идеи произведений И.А.Бунина, А.И.Куприна.

2. Биография

3. Что волнует меня в рассказах о любви Куприна и Бунина?

1. Роль символических образов в рассказе А.И. Куприна "Гранатовый браслет"

2. Тема любви в прозе Куприна ("Гранатовый Браслет")

5. Роль символических образов в рассказе А.И. Куприна "Гранатовый браслет"

6. Значение символических образов в одном из произведений русской литературы XIX века.

7. Тема любви в прозе А.И.Куприна. (На примере одного из рассказов.)

8. Художественное своеобразие одного из произведений А.И.Куприна.

9. "Горечь" и "сладость" человеческой жизни в изображении И. Бунина и А. Куприна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные темы и идеи произведений И.А.Бунина, А.И.Куприна.

 

В литературе вообще, а в русской литературе в особенности, проблема

взаимоотношения человека с окружающим его миром занимает очень

существенное место. Личность и среда, индивидуум и общество - об этом

размышляли многие русские писатели XIX века. Плоды этих размышлений

отразились во многих устойчивых формулах, например, в известной фразе

"среда заела". Заметно обострился интерес к этой теме в конце XIX - начале XX

века, в эпоху, переломную для России. В духе гуманистических традиций,

унаследованных от прошлого, рассматривают этот вопрос такие

писатели-реалисты, как И. Бунин, А. Куприн, В. Короленко, используя при этом

все художественные средства, которые стали достижением рубежа веков.

Проблема человека и окружающего его мира может быть рассмотрена на

примере произведений А. Куприна. Творчество этого писателя было долгое

время как бы в тени, его заслоняли яркие представители современной ему

прозы. Сегодня произведения А. Куприна вызывают большой интерес. Они

привлекают читателя своей простотой, человечностью, демократичностью в

самом благородном смысле этого слова. Мир героев А.Куприна пестр и

многолюден. Он сам прожил яркую, наполненную многообразными

впечатлениями жизнь - побывал и военным, и конторщиком, и землемером, и

актером бродячей цирковой труппы. А.Куприи много раз говорил, что не

понимает писателей, которые не находят в природе и людях ничего интереснее

себя. Писателю очень интересны человеческие судьбы, при этом герои его

произведений - чаще всего не удачливые, преуспевающие, довольные собой и

жизнью люди, а, скорее, наоборот. Но А.Куприн относится к своим внешне

неказистым и невезучим героям с той теплотой человечности, которая всегда

отличала русских писателей. В персонажах рассказав "Белый пудель", "Тапер",

"Гамбринус", а также многих других, угадываются черты "маленького человека",

однако писатель не просто воспроизводит этот тип, но заново переосмысливает

его. Рассмотрим это на примере очень известного рассказа Куприна

"Гранатовый браслет". Рассказ был написан в 1911 году. В основе его сюжета -

реальное событие - любовь телеграфного чиновника Желтого П.П. к жене

важного чиновника, члена Государственного Совета Любимова. Об этой

истории вспоминает сын Любимовой, автор известных воспоминаний Лев

Любимов. В жизни все закончилось иначе, чем в рассказе А.Куприна - чиновник

принял браслет и перестал писать письма, больше о нем ничего не известно. В

семье Любимовых этот случай вспоминался как странный и курьезный. Под

пером же писателя он предстает как печальная и трагическая история жизни

маленького человека, которого возвысила и погубила любовь. Это передается

через композицию произведения. В нем дастся обширная, неторопливая

экспозиция, которая вводит нас в экспозицию дома Шеиных. Сама история

необыкновенной любви, история гранатового браслета рассказывается таким

образом, что мы видим ее глазами разных людей: князя Василия, который

рассказывает ее как анекдотический случай, брата Николая, для которого все в

этой истории видится оскорбительным и подозрительным, самой Веры

Николаевны и, наконец, генерала Аносова, первым предположившего, что

здесь, может быть, кроется настоящая любовь, "о которой грезят женщины и на

которую больше не способны мужчины". Круг, к которому принадлежит Вера

Николаевна, не может допустить, что это настоящее чувство, не столько из-за

странности поведения Желткова, столько из- за предрассудков, которые

владеют ими. Куприн же, желая убедить нас, читателей, в подлинности любви

Желткова, прибегает к самому неопровержимому аргументу -- самоубийству

героя. Таким образом утверждается право маленького человека на счастье, но

и возникает мотив его нравственного превосходства над людьми, столь жестоко

оскорбившими его, не сумевшими понять силу чувства, которое составляло весь

смысл его жизни. Рассказ Куприна одновременно грустный и светлый. Его

пронизывает музыкальное начало - в качестве эпиграфа указывается

музыкальное произведение, - и завершается рассказ сценой, когда героиня

слушает музыку в трагический для нее момент нравственного прозрения. В текст

произведения входит тема неотвратимости гибели главного героя - она

передана через символику света: в момент получения браслета Вера

Николаевна видит красные камни в нем и с тревогой думает, что они похожи на

кровь. Наконец, в рассказе возникает тема столкновения различных культурных

традиций: тема востока - монгольская кровь отца Веры и Анны, татарского

князя, вводит в рассказ тему любви - страсти, безрассудности; упоминание о

том, что мать сестер - англичанка, вводит тему рассудочности, бесстрастности в

сфере чувств, власти разума над сердцем. В финальной части рассказа

появляется третья линия: не случайно, что квартирная хозяйка оказывается

католичкой. Этим в произведение вводится тема любви-преклонения, которым в

католичестве окружена Божья Матерь, любви-самопожертвования. Герой

А.Куприна, маленький человек, сталкивается с окружающим его миром

непонимания, миром людей, для которых любовь - это род безумия, и,

столкнувшись с ним, погибает. Сродни ему во многом и другой купринский герой -

герой повести "Поединок" поручик Ромашов. Повесть "Поединок" была

воспринята современниками в первую очередь как произведение, социально

направленное, в нем разглядели - они с интересом, другие с возмущением -

антиармейскую тему. Так, одна из статей того времени называлась

"Литературная вылазка против военных". Повесть связывали с поражением

русской армии в войне с Японией. Современников поразило то, как правдиво и

беспощадно показал писатель деградацию офицерства, быт и нравы армейских

служак. Однако сегодня в произведении обращает на себя внимание

преимущественно его нравственная проблематика. Само название "Поединок"

многозначно: это и дуэль в финале повести, и столкновение поручика Ромашова

с отупляющим душу укладом офицерской жизни, и внутренний поединок

Ромашова с самим собою. В отличие от Желткова, который обрисован

пунктирно, главный герой "Поединка" раскрыт психологически подробно и

убедительно. О том, кто такой поручик Ромашов, можно спорить - образ этот

неоднозначен. В нем угадываются черты маленького человека - он неказист

внешне, порой даже смешон: "Ромашов вдруг с поразительной ясностью

представил себя, свои калоши, шинель, бледное лицо, близорукость, свою

обычную растерянность и неловкость". В начале повести он живет мечтой, но

сама мечта его в чем-то убога - он видит себя "ученым офицером генерального

штаба, подающим громадные надежды", представляет себя то блестящим

военным, удачно подавляющим бунт рабочих, то военным шпионом в Германии,

то героем, увлекающим за собой целое войско (здесь угадываются пародийно

переосмысленные страницы мечтаний князя Андрея Болконского из "Войны и

мира" - мечты о "своем Тулоне"). Однако жизнь вносит свои коррективы в его

мечты: оплошность во время смотра сделала их несбыточными, но она же

сыграла огромную и благотворную роль: происходит нравственное очищение

героя страданием, его внутренним прозрением. Он становится способным

сострадать ближнему, ощущать чужое горе, как свое. Встретив несчастного,

забитого солдата Хлебникова, он обращается к нему с библейскими словами:

"Брат мой". В Ромашове все отчетливее прорисовываются черты лишнего

человека, его нравственное чувство приходит в противоречие с окружающей его

жизнью. Особенно ярко это проявляется в сфере личных чувств, его любви к

Шурочке Николаевой. Любовь Ромашова, чистая и трогательная, сталкивает

его с жестокостью и бесчеловечностью всего мира. Образ Шурочки

Николаевой- женщины, которая равнодушно обрекает на смерть любящего ее

человека ради карьеры мужа- этот образ можно назвать в чем-то открытием

А.Куприна, в чем-то его пророчеством. Ромашов соглашается на поединок,

исход которого для него почти ясен, не только из-за способности к

любви-преклонению, любви самоотверженной и жертвенной, как и у Желткова,

но и от сознания собственной ненужности, от безысходности. Происходит

крушение мечты, и не только от сознания ее несбыточности, но и от понимания

ее мелочности и суетности. Повесть заканчивается гибелью главного героя,

гибелью, близкой к самоубийству. Но в авторском взгляде на жизнь нет

безысходности - сама возможность высоты человеческого духа, прозрения,

нравственного очищения оставляет в душе читателя чувство просветленности.

