Платонов
1. Особенности прозы А. Платонова
2. Рецензия на повесть А. П. Платонова "Ювенильное море"
3. Художественное своеобразие одного из произведений А.Платонова
Особенности прозы А. Платонова
Неисправимый идеалист и романтик, Платонов верил в "жизненное творчество
добра", в "мир и свет", хранящиеся в человеческой душе, в занимающуюся на
горизонте истории "зарю прогресса человечества". Писатель-реалист, Платонов
видел причины, заставляющие людей "экономить свою природу". "выключать
сознание", переходить "изнутри вовне", не оставляя в душе ни единого "личного
чувства", "терять ощущение самого себя". Он понимал, почему "жизнь на время
оставляет" того или иного человека, подчиняя его без остатка ожесточенной
борьбе, почему "неугасимая жизнь" то и дело гаснет в людях, порождая вокруг
мрак и войну. А.Платонов принадлежит к тем немногочисленным авторам, кто
услышал в революции не только "музыку", но и отчаянный крик. Он увидел, что
добрым желаниям иногда соответствуют злые дела, а в замыслах добра кто-то
предусмотрел для усиления своей власти уничтожение многих ни в чем не
повинных людей, якобы мешающих общему благу. Все, что было опубликовано
из произведений Платанова до последних лет, не могло дать полного
представления ни о его мощи как писателя, ни совершить той работы по
формированию духовности человека, которая оказалась под силу таким
произведениям, как "Котлован". "Чевенгур", "Ювенильное море". Платонов ни на
кого не похож. Каждый, кто впервые открывает его книги, сразу же вынужден
отказаться от привычной беглости чтения: глаз готов скользить по знакомым
очертаниям слов, но при этом разум отказывается поспевать за временем.
Какая-то сила задерживает восприятие читающего на каждом слове, каждом
сочетании слов. И здесь не тайна мастерства, а тайна человека, разгадывание
которой, по убеждению Достоевского, есть единственное дело, достойное того,
чтобы посвятить ему жизнь. Герои Платонов говорят о "пролетарском
веществе" (сам Платонов говорил о "социалистическом веществе"). В эти
понятия он включает живых людей. У Платанова идея и человек не сливаются.
Идея не закрывает человека наглухо. В его произведениях мы видим именно
"социалистическое вещество", которое стремится из себя самого построить
абсолютный идеал. Из кого же состоит живое "социалистическое вещество" у
Платонова? Из романтиков жизни в самом полном смысле слова. Они мыслят
масштабными общечеловеческими категориями и свободны от каких бы то ни
было проявлений эгоизма. На первый взгляд может показаться, что это люди с
асоциальным мышлением, поскольку их ум не ведает никаких
социально-административных ограничений. Они непритязательны, неудобства
быта переносят легко, как бы не замечая их вовсе. Откуда эти люди приходят,
каково их прошлое, не всегда можно установить, поскольку для Платонова это
не самое важное. Все они - преобразователи мира. Гуманизм этих людей и
вполне определенная социальная направленность их устремлений заключается
в поставленной цели подчинить силы природы человеку. Именно от них надо
ждать достижения мечты. Именно они когда-нибудь смогут обратить фантазию в
реальность и сами не заметят этого. Этот тип людей представлен инженерами,
механиками, изобретателями, философами, фантазерами - людьми
раскрепощенной мысли. Герои-романтики Платонова политикой, как таковой, не
занимаются. Они рассматривают свершившуюся революцию как решенный
политический вопрос. Все, кто этого не хотел, потерпели поражение и сметены.
И еще потому они не занимаются политикой, что в начале 20- х-годов новое
советское государство еще не сложилось, сложилась власть и аппарат власти.
Вторая группа персонажей - это романтики битвы, люди, сформировавшиеся на
фронтах гражданской войны. Бойцы. Чрезвычайно ограниченные натуры, какие
в массовом порядке обычно порождает эпоха битв. Бесстрашные,
бескорыстные, честные, предельно откровенные. Все в них
запрограммировано на действие. В силу понятных причин именно они,
вернувшиеся с фронта, пользовались в победившей республике
безоговорочным доверием и моральным правом на руководящие посты. Они
приступают к делу с наилучшими намерениями и с присущей им энергией, но
вскоре обнаруживается, что большинство из них в новых условиях чисто
автоматически руководит так, как командовало полками и эскадронами на
войне. Получив посты в управлении, они не умели ими распорядиться.
