Пришвин
1. Мир природы в творчестве М. М. Пришвина
2. "Пред ликом священной природы"
3. Единство человека и природы
Мир природы в творчестве М. М. Пришвина
Жизнь Пришвина была типична для русского человека, который пережил три
войны и революцию. Судьба М. М. Пришвина — это характерная судьба
русского человека именно потому, что почти всегда истинная жизнь его проходит
в тени. Она никогда о себе не заявляет громко и в то же время присутствует
каждое мгновение в слове писательском. Каждая фраза, даже каждое слово у
Пришвина, как в стихах, несет большую смысловую нагрузку. Это такая мудрая
поэзия в прозе. В ней нет назиданий, но есть родствен- ное, целомудренное
внимание ко всему, и к человеку прежде всего: ты голоден — я тебя накормлю,
ты одинок — я тебя полюблю. Все у писателя — мир, природа, человек — в
общей совокупности и составляет красоту жизни, которую необходимо
отстаивать, борясь со злом в любых его проявлениях. Именно этой теме была
посвящена сказка-быль "Кладовая солнца". В ней мы встречаем знакомые
приметы народной русской сказки, начиная от сказочного пейзажа, разговоров
птиц, животных и кончая счастливой развязкой с победой добра над злом. И в то
же время — это повесть, которая расширяет наши знания о жизни. Читая эту
книгу, мы узнаем о бондарном ремесле и о целебных свойствах клюквы, о
значении леса для человека и о том, как охотник устраивает облавы на волков, и
какие повадки у зайца и лисицы, у волка и у тетерева, почему надо, особенно на
болоте, держаться твердой тропы и что собой представляют большие
торфяные болота. Многое, о чем пишет в своих произведениях Пришвин, не
фантазия. В основу всего его творчества положены действительные события,
собственные наблюдения и впечатления. "Нигде в мире нет такого
замечательного языка, как русский, — писал Пришвин. — Вот возьми, например,
слово "Родина", Сколько слов с тем же корнем: родина, род, родственники,
родимый, родник, родничок, родственный, родственное внимание..." Пришвин —
один из своеобразнейших писателей. Он ни на кого не похож — ни у нас, ни в
мировой литературе. Горький о нем писал: "Ни у одного из русских писателей я
не встречал, не чувствовал такого гармоничного сочетания любви к Земле и
знания о ней, как вижу и чувствую это у Вас". И еще: "Отлично знаете Вы леса и
болота, рыбу и птицу, травы и зверей, собак и насекомых, удивительно богат и
широк мир, познанный Вами". Слово Пришвина необыкновенно современно,
особенно в трагические моменты нашей жизни, на переломе, хотя кажется, что
творчество Пришвина довольно благополучно: писал он о природе и известен
как певец природы, но думать так — то же самое, что, входя в лес, быть
уверенным, что он только для отдыха и предназначен. А ведь жизнь природы
идет по своим мудрым глубинным законам. Для рыбы нужна чистая вода —
будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные
— будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе — вода, птице — воздух, зверю
— лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу — значит
охранять родину. Творчество Пришвина — это как заново рождающийся, вновь
услышанный нами звон, который идет сейчас все шире и шире. В такой трудный
час нашей жизни слово Пришвина звучит все громче и громче. Он пережил
тяжелейшие исторические катаклизмы и все-таки служил вечному.
"Пред ликом священной природы"
Более полутора веков минуло с тех пор, как написана "Сказка о рыбаке и
рыбке". Но многие нелепости, провозглашавшиеся в недавнем прошлом, — "мы
призваны покорить природу" или, пуще того, "мы не можем ждать милостей от
природы, взять их — наша задача", — будто подсказаны незадачливой
пушкинской старухой: Не хочу быть вольной царицей, Хочу быть владычицей
морскою, Чтобы жить мне в окияне-море, Чтобы служила мне рыбка золотая И
была б у меня на посылках. Богатый мир природы, ее гармония, красота
раскрываются в произведениях П. Бажова, А. Кольцова, И. Тургенева, И.