Психологическая достоверность образа Ромашова, всей картины русской жизни

начала века делают произведение созвучным современному читателю.

Возвращаясь к поставленному в начале вопросу - "человек и окружающий его

мир" - отметим, что в русской прозе начала века представлен широкий спектр

ответов на него. Мы рассмотрели лишь один из вариантов - трагическое

столкновение личности с окружающим его миром, его прозрения и гибели, но

гибели не бессмысленной, а содержащий в себе элемент очищения и высокого

смысла.

 

Александр Иванович Куприн (1870-1938 гг.)

 

А.И. Куприн в лучших своих произведениях отразил атмосферу назревавших в

стране революционных событий.В его яркой, самобытной прозе отразилось

бытие различных классов и сословий русского общества конца XIX начала XX

столетия.- Продолжая демократические и гуманистические традиций русской

литературы, особенно Л.Н. Толстого и А.П. Чехова, Куприн был чуток к

современности, к ее актуальным проблемам.Литературная деятельность

Куприна началась в пору его пребывания в кадетском корпусе. Он начал писать

стихи, где звучат то ноты уныния и тоски, то слышатся героические мотивы

/"Сны"/. В 1889 году воспитанник юнкерского училища Куприн печатает свой

первый небольшой рассказ в журнале "Русский сатирический листок", который

называется "Последний дебют". За опубликование рассказа без разрешения

начальства Куприн был подвергнут аресту на гауптвахте. Выйдя в отставку

/1894 год/ и поселившись в Киеве, писатель сотрудничает в киевских газетах.

Интересным литературным явлением была серия очерков "Киевские типы"

/1895-1898 гг./ Созданные им образы отражали существенные черты пестрой

городской обывательщины и людей "дна", характерные для всей

предоктябрьской России. Здесь встречаются образы

студента-"белоподкладочника", квартирной хозяйки, богомолки-ханжушки,

пожарного, неудавшейся певицы, художника-модерниста, жителей трущоб.Уже .в

90-ые годы на материале армейского быта в рассказах "Дознание", "Ночлег"

писатель ставит острые нравственные проблемы. В рассказе "Дознание"

возмутительный факт наказания розгами солдата-татарина Мухамета

Байгузина, который даже не мог понять, за что его наказывают, заставляет

подпоручика Козловского по-новому ощутить мертвящую, бездушную атмосферу

царской казармы и свою роль в системе угнетения. Пробуждается совесть

офицера, рождается чувство духовкой связи с загнанным солдатом,

недовольство своим положением и в результате - взрыв стихийного

недовольства.В этих рассказах чувствуется влияние Л. Толстого в вопросах о

нравственной ответственности интеллигенции за страдания и трагическую

участь народа.В середине 90-х годов в творчество Куприна властно входит

новая тема,подсказанная временем. Весной он едет корреспондентом газеты в

Донецкий бассейн, где-знакомится с условиями труда и быта рабочих.В 1896 г.

он пишет большую повесть "Молох". Здесь он значительнее и глубже, чем его

предшественники /Чехов/, отразил противоречия между трудом и капиталом. В

повести дана картина жизни крупного капиталистического завода, показан убогий

быт рабочих поселков, стихийные протесты рабочих. Писатель показал все это

через восприятие интеллигента. Инженер Бобров, подобно гаршинским героям,

болезненно и остро реагирует на чужую боль, на проявление сериальной

несправедливости. Герой сравнивает капиталистический прогресс, созидающий

фабрики и заводы, с чудовищным идолом Молохом, требующим человеческих

жертв. Конкретным воплощением Молоха в повести является буржуазный делец

Квашнин, который не брезгует никакими средствами для того, чтобы нажить

миллионы. В то же время он не прочь выступить в роли деятеля и вождя

буржуазного класса /"нам принадлежит будущее", "мы соль земли"/. Бобров с

брезгливостью наблюдает сцену пресмыкательства перед Квашниным.

Предметом сделки с этим дельцом становится невеста Боброва Нина Зиненко.

Герою повести свойственны двойственность и колебания. В момент стихийной

вспышки протеста герой стремится взорвать заводские котлы и тем отомстить

за свои и чужие страдания. Но потом угасает решимость, и он отказывается от

мести ненавистному Молоху. Значение повести не исчерпывается трагедией

Боброва. Новое в ней связано с вниманием автора к классовым конфликтам, к

завтрашним судьбам народа. Повесть кончается рассказом о стихийном бунте

рабочих, поджоге завода, бегстве Квашнина и вызове карателей для расправы

с восставшими. К рабочей теме Куприн впоследствии в таких масштабах уже не

обращался. Писатель не был связан с революционным движением, многое ему

было неясно в социально- политических проблемах времени.

О людях рабочего класса, о мрачной тяжелой жизни донецких шахтеров

рассказывается "В недрах земли". В 1897 г. Куприн служит управляющим

имением в Ровенском уезде. Здесь он тесно сближается с крестьянами, что и

отразилось в его рассказах "Лесная глушь", "Конокрады", "Серебряный волк".

Пишет замечательную повесть "Олеся". Перед нами поэтический образ девушки

Олеси, выросшей в избе старой "колдуньи", вне обычных норм крестьянской

семьи. Любовь Олеси к случайно заехавшему в глухую лесную деревушку

интеллигенту Ивану Тимофеевичу - это свободное, простое и сильное чувство,

без оглядки и обязательств, среди высоких сосен, окрашенных багровым

отблеском догорающей зари. История девушки получает трагический конец,

здесь вторгаются в привольную жизнь Олеси и корыстные расчеты деревенских

чиновников, и суеверия темных крестьян. Избитая и осмеянная, Олеся

вынуждена с Мануйлихой бежать из лесного гнезда. В поисках сильного

человека Куприн порой поэтизирует людей социального "дна". Конокрад Бузыга

/"Конокрады", 1903г./ выведен как могучая натура, автор придает ему черты

великодушия - Бузыга заботится о своем мальчике Василе.

Изумительны его рассказы о животных /"Изумруд", "Белый пудель", "Барбос и

Кулька", "Ю-ю" и другие./ Нередко сильные и красивые животные становятся

жертвами стяжательства, низменных человеческих страстей. В рассказе

"Мирное житие" /1904г./ создает образ отставного чиновника Наседкина,

выступающего в роли богобоязненного "охранителя" государственных устоев и

добровольного клеветника. В 1899 г. происходит его знакомство с Горьким, в

горьковском журнале "Знание" в 1905 г. публикуется повесть Куприна

"Поединок". Своевременность и общественная ценность произведения

заключалась в том, что он правдиво и ярко показал внутреннее разложение

царской армии, этого оплота самодержавного режима. Герой повести

"Поединок" - молодой поручик Ромашов, в отличие от Боброва /"Молох"/,

показан в процессе духовного роста, постепе.нного прозрения, освобождаясь

из-под власти консервативно-традиционных понятий и представлений своего

круга. В начале повести, несмотря на доброту, наивно делит всех на "людей

черной и белой кости", думая, что он принадлежит к особой, высшей касте. По

мере того, как рассеиваются ложные иллюзии, Ромашов начинает размышлять

о порочности армейских порядков, о несправедливости всего строя

существующих общественных отношений. У него возникает чувство одиночества,

страстное отрицание нечеловечески грязной, дикой жизни. Жестокий Осадчий,

буйный Бек-Агамалов, унылый Лещенко, франтоватый Бобеинский, армейский

служака и пьяница Слива - все эти офицеры показаны чуждыми правдоискателю

Ромашову, В условиях произвола, и бесправия они теряют не только подлинное

представление о чести, но и человеческий облик. Это особенно сказывается в

их отношении к солдатам.