Непонимание происходящего порождало в них повышенную подозрительность.
Они запутались в отклонениях, перегибах, перекосах, уклонах. Безграмотность
была той почвой, на которой расцветало насилие. В романе "Чевенгур" Андрей
Платонов изобразил именно таких людей. Получив неограниченную власть над
уездом, они в приказном порядке решили отменить труд. Рассуждали примерно
так: труд - причина народных страданий. поскольку трудом создаются
материальные ценности, которые приводят к имущественному неравенству.
Стало быть, надо ликвидировать первопричину неравенства: труд. Кормиться
же следует тем, что природа рождает. Так, по своей безграмотности, они
приходят к обоснованию теории первобытнообщинного коммунизма. У героев
Платонова не было знаний и не было прошлого, поэтому им все заменяла вера.
С тридцатых годов окликает нас Платонов своим особенным, честным и
горьким, талантливым голосом, напоминая, что путь человека, при каком бы
социальном и политическом устройстве тот ни жил, всегда труден, полон
обретений и потерь. Для Платонова важно, чтобы не был разрушен человек.
Многое роднит писателя Андрея Платонова с его персонажами-
правдоискателями: та же вера в существование некоего "плана общей жизни", те
же мечты о революционном переустройстве всей жизни и не менее, как в
масштабе всего человечества, вселенной; та же утопия всеобщего
коллективного творчества жизни, в процессе которого рождается "новый
человек" и "новый мир".
Рецензия на повесть А. П. Платонова "Ювенильное море"
В течение последних двух десятилетий в печати стали появляться многие
произведения, запрещенные ранее цензурой. К их числу относятся и книги
Андрея Платонова. Чем необычен писатель Андрей Платонов? Чем вызван
нарастающий во всём мире интерес к его творчеству? Наверное тем, что
проблематика его книг совпадает с древнейшими представлениями человека о
мире, но даётся с позиции современной личности, впитавшей в себя культуру,
историю России, достижения всего мира. Среди них повесть "Ювенильное
море", созданная в 1934 году и дошедшая до читателя лишь в 1986 году. В ней с
необычайной убедительностью автор отразил абсурдность жизни в первые
годы коллективизации и попытался предсказать будущее страны.
Перед нашим взором предстает мясосовхоз "нумер сто один", к которому
инженер-электрик Вермо добирался в течение пяти дней по вымершей земле.
Условия жизни людей и животных мало чем отличаются. Директор совхоза
Умрищев отдает абсурдные приказы: рожать детей по графику, обрывать
былинки на пешеходных тропинках, - а в целом хозяйством не занимается. В
свое время он приехал из центра, где были созданы отделы по планированию
"безвестных времен на тридцать лет вперед". Эти задачи невыполнимы,
поскольку для их решения "требуется вечность".
В изображении абсурда жизни писатель продолжает традиции М. Е.
Салтыкова-Щедрина. Платонов, как и великий сатирик, показывает
происходящее в гиперболической и гротескной форме: люди живут в огромных
выдолбленных тыквах; радея о мясосовхозе, Федератовна не спит уже полгода.
Вермо мечтает вместо "ветхих форм животных" завести бронтозавров для
получения "по цистерне молока в один удой",
Писатель подчеркивает, что в этом обществе к человеку относятся как к еще
одной производительной единице. Вермо, глядя на Босталоеву, размышляет,
"сколько гвоздей, свечек, меди и минералов можно химически получить из тела
Босталоевой". Жалость приравнивается к преступлению. ("Ведь миллиарды
разных людей умерли бесполезно. Что же вы одну-то стоите жалеете. Мало ли
на свете жителей осталось!.. Жалейте хоть меня, если в вас гнилой либерализм
бушует!" - возмущается Божев возле тела повесившейся Айны, на похоронах
которой люди будут плакать только из приличия), милосердие и доброта
отрицаются полностью ("Всех жалеть не нужно... многих нужно убить",-
соглашается с ним Федератовна), счастья личной жизни не существует, его
заменил труд. За годы гражданской войны и коллективизации люди забыли, что
такое любовь. Вермо считал, что "любовь - это изобретение, как и колесо, и
человек... долго обвыкался с любовью, пока не вошел в ее необходимость".