Никитина, К. Паустовского. Если в творчестве писателей XIX в. мы видим
ненарушаемую гармонию человека и природы, то в творчестве М. Пришвина уже
появляются тревожные ноты. Юность по природе своей избегает мысли о
конечности жизни. А Пришвин напоминает об этом, тревожит вопросами: зачем
живешь, что оставишь после себя, как любить всех, чтобы сохранить внимание к
каждому? Чтобы ответить на все вопросы, надо пройти вместе с писателем
долгий путь нравственных исканий, начатый еще в "Лесной капели", — найти
"ключ к собственной душе". "Лесная капель" — книга о нравственных исканиях
человека, об одиночестве, любви, страдании, о безмерности боли, которая
накапливается в душе человека. Прозаические миниатюры, вошедшие в этот
сборник, необыкновенно поэтичны, наполнены меткими наблюдениями, точными
описаниями природы. Читая их, мы испытываем чувство восхищения, желание
их сохранить, сберечь, чтобы каждый мог насладиться и прелестью "неодетой
весны", и звоном "лесной капели", и очарованием "ореховых дымков". "Глаза
земли" — это вершина поэтического мастерства писателя. Разделенная на три
части: "Дорога к другу", "Раздумья", "Зеркало человека", она представляет
совершенное творение художественной, философской и научной мысли
Пришвина. "Глаза земли" — это путь человека к "душам всех и каждому в
отдельности" через свой собственный опыт жизни; это искусство художника
видеть мир через J душу человека и душу природы. Перед нами многое
открывается впервые, многое оказывается родным и созвучным, оживают
молчавшие прежде листья и травы, и сам лес, со своими папоротниками и
мхами, болотами и лесными полянами, кукушками и комарами. Художник, щедро
наделенный дарованием и любовью к людям, становится радостным творцом
всеобщей жизни. Каждая фраза, даже каждое слово у Пришвина, как в стихах,
несет большую смысловую нагрузку. Это такая мудрая поэзия в прозе. В ней нет
назиданий, но есть родственное, целомудренное внимание ко всему, и к
человеку прежде всего: ты голоден — я тебя накормлю, ты одинок — я тебя
полюблю. Все у писателя — мир, природа, человек — в совокупности
составляет красоту жизни, которую необходимо отстаивать, борясь со злом в
любых его проявлениях. Именно этой теме посвящена сказка-быль "Кладовая
солнца". В ней мы встречаем знакомые приметы народной русской сказки,
начиная со сказочного пейзажа, разговоров птиц, животных и кончая счастливой
развязкой с победой добра над злом. Это повесть, которая пополняет наши
знания о жизни. Читая эту книгу, мы узнаем о бондарном ремесле и о целебных
свойствах клюквы, о значении леса для человека и о том, как охотник
устраивает облавы на волков, и какие повадки у зайца и лисицы, у волка и у
тетерева, почему надо, особенно на болоте, держаться твердой тропы, и что
собой представляют большие торфяные болота. Многое, о чем пишет Пришвин,
не фантазия. В основу всех его произведений положены действительные
события, собственные наблюдения и впечатления. "Нигде в мире нет такого
замечательного языка, как русский, — писал Пришвин. — Вот возьми, например,
слово "родина". Сколько слов с тем же корнем: родина, род, родственники,
родимый, родник, родничок, родственный, родственное внимание...". Пришвин —
один из своеобразнейших писателей. Горький писал о нем: "Ни у одного из
русских писателей я не встречал, не чувствовал такого гармоничного сочетания
любви к Земле и знания о ней, как вижу и чувствую это у Вас... Отлично знаете
Вы леса и болота, рыбу и птицу, травы и зверей, собак и насекомых,
удивительно богат и широк мир, познанный Вами". Слово Пришвина
необыкновенно современно, особенно в трагические моменты нашей жизни, на
переломе, хотя кажется, что творчество Пришвина довольно благополучно:
писал он о природе и известен как певец природы, но думать так — то же самое,
что, входя в лес, быть уверенным, что он предназначен только для отдыха. А
ведь жизнь природы идет по своим мудрым глубинным законам. Для рыбы
нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах
разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе —
вода, птице — воздух, зверю — лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И
охранять природу — значит охранять родину. Творчество Пришвина — это как
заново рождающийся, вновь услышанный нами звон, который идет сейчас все
шире и шире, слово Пришвина звучит все громче и громче. Он пережил
тяжелейшие исторические катаклизмы и все-таки служил вечному.
Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. М. М.
Пришвин М. М. Пришвин — один из своеобразнейших писателей, который
подарил нам множество рассказов, повестей, "географических очерков" о
природе. В них все объединено человеком — неспокойным, думающим,
человеком с открытой и смелой душой. Великая любовь писателя к природе
родилась из его любви к человеку. Эта тема прослеживается в сказке-были М.
М. Пришвина "Кладовая солнца". "В одном селе, возле Блудова болота, в
районе города Пе-реяславль-Залесского, осиротели двое детей", — так
начинается замечательное произведение. Это начало напоминает сказку, где
читатель входит в чудесный мир, где все живое взаимосвязано. На этом фоне
появляются два образа — Настя и Митраша. "Настя была как золотая курочка
на высоких ножках. Волосы отливали золотом, веснушки по всему лицу были
крупные, как золотые монетки". Митраша был маленький, но плотный, "мужичок в
мешочке", улыбаясь, называли его между собой учителя в школе. После смерти
родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная,
корова Зорька, телушка Дочка, золотой петух Петя и поросенок Хрен. Дети
заботились обо всех живых существах. Настя занималась женскими домашними
делами, "с хворостинкой в руке выгоняла она свое любимое стадо, растопляла
печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи".
На Митраше лежало все мужское хозяйство и общественное дело. "Он бывает
на всех собраниях, старается понять общественные заботы". Так дети жили
дружно, не зная горестей и бед. Однажды решили они пойти в лес за клюквой.
"Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах летом, а
собирают ее поздней осенью". Вспомнив о том, что есть такое место,
называемое палестинкой, "вся красная, как кровь, от одной только клюквы",
Настя и Митраша отправляются в лес. Взяли они с собой самое необходимое.
Настя положила в корзинку хлеба, картошки, бутылку молока. Митраша взял
топор, двуствольную "тулку", сумку с компасом. Зачем же он берет компас?
Ведь в лесу можно ориентироваться по солнцу, как это делали деревенские
старожилы. "Мужичок в мешочке" хорошо помнит отцовские слова: "В лесу эта
стрелка тебе добрей матери: ...небо закроется тучами и по солнцу в лесу ты
ориентироваться не сможешь, пойдешь наугад — ошибешься, заблудишься...".
Кто знал, что дети столкнутся с природной стихией и воочию увидят Блудово
болото? Пройдя полпути, Настя и Митраша сели отдохнуть. "Было совсем тихо в
природе, и дети до того были тихи, что тетерев Косач не обратил на них никакого
внимания". О Блудовом болоте ходила легенда, что "лет двести тому назад
ветер-сеятель принес два семечка: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли
в одну ямку возле большого плоского камня..." С тех пор ель и сосна растут
вместе. И ветер иногда качает эти деревья. И тогда ель и сосна стонут на все
Блудово болото, словно живые существа. После отдыха дети решили идти
дальше. Но не тут-то было, "довольно широкая болотная тропа расходилась
вилкой". Что же делать? Проявив свой упрямый характер, Митраша идет по
слабенькой тропе, а Настенька — по плотной. Вдруг рванул ветер, и сосна и ель,
нажимая друг на друга, по очереди застонали, как бы поддерживая спор брата и
сестры. "Среди звуков стона, рычанья, ворчанья, воя в это утро у дере- вьев
иногда выходило так, будто где-то горько плакал в лесу потерянный или
покинутый ребенок". Даже волк в это время вылез из своего логова, "Он стал
над завалом, поднял голову, поставил единственное ухо на ветер, выпрямил
половину хвоста и завыл". Как и всякая сказка, сказка-быль М. М. Пришвина
имеет счастливый конец. Митраша из-за своего упрямства оказался на
Блудовом болоте. И в борьбе за жизнь ему помогла собака Травка. А что же
Настя? Она, увлеченная сбором ягод, на некоторое время забыла о брате, "еле
передвигает за собой корзину, вся мокрая и грязная, прежняя золотая курочка
на высоких ножках". Под вечер голодный Митраша и уставшая Настя
встретились. Им суждено было встретиться вновь в лесу и продолжить свой
путь вместе, как уже двести лет "живут" на Блудовом болоте ель и сосна.