В повести проходит целый ряд эпизодов солдатской муштры, уроков

"словесности", подготовки к смотру, когда офицеры особенно жестоко бьют

солдат, разбивают барабанные перепонки, сваливают кулаками на землю,

заставляют "веселиться" изнемогающих от жары, задерганных людей. В повести

правдиво нарисована солдатская масса, показаны индивидуальные характеры,

люди различных национальностей с присущими им традициями. Среди солдат

Хлебников, украинцы Шевчук, Борийчук, литовец Солтыс, черемис /марийцы/

Гайнан, татары Мухаметтинов, Карафутдинов и многие другие. Все они -

неловкие крестьяне, рабочие, мастеровые - тяжело переносят отрыв от родных

мест и привычного труда, особенно выделяет автор образы денщика Гайнана и

солдата Хлебникова.

Хлебников, недавно оторванный от земли, органически не воспринимает

армейские "науки", и потому ему приходится выносить на себе всю тяжесть

положения запуганного солдата, беззащитного перед лицом разнузданной

военщины. Судьба солдат волнует Ромашова. В этом внутреннем протесте он

не одинок. Своеобразный философ и теоретик, подполковник Казанский резко

критикует порядки в армии, ненавидит пошлость и невежество, мечтает об

освобождении человеческого "я" от пут прогнившего общества, он против

деспотизма и насилия. Но в отличие от декадентов, он прославляет жизнь и ее

радости. В его проповеди "абсолютной свободы" человеческого духа есть и

ложные представления анархического индивидуализма, есть насмешка над

гуманистическими побуждениями борцов за лучшее будущее человечества

("Какой интерес заставит меня разбивать голову ради счастья людей тридцать

второго столетия?") Образ Назанского романтизирован, хотя Куприн и сам

чувствовал слабость философии своего героя и не был вполне удовлетворен

созданным характером,

В отличие от Назанского, Ромашов не может остановиться на индивидуальном

отказе от заботы о своем ближнем. Ведь он знает, что солдаты придавлены и

собственным невежеством, и общим рабством, и произволом, и насилием со

стороны офицеров.

Сцену встречи Ромашова с замученным Хлебниковым, пытавшимся броситься

под поезд, и их откровенный разговор Паустовский справедливо относит к

"одной из лучших сцен в русской литературе". Офицер признает в солдате друга,

забывая о кастовых преградах между ними.

Остро поставив вопрос о судьбе Хлебникова, Ромашов умирает, так и не найдя

ответа, каким путем надо идти к освобождению. Смертельная для него дуэль с

офицером Николаевым является как бы следствием нарастающего конфликта

героя с военно-офицерской кастой. Повод для дуэли связан с любовью героя к

Александре Петровне Николаевой /Шурочке/. Чтобы обеспечить карьеру мужа,

Шурочка подавляет в себе лучшие человеческие чувства и просит Ромашова не

уклоняться от дуэли, ибо это повредит ее мужу, который хочет поступить в

академию. "Поединок" стал необыкновенно популярным в России и вскоре был

переведен на европейские языки.

Атмосферой революционных дней дышит превосходный рассказ

Куприна "Гамбринус" /1907 г./ Тема всепобеждающего искусства сплетена здесь

с идеей демократизма, смелого протеста "маленького человека" против черных

сил произвола и реакции. Кроткий и веселый Сашка своим незаурядным

талантом скрипача и душевностью привлекает в одесский кабачок

разноплеменную толпу портовых грузчиков, рыбаков, контрабандистов. С

восторгом встречают они мелодии, в которых отражается сцена общественных

настроений и событий - от русско-японской войны до светлых дней революции,

когда Сашкина скрипка звучит бодрыми ритмами "Марсельезы". В дни

наступившего террора Сашка бросает вызов переодетым сыщикам и

черносотенным "мерзавцам в папахе", отказываясь играть по их требованию

монархический гимн, открыто обличая их в убийствах ипогромах.

Искалеченный царской охранкой, он возвращается к портовым друзьям, чтобы

играть для них на окраине оглушительно-веселого "Чабана". Свободное

творчество, сила народного духа, по мысли Куприна, непобедимы.

Но писатель сохраняет иллюзии о возможности внезапного прозрения людей и

прекращении кровавого царского террора, мечтает о "всемирном анархическом

союзе свободных людей" /"Тост", 1906г./ В годы мировой войны Куприн пишет

рассказы о событиях этих лет /"Сад пречистой девы", "Канталупы", "Гога

Веселов"/. Участвовал в войне, вышел в отставку по состоянию здоровья, но

когда в Гатчину, где он жил, пришли войска Юденича, Куприн покидает Россию.

В эмиграции в его произведениях начинает встречаться сентиментально-

идиллические приукрашивание прошлого России, того самого прошлого,

которому он ранее выносил приговор. Таков, например, автобиографический

роман "Юнкера" /1928-33 гг./, задуманный как продолжение повести "На

переломе" /"Кадеты"/. Среди произведений эмигрантского периода выделяется

роман "Планета". Профессора-эмигранта Симонова мучает ностальгия. Он не

может найти себе место в чужой стране. Куприн тоже не мог больше жить без

родины. Он возвращается в Россию в 1937 г. Замыслов писательских было

много, но 25-августа 1938 года Куприн скончался.

 

Что волнует меня в рассказах о любви Куприна и Бунина?

 

В творчестве этих двух русских писателей прослеживается одна общая тема

-тема любви. Необычайная сила и искренность чувства свойственны героям

бунинских рассказов. Любовь захватывает все помыслы человека, все его

силы. Чтобы любовь не выдохлась, необходимо расстаться и навсегда, что

происходит во всех рассказах Бунина. Все его герои живут в ожидании

любви, ищут её и чаще всего, опалённые ею, гибнут. Любовь у писателя долго не

живёт в семье, в браке, в буднях. Короткая, ослепительная вспышка, до дна

озарившая души влюблённых, приводит их к трагическому концу-

гибели, самоубийству, небутию.В творчестве Куприна в каждом из героев есть

сходные черты: душевная чистота, мечтательность, пылкое

воображение, соединённая с непрактичностью и безволием. И яс- нее всего

раскрываются они в любви. Все они относятся к женщине с сыновей чистотой

и благоговением. Готовность погибнуть ради любимой женщины, романтическое

поклонение, рыцарское служение ей и в то же время недооценка

себя, неверие. Мужчины в рассказах Куприна как бы меняются местами с

женщинами. Это энергичная, волевая "полесская колдунья" Олеся и"добрый, но

только слабый"Иван Тимофеевич, умная, расчётливая Шурочка Николаевна и

"чистый, милый, но слабый и жалкий" подпоручик Ромашов. Все эти купринские

герои с хруп- кой душой, попавшие в жестокий мир. Через всё творчество этих

двух русских писателей проходит тема чистого и прекрасного чувства."Всякая

любовь-великое счастье, даже если она не разделена"- эти слова из рассказа

"Тёмные аллеи" Бунина могли бы повторить все герои.

 

Роль символических образов в рассказе А.И. Куприна

 

     Удивительной судьбы человек был   Александр   Иванович   Куприн.   Человек

широкой, доброй, отзывчивой души.    Натура сильная, кипучая. Громадная

жаж­да жизни, стремление все знать, все уметь, все   испытать   самому.  

Огромная любовь к России, которую он пронес через всю свою жизнь, делает

ему честь и как человеку, и как писателю. Многое познал он в жизни и сумел свой

жизнен­ный опыт заставить служить своему творчеству.

     Талантливый был писатель Александр Иванович Куприн. Признанный   мастер

короткого рассказа, автор   замечательных   повестей.   В   них   широкая,  

мно­гообразная картина русской жизни конца   прошлого века и начала

нынешнего.