Становится ясно, что в этой "стране трудного счастья" тяжело и страшно всем
людям.
Несмотря на небольшие размеры произведения, проблематика повести
достаточно сложна. Платонов поднимает социально значимые для тридцатых
годов проблемы будущего страны, путей ее развития, методов хозяйствования
и общечеловеческие проблемы - добра и зла, счастья, свободы личности,
Все поступки герои повести совершают с пафосом, но писатель обращает
внимание на ложность этого пафоса. Как пример, можно привести лозунги,
которые автор как бы выворачивает наизнанку, раскрывая их абсурдность.
Босталоева призывает увеличить надои и количество мяса, не увеличивая
поголовья взрослого скота, а осеменяя коров круглый год, что противоречит
физиологии животного.
Необычен и язык писателя: он сопоставляет несопоставимые понятия
("ударный поцелуй", "кипящая вселенная", "безысходная энергия"), намеренно
использует косноязычие ("смотреть друг в друга", "пошла... нечаянно рядом"),
иронию и сарказм (несмотря на то, что совхоз находился "в русле речки,
высохшей лет тысячу тому назад", на открытом месте, обдуваемом всеми
ветрами, автор отмечает: "Гуртовая база была расположена разумно и удобно",
а ее директор "любил все темы, кроме скотоводства"), политическую лексику
("либерализм", "оппортунизм"), газетные штампы.
У персонажей повести "говорящие" имена и фамилии. Это еще один способ, с
помощью которого автор раскрывает образ. Вермо ассоциируется со словами
"верный", "верность". Он человек, навсегда преданный тому, во что поверил
однажды. Фамилия Умрищев словно происходит от слова "умереть", такие, как
он, не способны жить в новом обществе. Божев, как Господь Бог, может судить
и наказывать. Федератовна, бывшая Кузьминична, сменила отчество с
приходом новой власти. Надежда Босталоева олицетворяет грядущую победу
над "классовым врагом". Всё это помогает писателю ярче передать
особенности того времени.
С этой же целью автор мастерски использует многие художественные детали:
голые ноги доярок, потемневшие от нехватки порошка зубы Босталоевой,
спящие на земляном полу пастухи - все указывает на бедственное положение
людей и хозяйства страны.
Немалую роль играет в произведении пейзаж. Он помогает увидеть параллель
между скудной природой степи и положением государства в целом: "Редкий
ковыль покрывал здешнюю степь, при этом много росло полыни и прочих
непищевых, бедных трав", "трава утомилась жить под солнцем", "скучная сила
осеннего ветра и зимняя пурга, поющая о безысходности жизни". Сама "мертвая
природа" отвергает возможность построения счастливого социалистического
общества на нищей земле.
Создавая портрет героя, писатель уделяет особое внимание глазам.
Противопоставляя глаза Умрищева, в которых находилось "постоянное
углубление в коренные вопросы человеческого общества и всего текущего
мироздания", глазам Босталоевой, в которых светится "классовая вражда",
Платонов подчеркивает огромную нравственную пропасть между ними.
Поражает жестокость героев. Хотя Вермо и пытается облегчить труд человека,
все его мысли направлены на "убийства всех врагов". Ужасает образ
Босталоевой, мечтающей "разбить и довести до гробовой доски действующего
классового врага", и образ Федератовны, говорящей, что "многих нужно убить".
Наиболее безнравственны Божев и Священный. Их черствость,
подозрительность и деспотичность становятся яркой приметой диктаторского
режима.
Особая роль отводится "невыясненным" людям, к которым откосится и
Умрищев. Писатель показывай деградацию человека" находящегося под гнетом
тоталитарной системы, постепенное превращение его в винтик, в
человекоробота. Ведь Умрищев в конце концов смиряется с навязанным
образом жизни и отказывается от своих взглядов.
В "Ювенильном море" А. П. Платонов выступает как провидец, предсказывая
будущее. В этом повесть схожа с романом-антиутопией Е. И, Замятина "Мы".