"Человек пришел в мир для безмерной свободы творчества   и   счастья"-

эти слова из купринского очерка можно было бы взять эпиграфом ко всему   его

творчеству. Великий жизнелюбец, он верил, что жизнь станет лучше, и мечтал,

что придет время, когда все люди будут счастливы. Мечта о счастье, мечта   о

прекрасной любви - эти темы вечны в творчестве писателей, поэтов,  

художни­ков, композиторов.

     Не обошел эти темы и Куприн. С   присущим   ему   высоким   художественным

вкусом, прекрасным языком, тонким пониманием психологии своих героев он

пи­шет о любви. Пожалуй, самой поэтичной вещью Куприна стал "Гранатовый  

брас­лет" - прекрасный рассказ о неразделенной великой   любви,   любви,  

"которая повторяется только один раз в тысячу лет".

     В рассказе "Гранатовый браслет" Куприн создает   несколько  

символичес­ких образов, на которых строится фундамент повествования и

которые несут   в себе весь идейный смысл рассказа.

     "В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг   наступили

отвратительные погоды, какие так свойственны   северному   побережью  

Черному моря" - начала рассказа можно назвать первым символом. Описание  

пасмурной, сырой, в целом очень плохой погоды, а потом ее внезапное

изменение в лучшую сторону, имеет огромное   значение.   Если   под   "молодым

  месяцем"   понимать главную героиню рассказа Веру Николаевну Шеину, жену  

предводителя   дворян­ства, а под погодой всю ее жизнь, то получается серая,

но   вполне   реальная картина. "Но к началу сентября погода вдруг резко и

совсем неожиданно пере­менилась. Сразу наступили тихие, безоблачные дни,

такие ясные, солнечные и теплые, каких не было даже в июле." Где эта

перемена и есть та самая возвы­шенная и роковая любовь, о которой идет

речь в рассказе.

     Следующим символом следует назвать   княгиню   Веру   Николаевну.   Куприн

описывает ее как независимую,   царственно   спокойную,   холодную  

красавицу: "...Вера пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой   гибкой  

фигурой, нежным, но холодным лицом,   прекрасными,   хотя   довольно  

большими   руками, какую можно видеть на старинных миниатюрах." Вера

Николаевна,   благородная, удивительная женщина, символизирует человека,

достойного   настоящей,   "свя­той" любви.

     Немалое   значение   отводит   Куприн   "тучному,   высокому,    серебряному

старцу" - генералу Аносову. Именно ему представлена задача   заставить   Веру

Николаевну отнестись к любви таинственного Г.С.Ж.   более   серьезно.  

Своими размышлениями о любви генерал способствует тому, чтобы его внучка  

могла   с разных сторон посмотреть на свою собственную жизнь   с   Василием  

Львовичем. Ему принадлежат пророческие слова: "...может   быть,   твой  

жизненный   путь, Верочка, пересекла именно такая любовь,   о   которой  

грезят   женщины   и   на которую больше неспособны мужчины."   Генерал  

Аносов   символизирует   мудрое старшее поколение. Автором   ему   доверено  

сделать   очень   важный,   имеющий огромное значение в этом рассказе вывод:

в природе истинная, святая   любовь крайне редка и доступна только немногим

и только достойным ее людям. За всю жизнь Аносов не встретил ни одного  

подобного   примера,   но   он   продолжает верить в возвышенную любовь и

передает свою уверенность Вере Николаевне.

Причиной скорой развязки истории, длившейся более восьми лет, стал подарок на день

рождения Вере Николаевне. В роли этого подарка   выступил  

но­вый символ той самой любви, в которую верил генерал   Аносов,   и   о  

которой мечтает каждая женщина, - гранатовый браслет. Он ценен   Желткову  

тем,   что его носила его "покойная матушка", кроме того, старинный браслет

имеет свою историю: по семейному преданию он имеет свойство сообщать   дар  

предвидения носящим его женщинам и охраняет от насильственной смерти...   И

  Вера   Нико­лаевна в самом деле неожиданно предсказывает: "Я   знаю,   что  

этот   человек убъет себя." Куприн сравнивает пять гранатов браслета с "пятью

алыми,   кро­вавыми огнями", а княгиня, засмотревшись на браслет, с тревогой  

восклицает: "Точно кровь!" Любовь, которую символизирует браслет, не

подчиняется   ника­ким законам и правилам. Она может идти наперекор всем

устоям общества: Жел­тков - только мелкий бедный чиновник, а Вера

Николаевна - княгиня.   Но это обстоятельство не смущает его, он по-прежнему любит ее,

отдавая себе   отчет только в том, что ничто, даже смерть, не заставит утихнуть   его   прекрасное

чувство: "...Ваш до смерти и после смерти   покорный   слуга."   К   сожалению,

значение браслета Вера Николаевна поняла слишком поздно. Ее одолевает  

бес­покойство. "И все ее мысли были прикованы к тому неведомому   человеку,

которого она никогда не видела и вряд ли увидит, к этому смешному "Пе Пе Же".

Княгиня вновь и вновь вспоминает слова генерала Аносова и мучается

тяжелей­шим для нее вопросом: что   это   было:   любовь   или   сумашествие?  

Последнее письмо Желткова ставит все на   свои   места.   Он   любит.   Любит  

безнадежно, страстно и идет в своей любви до конца. Он принимает свое

чувство   как божий дар, как великое счастье: "Я не виноват, Вера Николаевна, что богу  

было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам." И   не  

прокли­нает судьбу, а уходит он из жизни, уходит с великой любовью в сердце,  

уно­ся ее с собой и говоря любимой: "Да святится имя Твое!"   И   остается  

людям только символ этой прекрасной любви красивого человека -   гранатовый

  брас­лет...

 

Тема любви в прозе Куприна ("Гранатовый Браслет")

 

Есть у А. И. Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно,

благоговейно и нервно. Да иначе к ней и нельзя прикасаться. Это тема любви.

Иногда кажется, что о любви в мировой литературе сказано все. Что можно

поведать о любви после шекспировской истории Ромео и Джульетты, после

пушкинского «Евгения Онегина, после «Анны Карениной» Льва Толстого? Можно

продолжать этот список творений, воспевших трагизм любви. Но у любви тысячи

оттенков, и в каждом ее проявлении своя светоносность, своя печаль, свой

излом и свое благоухание. Один из самых благоуханных и томительных

рассказов о любви — и, пожалуй, самых печальных — это купринский

«Гранатовый браслет». В этом рассказе истинный романтик Куприн

обожествляет любовь. Каждое слово здесь светится, переливается, сверкая

драгоценной огранкой, но в рассказе описана любовь трагическая. Как говорит

в рассказе генерал Аносов, любимый дедушка Ани и Веры: «Любовь должна

быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» Эта великая любовь поражает

самого обыкновенного человека, гнущего спину за канцелярским столом,

чиновника Желткова. Он был готов издалека обожать Веру Николаевну, он ее

просто боготворил: «Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы

сидите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы

говорите. Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь. Да

святится имя Твое». Желтков не мог каждый день, каждый час, каждую минуту

дарить свою любовь Вере Николаевне. Наверное, поэтому он подарил ей

гранатовый браслет своей прабабки — самое дорогое, что у него было, чтобы

хоть как-то соединить себя с Верой. Желтков был безумно счастлив уже тем, что

к его подарку прикасались руки его богини. Больше всего меня поразило, с какой

внутренней энергией Куприн воспевает любовь. Поистине это чудо,

божественное провидение встретить в жизни именно такое чувство, и тут Вере

Николаевне повезло. В ее судьбе засияла любовь вечная, бескорыстная,

искренняя, о которой мечтает каждая женщина и на которую не способно

большинство мужчин. Наверное, просто' невозможно описать словами то

ощущение глубочайшей потери, которое испытала Вера Николаевна, когда

поняла, что такая любовь прошла мимо нее. Особую силу рассказу придает то,

что в нем любовь существует как нежданный подарок, озаривший вдруг жизнь,

тусклую обыденность, всколыхнувший устоявшийся быт. Мне кажется,

невозможно без душевного волнения читать конец рассказа, эти изумительные

слова: «Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки.

Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью овеяны мои последние

воспоминания. Но я не причиню тебе горя. Я ухожу один, молча, так угодно было

Богу и судьбе. Да святится имя Твое». Эти слова скорее напоминают молитву.

«Гранатовый браслет» — это песнь любви, и одновременно это вечная молитва

о любви... Куприн говорил о «Гранатовом браслете», что ничего более

целомудренного он еще не писал. И это его замечание верно. У Куприна есть

много тонких и превосходных рассказов о любви, об ожидании любви, о

трагических ее исходах, о тоске и вечной юности в душе человека. Куприн всегда

и всюду благословлял любовь. Он посылал великое благословение всему

сущему: земле, водам, деревьям, цветам, небесам, людям, зверям, и вечной

благости, и вечной красоте, заключенной в женщине.

 

Роль символических образов в рассказе А.И. Куприна

 

Удивительной судьбы человек был Александр Иванович Куприн. Человек

широкой, доброй, отзывчивой души. Натура сильная, кипучая. Громадная жаж-да

жизни, стремление все знать, все уметь, все испытать самому. Огромная

любовь к России, которую он пронес через всю свою жизнь, делает ему честь и

как человеку, и как писателю. Многое познал он в жизни и сумел свой жизненный

опыт заставить служить своему творчеству.

Талантливый был писатель Александр Иванович Куприн. Признанный мастер

короткого рассказа, автор замечательных повестей. В них широкая,

многообразная картина русской жизни конца прошлого века и начала нынешнего.

"Человек пришел в мир для безмерной свободы творчества и счастья"-

эти слова из купринского очерка можно было бы взять эпиграфом ко всему его

творчеству. Великий жизнелюбец, он верил, что жизнь станет лучше, и мечтал,

что придет время, когда все люди будут счастливы. Мечта о счастье, мечта о

прекрасной любви - эти темы вечны в творчестве писателей, поэтов,

художников, композиторов.

Не обошел эти темы и Куприн. С присущим ему высоким художественным

вкусом, прекрасным языком, тонким пониманием психологии своих героев он

пишет о любви. Пожалуй, самой поэтичной вещью Куприна стал "Гранатовый

браслет" - прекрасный рассказ о неразделенной великой любви, любви,

"которая повторяется только один раз в тысячу лет".

В рассказе "Гранатовый браслет" Куприн создает несколько символических

образов, на которых строится фундамент повествования и которые несут в

себе весь идейный смысл рассказа.

"В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили

отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Черному

моря" - начала рассказа можно назвать первым символом. Описание

пасмурной, сырой, в целом очень плохой погоды, а потом ее внезапное

изменение в лучшую сторону, имеет огромное значение. Если под "молодым

месяцем" понимать главную героиню рассказа Веру Николаевну Шеину, жену

предводителя дворянства, а под погодой всю ее жизнь, то получается серая, но

вполне реальная картина. "Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем

неожиданно переменилась. Сразу наступили тихие, безоблачные дни, такие

ясные, солнечные и теплые, каких не было даже в июле." Где эта перемена и

есть та самая возвышенная и роковая любовь, о которой идет речь в рассказе.

Следующим символом следует назвать княгиню Веру Николаевну. Куприн

описывает ее как независимую, царственно спокойную, холодную красавицу:

"...Вера пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой,

нежным, но холодным лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками,

какую можно видеть на старинных миниатюрах." Вера Николаевна, благородная,

удивительная женщина, символизирует человека, достойного настоящей,

"святой" любви.

Немалое значение отводит Куприн "тучному, высокому, серебряному

старцу" - генералу Аносову. Именно ему представлена задача заставить Веру

Николаевну отнестись к любви таинственного Г.С.Ж. более серьезно. Своими

размышлениями о любви генерал способствует тому, чтобы его внучка могла с

разных сторон посмотреть на свою собственную жизнь с Василием Львовичем.

Ему принадлежат пророческие слова: "...может быть, твой жизненный путь,

Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на

которую больше неспособны мужчины." Генерал Аносов символизирует мудрое

старшее поколение. Автором ему доверено сделать очень важный, имеющий

огромное значение в этом рассказе вывод: в природе истинная, святая любовь

крайне редка и доступна только немногим и только достойным ее людям. За всю

жизнь Аносов не встретил ни одного подобного примера, но он продолжает

верить в возвышенную любовь и передает свою уверенность Вере Николаевне.

Причиной скорой развязки истории, длившейся более восьми лет, стал по-

дарок на день рождения Вере Николаевне. В роли этого подарка выступил но-

вый символ той самой любви, в которую верил генерал Аносов, и о которой

мечтает каждая женщина, - гранатовый браслет. Он ценен Желткову тем, что

его носила его "покойная матушка", кроме того, старинный браслет имеет свою

историю: по семейному преданию он имеет свойство сообщать дар

предвидения носящим его женщинам и охраняет от насильственной смерти... И

Вера Николаевна в самом деле неожиданно предсказывает: "Я знаю, что этот

человек убъет себя." Куприн сравнивает пять гранатов браслета с "пятью

алыми, кровавыми огнями", а княгиня, засмотревшись на браслет, с тревогой восклицает:

"Точно кровь!" Любовь, которую символизирует браслет, не подчиняется

никаким законам и правилам. Она может идти наперекор всем устоям общества:

Желтков - только мелкий бедный чиновник, а Вера Николаевна - княгиня. Но это

обстоятельство не смущает его, он по-прежнему любит ее, отдавая себе отчет

только в том, что ничто, даже смерть, не заставит утихнуть его прекрасное

чувство: "...Ваш до смерти и после смерти покорный слуга." К сожалению,

значение браслета Вера Николаевна поняла слишком поздно. Ее одолевает

беспокойство. "И все ее мысли были прикованы к тому неведомому человеку,

которого она никогда не видела и вряд ли увидит, к этому смешному "Пе Пе Же".

Княгиня вновь и вновь вспоминает слова генерала Аносова и мучается

тяжелейшим для нее вопросом: что это было: любовь или сумашествие?

Последнее письмо Желткова ставит все на свои места. Он любит. Любит

безнадежно, страстно и идет в своей любви до конца. Он принимает свое

чувство как божий дар, как великое счастье: "Я не виноват, Вера Николаевна,

что богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам." И не

проклинает судьбу, а уходит он из жизни, уходит с великой любовью в сердце,

унося ее с собой и говоря любимой: "Да святится имя Твое!" И остается людям

только символ этой прекрасной любви красивого человека - гранатовый

браслет...

 

Значение символических образов в одном из произведений русской литературы XIX века.

 

В своих ранних произведениях Александр Иванович Куприн как, пожалуй, и

большинство талантливых писателей, очень

романтичен. Я думаю, что молодость не бывает без любви и романтики.

Мягким лиризмом и задушевностью пронизана его повесть «Олеся», написанная

в 1898 году. Это наивная, очаровательная

сказка о любви молодого чиновника, начинающего писателя к прекрасной

простолюдинке, девушке из Полесья, выросшей вдали

от пагубной городской «цивилизации», вдали от людей, в ветхой избушке «в

приволье старого бора так же стройно и также могуче, как растут молодые елочки».

Куприн строит повествование, основываясь на множестве символических

образов, которые несут в себе идейный смысл произведения.

Судьба забросила героя повести по служебным делам на целых шесть месяцев

в глухую деревушку Волынской губернии, где он

невыносимо скучал, не найдя себе круг общения. И эту непреодолимую,

разъедающую тоску одиночества символизирует описание

природы в начале повествования: «Ветер за стенами дома бесился, как

старый, озябший, голый дьявол. В его реве слышались

стоны, визг и дикий смех. Недалекий лес роптал и гудел с непрерывной,

затаенной, глухой угрозой».

Охота была единственным развлечением молодого барина. Однажды,

заблудившись во время охоты, он приходит к лесной

избушке, в которой живут Олеся со своей бабушкой, известной местным

жителям как ведьма, колдунья, наводящая «порчу» на

людей, и за это изгнанная из деревни.

Хата, построенная на сваях из-за половодья, затопляющего весной лес,

представляется ему «избушкой на курьих ножках», а

старая женщина имеет все черты «бабы-яги, как ее изображает народный

эпос», хотя герой и не верит в колдовство.

Знакомство с Олесей, а затем привязанность к ней, переросшая в любовь,

перекликается с описанием пробуждающейся от

зимнего сна природы. «Весна наступила в этом году ранняя, дружная и – как

всегда на Полесье – неожиданная… Везде чувствовалась радостная, торопливая тревога жизни».

«Радостная… тревога жизни», произошедшая в природе, символизирует

неожиданную встречу героя повести с Олесей и его любовь к ней.

Так же глубоко символично и предсказание судьбы по картам. «Падает Вам

большая любовь со стороны какой-то трефовой

дамы… Не смейтесь, не надо смеяться, - серьезно, почти строго, заметила

Олеся. – Я Вам все только правду говорю… Ох!

Нехорошо выходит этой трефовой даме, хуже смерти. Позор она через вас

большой примет, такой, что во всю жизнь забыть нельзя, печаль долгая ей выходит».

Если под «трефовой дамой» понимать Олесю, то в дальнейшем предсказании

можно усмотреть развитие их отношений и

развязку. «Я еще не думал о любви, но я уже переживал тревожный,

предшествующий любви период, полный смутных,

томительных, грустных ощущений».

«Тревога жизни», «тревожные ощущения», - слово «тревога» присутствует в

повести не случайно. Вряд ли могла бы легко и

безмятежно развиваться их любовь. Героя терзали сомнения. С одной стороны

– разгорающаяся страсть к этой умной,

самобытной, по-детски наивной девушке, а с другой – невозможность даже

представить себе «какова будет Олеся, одетая в

модное платье, разговаривающая в гостиной с женами … сослуживцев,

исторгнутая из этой очаровательной рамки старого леса», в случае женитьбе на ней.

Недаром автор описывает случившуюся с молодым влюбленным лихорадку и

болезненные ведения: «целые гирлянды из

человеческих физиономий…, делающих страшные гримасы, скалящих зубы и

вращающих огромными белками». Выгнанные из деревни,

бабушка и Олеся были прокляты людьми. И, когда, желая сделать приятное

своему возлюбленному, Олеся пошла в церковь,

толпа прихожан восприняла это как дерзкий вызов, за который надо отплатить

позором. Вспомните предсказание: «Позор она

через вас большой примет…». Описание сцены расправы над Олесей созвучно

описанию кошмарных видений во время лихорадки.

«…Потом послышались грубые насмешки…, сопровождающиеся хохотом,

потом отдельные восклицания слились в общий

пронзительный бабий гвалт… Вслед ей вместе с бранью, хохотом и

улюлюканьем полетели камни…»

Град, обрушившийся на деревню и сгубивший посевы, - это как бы сбывшаяся

угроза, которую в гневе бросила Олеся своим обидчикам.

Опасаясь мести со стороны людей за, будто бы, насланную «ведьмами»

напасть, Олеся с бабушкой покинули обжитые места.

Девушка ушла, не простившись со своим возлюбленным. Когда он пришел к

лесной избушке, там уже никого не было. Его

внимание привлек яркий красный предмет, висящий на углу оконной рамы. Нитка

дешевых красных бус, известных в Полесье

под названием «кораллов», осталась как напоминание об Олесе, о ее нежной и

великодушной любви. Красный цвет бус, по

замыслу автора - это символ вспыхнувшего яркого чувства между двумя

молодыми людьми, которым из-за невежественности и

дикости, существующих в то время нравов, не суждено было испытать радости зрелой любви.

Таким образом, активно используя в своей повести символические образы,

Александр Иванович Куприн смог наиболее полно

представить мир человеческих чувств, всю гамму любовных переживаний.

Вероятно, поэтому повесть «Олеся» и сегодня, спустя более ста лет, близка и понятна нам.

 

Тема любви в прозе А.И.Куприна. (На примере одного из рассказов.)

 

Всякая любовь – великое счастье,

даже если она не разделена.

И. Бунин

Любовь всесильна, нет на земле

ни горя – выше кары её, ни счастья –

выше наслаждения служить ей.

В. Шекспир

Бывает, что любовь пройдёт сама,

Ни сердца не затронув, ни ума,

То не любовь, а юности забава,

Нет у любви бесследно сгинуть права:

Она приходит, чтобы жить навек,

Пока не сгинет в землю человек.

Мизами

Пожалуй, древнейшее и прекраснейшее чувство, возникшее на земле – любовь.

Именно она дала начало всему человечеству, не

ведая, какие разрушения могут приносить люди, какие злость, ненависть,

зависть могут возникать в их душах. Любовь может

быть слепой, пылкой, неразделённой, робкой, лёгкой, красивой, трагичной, у неё

много лиц, это чувство не поддаётся

никаким законам, науке, не признаёт серости, обыденности, и именно поэтому, я

считаю, она привлекает всех писателей,

поэтов, музыкантов. Любовь, на мой взгляд, лучшая из муз – она может

подвигнуть человека на такие поступки, которые он

при любых других обстоятельствах никогда не совершил бы. Это – энергия,

сила, а для многих людей – власть. И хотя любовь

может породить ревность, а ревность – злость, зависть, ненависть, я всё же

считаю, что это прекраснейшее чувство в мире.

У каждого человека на этот счёт своё мнение, особенно, как мне кажется, у

людей искусства, в том числе и у писателей.

С любовью бескорыстной, не требующей награды, встречаемся мы в

произведениях А. Куприна. Писатель считает, что любовь –

не миг, а всепоглощающее чувство, способное продлиться значительное время.

В « Гранатовом браслете» мы сталкиваемся с

настоящей любовью Желткова. Он счастлив, потому что любит. Ему неважно то,

что Вере Николаевне он не нужен. Как говорил

И. Бунин: «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена».

Желтков просто любил, ничего не требуя взамен.

Вся его жизнь заключалась в Вере Шеин; он наслаждался каждой её вещью:

забытым платком, программой художественно

выставки, которую она однажды держала в руке. Единственной его надеждой

были письма, с помощью них он общался с любимой.

Он желал только одного, чтобы её нежные руки дотронулись до частички его

души – листа бумаги. В знак своей пламенной

любви Желтков дарит самое дорогое – гранатовый браслет. Но герой отнюдь

не жалок, а глубина его чувства, способность на самопожертвование заслуживает не только !

сочувствия, но и преклонения. Желтков возвышается над всем обществом

Шеиных, где никогда бы не возникла настоящая

любовь. Они могут лишь смеяться над бедным героем, рисуя карикатуры, читая

его письма. Даже в разговоре с Василием

Шеиным и Мирза – Булат – Тугановским он оказывается в нравственном

выигрыше, так как Василий Львович признаёт все его

чувства, понимает все страдания. Он не высокомерен при общении с героем, в

отличие от Николая Николаевича. Он

внимательно разглядывает Желткова, аккуратно кладёт на стол красный

футляр с браслетом – ведёт себя как истинный

дворянин. Упоминание о власти Мирза – Булат – Тугановским вызывает приступ

смеха у Желткова, он не понимает, как власть может запретить ему любить.

Чувство героя воплощает всё представление о настоящей любви, высказанное

избранным общества Шеиных генералом Аносовым:

«Любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучения

– вовсе не труд, а одна радость». Эта

истина, сказанная «обломком старины» говорит нам о том, что обладать даром

такой любви, «сильной, как смерть», смогут

обладать лишь исключительные люди, каким является наш герой. Аносов

оказался мудрым учителем, он помог Вере Николаевне понять глубину чувств Желткова.

« В шесть часов пришёл почтальон», Вера узнала нежный почерк Пе Пе Же. Это

было его последнее письмо. Оно было

проникнуто насквозь святостью чувства, не было в нём горечи прощания.