Как и Замятин, Платонов показывает последствия бесчеловечной политики
государства. И даже сегодня, спустя столько лет, картины, изображенные в
повести, ужасают и заставляют читателя задуматься над тем, какую цену
приходится платить за социалистические идеи.
Повесть называется "Ювенильное море", и рядом автор дает пояснение -
"море юности". Возможно, имеется в виду юность, молодость, а значит, и
неопытность страны. Как и человек в молодости, государство готово идти на
любые безрассудства (уничтожение народа, переделку природы и всего земного
шара), но скоро оно повзрослеет, и поймет все свои ошибки.
Художественное своеобразие одного из произведений А.Платонова.
"Ты кто? Отчего ты живешь? Хорошо тебе или нет?". Такие вопросы задает
мальчик Егор- герой платоновского рассказа
"Железная старуха", написанного в 1951 году. Не эти ли вопросы ставит перед
нами сам Платонов? На первый взгляд
рассказ кажется детским, на самом же деле, используя образ ребенка,
Платонов ставит перед нами важные, глубокие
философские вопросы. Что же это за писатель, который заставляет во время
чтения думать и чувствовать одновременно,
останавливаясь на каждой строчке, даже на каждом слове? Наверное, дело в
том, что все в мире писателя сделано из
"вещества существования". Не случайно два совершенно несовместимых
понятия - "вещество" (материя) и
"существование" (процесс) объединяются автором, превращаясь в оксюморон.
Но для Платонова это естественно, он как бы
уравнивает материальное и духовное начала мира. Когда читаешь
произведения Платонова, создается такое впечатление, что
писатель смотрит на мир не со стороны, а изнутри его: глазами цветка, соринк!
и, листа, жука, червяка; он знает их мысли и чувства. Вспомним рассказ
"Неизвестный цветок". Цветок трудится день и
ночь, чтобы не умереть, он превозмогает терпением свою боль от "голода и
усталости". Так можно сказать только о живом,
разумном существе. Вероятно, дело в том, что Платонов сострадал всему
живому, что есть в мире: листу, животному,
человеку. И если для обычного человека мир может предстать только
олицетворенным, то у Платонова все вокруг живет своей
собственной жизнью, как и человек.
Я открыла для себя Платонова, когда прочитала маленькие рассказы
"Неизвестный цветок" и "Железная старуха".
Потом были "Котлован" и " Река Потудань", "Фро", "Чевегур". Но поговорить мне
хотелось бы именно о "Железной
старухе". С самых же первых строк рассказа ощущаешь особую платоновскую
атмосферу повествования. Вот первое
предложение: "Шумели листья на дереве; в них пел ветер, идущий по свету".
Складывается впечатление, что это начало
волшебной сказки, ведь поет "ветер, идущий по свету", чудится слабый шепот
листвы (может быть, благодаря звукописи).
Читаем дальше - какое совпадение: "Малолетний Егор сидел под деревом и
слушал их кроткие, бормочущие слова".
Удивительны платоновские слова: шероховатые, вообще какие-то детские и
вместе с тем мудрые. Замечательно, что писатель,
будучи взрослым, остается ребенком. Это значит, что каждая встреча с миром
для него - событие, а каждое явление -
открытие. И эти открытия Платонов совершает вместе со своим героем.
Сюжет рассказа таков: мальчик Егор вступает в диалог с миром, чтобы понять
его, и, кроме того, он хочет убить
"железную старуху" (судьбу? смерть?). Кажется, замысел рассказа вполне ясен,
но это только первое впечатление. Поэтому
непременно нужно разобраться, почему мальчик всем: жуку, червяку, ветру,
матери, себе, "железной старухе" - задает
вопросы: "Ты кто?", "Отчего ты живешь?". В этих вопросах открывается
основная мысль рассказа: человек хочет понять,
кто он в мире. Платонов подводит нас к мысли о том, что человек не хочет быть
одиноким в мире, и эпизод с жуком здесь
символичен. В описании насекомого невольно замечаешь такие детали, как
"маленькое неподвижное лицо", "добрые глаза",
"ноги и руки". Не случайно Егору "стало скучно", когда жук улетел. Мальчик
интуитивно чувствует, что одинок в мире,
но он не хочет "скучать" и пытается приникнуть к круговороту жизни, ощутить
свою зависимость от ветра, звезд, лопуха,
жука. Поразительно, но крохотный эпизод, рассказывающий о встрече мальчика
с неразговорчивым жуком, больше напоминающим человека, чем насекомое,
столько
открывает в рассказе.