Желтков желает счастья любимой с другим, «и пусть

ничто житейской не тревожит Вашу душу», наверное, себя он относил тоже к

чему–то житейскому в её жизни. В этих строчках

письма прослеживается параллель с А.С. Пушкиным. Мне вспоминается:

Я Вас любил, любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем,

Но пусть она Вас больше не тревожит,

Я не хочу печалить Вас ничем.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Как, дай Вам Бог любимой быть другим.

Не даром, Вера Николаевна, глядя на мёртвого Желткова, сравнивает его с

великими людьми: Наполеоном и Пушкиным. Так же,

как Наполеон, герой обладал мечтой, сильной волей. Как эти великие люди, он

мог любить. Вера Шеин поняла всю ту любовь,

которую потеряла, и, слушая сонату Бетховена, осознала, что Желтков прощает

её. «Да святится имя твоё» повторяется пять

раз в её сознании, как пять составных частей гранатового браслета.

А. Куприну очень многое не нравилось в реальном мире, его окружавшем, и он,

как и многие, наверное, мечтал построить

мир, где всё было бы гармонично, прекрасно, где существовала бы такая

бескорыстная, чистая, самоотверженная, не

требующая награды, любовь, какую мы можем видеть во многих его

произведениях, в том числе, и в «Гранатовом браслете».

Но, к сожалению, мне кажется, что в жизни такая любовь – сильная, светлая –

встречается крайне редко. Именно поэтому

автор решает, что один из героев должен умереть. Куприн, сохраняя традиции

писателей XIX век, показывает нам «маленького

человека», только не ущемлённым в своих правах, а способным на глубокое,

искреннее чувство. Куприн хотел вселить в нас

надежду о существовании, когда–нибудь, в светлом будущем идеального мира,

о реальности существования настоящей любви

«дороже богатства» и «сильнее смерти». Я считаю, что такому художнику слова

нужно быть благодарным хотя бы за мечту о такой любви.

 

Художественное своеобразие одного из произведений А.И.Куприна.

 

«Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?» -

вспоминаются слова М.А. Булгакова, и хочется

верить, что действительно она существует, что это чувство посетит и меня.

Кроме «Мастера и Маргариты» существует множество трогательных и

красивых произведений о любви. «Ромео и Джульетта»,

«Руслан и Людмила», «Бедная Лиза» всегда будут волновать душу читателя.

Каждый автор касался темы любви в своем творчестве. Большинство

рассказов, поэм, стихотворений, баллад, Романо, сказок

посвящено «этой теме, и личной и мелкой, перепетой не раз и не пять».

Но, на мой взгляд, самое лучшее, самое прекрасное и восхитительное

произведение о любви – «Гранатовый браслет»

Александра Ивановича Куприна. Только он смог так выразительно передать

мир человеческих чувств. И, безусловно,

требовалось мастерство и талант писателя, чтобы создать рассказ, полный

музыки, ярких впечатлений и переживаний. И

только настоящий кудесник слова может заставить плакать над своим произведением.

Почерк талантливого автора виден по первым строкам. Открывая книгу,

понимаешь, что это необычное творение, музыка будет

сопутствовать до последней страницы рассказа и сыграет немаловажную роль.

Эпиграфом к «Гранатовому браслету» является не

цитата, не стихотворение, не изречение, а название сенаты Бетховена. Музыка

звучит и дальше: «Васючок пел в полголоса,

под аккомпанемент Женни Рейтер, итальянские народные компоненты и

рубинштейновские восточные песни», и потом пианистка

сыграет «то самое место из Второй сенаты», «это исключительное,

единственное по глубине произведение». Именно музыка

Бетховена поможет главной героине понять Желткова и осмыслить то, что с ней произошло.

Исключительная роль принадлежит и пейзажу. Описания природы

предвосхищают события, помогают понять внутренний мир

героев. События происходят осенью, порой печальной и унылой. Это время

года ассоциируется с расставанием, умиранием всего живого.

В первой главе рассказа описание природы предвещает плохой исход:

«наступили отвратительные погоды», и даже обещает

смерть: «пусть неделю повыбрасывало трупы рыбаков в разных местах

берега», но все же «погода вдруг резко и совсем

нежданно переменилась, что-то хорошее, светлое случилось с героями

«Гранатового браслета»: «наступили тихие безоблачные

дни, таких не было даже в июле» - как напоминание о чем-то добром и

прекрасном, что произойдет с Верой.

А.И. Куприн передает состояние природы с помощью метафор («тяжело лежал

густой туман»), сравнений («мелкий, как водяная

пыль, дождик»), эпитетов («ласковому соленому ветерку»).

Искусное использование ярких и выразительных художественных средств

языка делает произведение необыкновенно красивым и

доказывает, что Куприн – мастер и волшебник слова.

Природа также помогает определить характер героев. Вера и Анна Николаевна

обладают уникальным зрением и восприятием

всего прекрасного. Она увидела, что в «лунном свете есть какой-то розовый

оттенок», но над ней все смеялись, хотя

художник, человек, все примечающий, сказал, что давно об этом знает. О тонком

восприятии героинь говорят и метафоры,

используемые в разговоре: «А мухоморы! Точно из красного атласа и вышиты

бисером». Вера и Анна обладают удивительной

чувствительностью, природа вызывает у них бурю эмоций и чувств.

Автор наделил героев также прекрасным обонянием: «только белая акация

пахла … да и та конфетами», а Анна сделала для

себя открытие, что морская вода пахнет резедой.

Тонким слухом, уникальным обонянием, осязанием, зрением обладают честный,

благородный, искренний генерал Аносов, Вера Шеина и Анна Фриессе.

Веру и Анну Николаевну кроме любви к природе и всему прекрасному

объединяет также страсть к азарту. Но в остальном они

непохожи. Вера «пошла в мать, красавицу англичанку», была экономна, «строго

проста, со всеми холодно и немного свысока

любезна, независима и царственно спокойна».Очаровательная покатость плеч

сочеталась с лебединой шеей. Отсюда и фамилия – Шеина.

«Анна, наоборот, унаследовала монгольскую кровь отца», «живая и

легкомысленная, насмешница». Об ее утонченном вкусе

говорит подарок, сделанный Вере, - записная книжка, купленная в антикварном магазине.

Еще одна вещь, подаренная княгине говорит о том, кто ее преподнес. Муж,

уезжая, положил на столик «»прекрасные серьги

из грушевидных жемчужин». Дорогое украшение, но холодное, одаренное не от

души. Василий Львович даже не сказал теплые слова поздравления жене.

Вере Николаевне подарили еще одно украшение, «низкопробное», но

преподнесенное от всего сердца. Гранатовый браслет был

для Желткова очень дорого и ценен, как фамильная драгоценность, и вложил он

в свой подарок больше чувств, чем князь

Шеин. А сколько любви и преданности было в его словах: «… я осмелюсь

препроводить Вам мое скромное верноподданническое

подношение», «на всем свете не найдется сокровища, достойного украсить

Вас». Желтков любит искренне, но безответно, и это чувство обладает разрушающей

силой: в жизни его больше ничего не интересует.

Он готов умереть, только бы Вера Николаевна была счастлива.

«Смешная» фамилия Желтков произошла от реальной – Жолтиков, человек,

который тоже был безнадежно, трогательно и

самоотверженно влюблен. А желтый цвет является символом печали и разлуки.

Печальные чувства «Г.С.Ж.» понимает Василий Шеин, он чувствует, что

присутствует при «громадной трагедии души». И

только товарищу прокурора не подвластны пониманию чувства, боль и страдания Желткова.

Разговаривая с ним, он делает жест, точно бросает правой рукой на землю от

груди какой-то невидимый предмет. Его слова

превратились в брошенную «невидимую тяжесть». Он черств и жесток в

обращении с людьми, не щадит их чувств, и, конечно,

он никогда искренне не полюбит и никогда не поймет Желткова.

И только Вера Шеина осознала, что это была «настоящая, самоотверженная,

истинная любовь», что она пересекла ее жизненный путь.

В «Гранатовом браслете» А.И. Куприн показал «в нежных звуках» и доказал, что

любовь способна полностью преобразить

человека, открыть ему необъятную глубину его внутреннего мира.