А теперь о "скуке". Скука у Платонова - особый мотив. Это не просто маята от
ничегонеделания. Скука-тоска - это
поиск высшего смысла, желание слиться со всем живым. Преодолеть скуку
значит преодолеть одиночество. Мотив скуки как
один из важнейших звучал в "Котловане". Главный герой повести Вощев ищет
"вещество существования", чтобы ощутить
наполненность своей жизни. "Вещество существования" нужно выработать,
чтобы отдать его детям, таким, как Настя. Но
Настя умирает от одиночества, от "скуки", которая высасывает из нее жизнь, от
невозможности соединиться с миром.
Единство всего живого среди всех героев повести ощущает только Вощев: он
подбирает палый лист и хранит его, спасая от
безвестности. А лист хранит память о дереве, дерево - о земле, земля - о
солнце… Мальчик Егор из "Железной старухи"
очень близок Вощеву по мировосприятию. Такие, как Егор, Вощев думают, что
мир устроен по тем же законам, что и они сами,
поэтому общаются с миром, как равным себе. Другими словами, для Платонова
главное, чтобы его герои чувствовали себя частью огромного целого, считали
равным себе по
"телу" и "духу" все, на что бы ни пал их взгляд. Именно таким видит мир Егор -
родным, живым. Мальчику не страшно
ночью одному. Вспоминается эпизод, где обыкновенный лопух избавил малыша
от страха только потому, что растение было
такое же, как у Егора во дворе. Мальчик думает о травах, живущих в овраге:
"…ничего, они ведь все живут здесь и не
боятся, и он будет с ними". Мироощущение ребенка в рассказе имеет гораздо
больший смысл, чем кажется на первый взгляд.
Ведь взрослые люди заняты, им некогда оглянуться, остановиться, задуматься.
Они попросту проживают свою жизнь, "тратят
время на сон". Такое положение для мальчика недопустимо. Поэтому Егор,
когда все спят, выходит "наружу", чтобы
познать мир: " Я не хочу спать, я хочу жить".
Далее Платонов вводит в рассказ образ дороги, который становится
символическим: этот образ выступает здесь
стремлением Егора "до всего дознаться". "До всего" надо понимать в прямом
смысле, ведь ему все интересно, все важно:
"Кто же это такой?", "Мама, а ты кто?", "Мама, а старуха кто?".
Действительно, пора заговорить и о старухе, именем которой и назван рассказ.
Образ старухи представляется
связующим звеном между жизнью и смертью, бытием и небытием. Перед нами,
вероятно, символический образ смерти, губящей
все живое. Условно смерть представляется в образе "железной старухи", но
Егору она видится вполне реальной,
существующей именно вследствие его особого восприятия мира. Поэтому,
прячась ночью в овраге, карауля старуху, Егор
слышит "унылый звук", "хруст высохших костей". В этих звуках мальчику словно
слышится "вздох всех умерших" - вздох
тоски по жизни. Егору жаль усопших, и он хочет убить старуху. Но даже
маленький герой Платонова понимает, что только
неживое может сражаться с неживым. Мальчику нужно стать "железным
стариком". Здесь он выступает в роли маленького
Георгия Победоносца, готового ради людей совершить подвиг. Но для Егора
это большая жертва, и он говорит: "Это я
нарочно буду железным, чтоб старуху напугать, пускай она околеет.
А потом я железным не буду - не хочу, я буду мальчиком с матерью".
Заканчивая разговор о "Железной старухе", хочется сказать, что этот
крошечный рассказ фокусирует основные черты
платоновской прозы, "впитывает" ее важнейшие мотивы и образы: сострадание
всему живому, поиск "вещества
существования", ощущение целостности мира, мотивы скуки, дороги как попытки
осмыслить мир и, наконец, идею спасения
умерших, которую Платонов почерпнул в учении И.Ф. Федорова. Это делает
рассказ "Железная старуха" одним из лучший
произведений писателя.