Искусно используя преобразительные средства языка, через описания

природы, речевую и портретную характеристики,

писатель превосходно изобразил героев, их мысли, чувства. Создание такой

великолепной жемчужины русской литературы, как

«Гранатовый браслет», говорит о таланте и мастерстве писателя и

подтверждает, что А.И. Куприн – настоящий художник

слова, певец, провозглашающий искреннюю любовь.

Произведение поражает красотой и великолепием, и я соглашусь со словами

одного из классиков, что «один из благоуханных

и томительных рассказов о любви – и самых печальных – куприновский «Гранатовый браслет».

 

"Горечь" и "сладость" человеческой жизни в изображении И. Бунина и А. Куприна.

 

И. Бунин и А. Куприн жили и творили в непростые для России времена. Может

быть, поэтому так своеобразны их взгляды на жизнь. Постараемся

разобраться, в чём писатели видят горечь и сладость человеческой жизни.

"Я хочу говорить о печали" - писал Иван Алексеевич Бунин. Горечью пронизаны

все его произведения. В его представлении мир - это бездна, трясина, пучина.

Человеческая жизнь рядом с этой бездной так же ничтожна, как скорлупка

корабля на штормовой волне. Рассказ Бунина "Господин из Сан-Франциско"

напоминает притчу. Богатый пятидесятивосьмилетний американец, имени

которого "никто не запомнил", "на роскошном, ярко освещённом пароходе",

отправляется в Италию. Не получив от поездки ожидаемого удовольствия, он

умирает. Его смерть мучительна и безобразна; американец здесь впервые

вызывает сострадание. Не менее безобразно и отвратительно всеобщее

лицемерие, царящее в этом мире. Даже влюблённая пара, так красиво

танцующая в салоне корабля (который сначала везёт "господина из

Сан-Франциско" в Европу, а потом его труп - назад в Америку), оказывается

нанятой за деньги. От всего в этом мире веет горечью, всё фальшиво: и веселье, и слава, и богатство…

"Жизнь - скучный, зимний день в грязном кабаке, не более…" - говорит капитан в

"Снах Чанга". В этом рассказе, так же как и в "Господине из Сан-Франциско",

действие разворачивается по соседству с бездной. Собака, подобно хозяину,

страдает, мучается и гибнет. Весь рассказ пронизан горечью и тоской по

незримому, высшему Хозяину, к которому ушёл капитан и которого в

предсмертном восторге видит старый Чанг. Но неужели только горечь видит писатель в жизни?

 Где спасение от этой безысходности? Возможно ли счастье, есть ли сладость в человеческой

жизни? Как нельзя лучше отвечает на эти вопросы строчка из "Темных аллей": "Всякая

любовь - великое счастье, даже если она не разделена". То есть сладость

человеческой жизни, по мнению Бунина, заключается в любви. Не в том

фальшивом её изображении, которое мы видим в "Господине из

Сан-Франциско", а в настоящем сильном чувстве, которое способно преодолеть

любые препятствия. Яркий пример такой любви - Надежда из рассказа "Темные аллеи".

Она через всю жизнь пронесла любовь к барину, некогда соблазнившему ее. Влюбленные

не виделись тридцать лет и случайно встретились на постоялом дворе, где

Надежда - хозяйка, а Николай Алексеевич - случайный проезжий. Он не в

состоянии подняться до ее высоких чувств, понять, отчего Надежда не вышла

замуж "при такой красоте, которую…имела". Как можно всю жизнь любить

одного лишь человека? Между тем, для Надежды Николенька на всю жизнь

остался идеалом, единственным и неповторимым: "Сколько ни проходило

времени все одним жила. Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно

ничего не было, а вот… поздно теперь укорять, а ведь правда, очень

бессердечно вы меня бросили". Сменив лошадей, Николай Алексеевич уезжает,

а Надежда навсегда остается на постоялом дворе. Да, возможно, Надежда

несчастлива сейчас, через много лет, но настолько сильно было то чувство,

столько радости и счастья оно принесло, что забыть о нем невозможно. То есть

любовь для главной героини - счастье.

В рассказе "Солнечный удар" любовь выступает чем-то мгновенным, вспышкой,

которая проносится, оставляя в душе глубокий след. Опять же, влюбленные

расстаются, что доставляет страдания главному герою. Сама жизнь без

возлюбленной - это страдание. Он не находит себе места ни в квартире, ни на

улице, вспоминая счастливые моменты, проведенные с ней.

Чтобы убедиться в искренности чувств, по мнению Бунина, нужна непременно

трагедия. Но, несмотря на весь их трагизм, светлое чувство охватывает

читателя, когда перевернута последняя страничка сборника: необычайная

светлая сила и искренность чувств свойственна героям этих рассказов. Любовь

у Бунина долго не живет - в семье, в браке, в буднях. Короткая, ослепительная

вспышка, до дна озарившая души влюбленных, приводит их к трагическому концу

- гибели, самоубийству, небытию.

Но, тем не менее, в этих счастливых мгновениях, ради которых стоит жить и

переносить любые страдания, и заключается сладость человеческой жизни.

Таким образом, горечь и сладость, по мнению Бунина, тесно переплетены:

чтобы ощутить сладость жизни, надо до дна испить чашу её горечи…

А в чём видит горечь и сладость человеческой жизни А. И. Куприн? Мне кажется,

мнения Бунина и Куприна на этот счёт схожи. Только у Куприна чувство горечи

более завуалировано, нежели у Бунина. В его произведениях нет той бездны,

которая вот-вот поглотит весь мир, и фальшь и примитивность в отношениях

людей не так бросается в глаза. "Княгиня Вера, у которой прежняя страстная

любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной

дружбы…" - именно такими словами представляет нам автор главную героиню

произведения. Возникает вопрос: а была ли у неё вообще когда-нибудь

настоящая любовь? Впоследствии мы находим ответ на этот вопрос. Когда во

время разговора с генералом Аносовым Вера сказала: "Возьмите… нас с

Васей. Разве можно назвать наш брак несчастливым?", тот сначала долго

молчал, потом "протянул неохотно:

- Ну, хорошо… скажем - исключение…"

Таким образом, мы видим, что герои живут, руководствуясь не чувствами, а

выгодой. А та неподдельная любовь, о которой Куприн говорит в лице Аносова:

"сильна, как смерть… для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти

на мучения - вовсе не труд, а одна радость", становится у них поводом для

насмешек и причиной для угроз. Мне кажется, именно в этой людской чёрствости

и неспособности любить по-настоящему видит писатель горечь человеческой жизни…

А сладость человеческой жизни у Куприна (как и у Бунина) - любовь. В

"Гранатовом браслете" главный герой кончает жизнь самоубийством, и толкает

его на этот поступок неразделённая любовь к княгине Вере. Можно было бы

предположить, что любовь принесла ему лишь страдания (горечь, а не

сладость). Однако это не так. Любовь его погубила, но разве можно говорить о

том, что она была несчастной для Желткова? Я думаю, что нельзя. Умирал

Желтков не со страхом от предчувствия смерти, а с приятным чувством того,

что эта любовь все-таки была в его жизни. Об этом свидетельствует выражение

лица умершего: "Глубокая важность была в его закрытых глазах, и губы

улыбались блаженно и безмятежно…". Для героя любовь, хотя она была не

взаимна, была единственным счастьем. Об этом он пишет в своем последнем

послании Вере Ивановне: "От глубины души благодарю Вас, за то, что Вы были

моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью".

Итак, мнения Бунина и Куприна по поводу горечи и сладости человеческой жизни

во многом похожи. Для обоих писателей сладостью жизни, счастьем является

любовь, ломающая все преграды на своём пути и побеждающая несмотря ни на

что. Горечь же, по их мнению, заключается в фальшивости и неискренности

людских отношений и в том, что чувства у большинства людей заменены

холодной расчетливостью. Горечь и сладость связаны друг с другом и невозможны друг без

друга. Каждый человек в своей жизни неизбежно встречается и с тем и с другим. И только

ощутив горечь жизни можно понять ее сладость.

Хостинг от uCoz