Пришвин

 

1. Мир природы в творчестве М. М. Пришвина

2. "Пред ликом священной природы"

3. Единство человека и природы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мир природы в творчестве М. М. Пришвина

 

Жизнь Пришвина была типична для русского человека, который пережил три

войны и революцию. Судьба М. М. Пришвина — это характерная судьба

русского человека именно потому, что почти всегда истинная жизнь его проходит

в тени. Она никогда о себе не заявляет громко и в то же время присутствует

каждое мгновение в слове писательском. Каждая фраза, даже каждое слово у

Пришвина, как в стихах, несет большую смысловую нагрузку. Это такая мудрая

поэзия в прозе. В ней нет назиданий, но есть родствен- ное, целомудренное

внимание ко всему, и к человеку прежде всего: ты голоден — я тебя накормлю,

ты одинок — я тебя полюблю. Все у писателя — мир, природа, человек — в

общей совокупности и составляет красоту жизни, которую необходимо

отстаивать, борясь со злом в любых его проявлениях. Именно этой теме была

посвящена сказка-быль "Кладовая солнца". В ней мы встречаем знакомые

приметы народной русской сказки, начиная от сказочного пейзажа, разговоров

птиц, животных и кончая счастливой развязкой с победой добра над злом. И в то

же время — это повесть, которая расширяет наши знания о жизни. Читая эту

книгу, мы узнаем о бондарном ремесле и о целебных свойствах клюквы, о

значении леса для человека и о том, как охотник устраивает облавы на волков, и

какие повадки у зайца и лисицы, у волка и у тетерева, почему надо, особенно на

болоте, держаться твердой тропы и что собой представляют большие

торфяные болота. Многое, о чем пишет в своих произведениях Пришвин, не

фантазия. В основу всего его творчества положены действительные события,

собственные наблюдения и впечатления. "Нигде в мире нет такого

замечательного языка, как русский, — писал Пришвин. — Вот возьми, например,

слово "Родина", Сколько слов с тем же корнем: родина, род, родственники,

родимый, родник, родничок, родственный, родственное внимание..." Пришвин —

один из своеобразнейших писателей. Он ни на кого не похож — ни у нас, ни в

мировой литературе. Горький о нем писал: "Ни у одного из русских писателей я

не встречал, не чувствовал такого гармоничного сочетания любви к Земле и

знания о ней, как вижу и чувствую это у Вас". И еще: "Отлично знаете Вы леса и

болота, рыбу и птицу, травы и зверей, собак и насекомых, удивительно богат и

широк мир, познанный Вами". Слово Пришвина необыкновенно современно,

особенно в трагические моменты нашей жизни, на переломе, хотя кажется, что

творчество Пришвина довольно благополучно: писал он о природе и известен

как певец природы, но думать так — то же самое, что, входя в лес, быть

уверенным, что он только для отдыха и предназначен. А ведь жизнь природы

идет по своим мудрым глубинным законам. Для рыбы нужна чистая вода —

будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные

— будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе — вода, птице — воздух, зверю

— лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу — значит

охранять родину. Творчество Пришвина — это как заново рождающийся, вновь

услышанный нами звон, который идет сейчас все шире и шире. В такой трудный

час нашей жизни слово Пришвина звучит все громче и громче. Он пережил

тяжелейшие исторические катаклизмы и все-таки служил вечному.

 

"Пред ликом священной природы"

 

Более полутора веков минуло с тех пор, как написана "Сказка о рыбаке и

рыбке". Но многие нелепости, провозглашавшиеся в недавнем прошлом, — "мы

призваны покорить природу" или, пуще того, "мы не можем ждать милостей от

природы, взять их — наша задача", — будто подсказаны незадачливой

пушкинской старухой: Не хочу быть вольной царицей, Хочу быть владычицей

морскою, Чтобы жить мне в окияне-море, Чтобы служила мне рыбка золотая И

была б у меня на посылках. Богатый мир природы, ее гармония, красота

раскрываются в произведениях П. Бажова, А. Кольцова, И. Тургенева, И.

Никитина, К. Паустовского. Если в творчестве писателей XIX в. мы видим

ненарушаемую гармонию человека и природы, то в творчестве М. Пришвина уже

появляются тревожные ноты. Юность по природе своей избегает мысли о

конечности жизни. А Пришвин напоминает об этом, тревожит вопросами: зачем

живешь, что оставишь после себя, как любить всех, чтобы сохранить внимание к

каждому? Чтобы ответить на все вопросы, надо пройти вместе с писателем

долгий путь нравственных исканий, начатый еще в "Лесной капели", — найти

"ключ к собственной душе". "Лесная капель" — книга о нравственных исканиях

человека, об одиночестве, любви, страдании, о безмерности боли, которая

накапливается в душе человека. Прозаические миниатюры, вошедшие в этот

сборник, необыкновенно поэтичны, наполнены меткими наблюдениями, точными

описаниями природы. Читая их, мы испытываем чувство восхищения, желание

их сохранить, сберечь, чтобы каждый мог насладиться и прелестью "неодетой

весны", и звоном "лесной капели", и очарованием "ореховых дымков". "Глаза

земли" — это вершина поэтического мастерства писателя. Разделенная на три

части: "Дорога к другу", "Раздумья", "Зеркало человека", она представляет

совершенное творение художественной, философской и научной мысли

Пришвина. "Глаза земли" — это путь человека к "душам всех и каждому в

отдельности" через свой собственный опыт жизни; это искусство художника

видеть мир через J душу человека и душу природы. Перед нами многое

открывается впервые, многое оказывается родным и созвучным, оживают

молчавшие прежде листья и травы, и сам лес, со своими папоротниками и

мхами, болотами и лесными полянами, кукушками и комарами. Художник, щедро

наделенный дарованием и любовью к людям, становится радостным творцом

всеобщей жизни. Каждая фраза, даже каждое слово у Пришвина, как в стихах,

несет большую смысловую нагрузку. Это такая мудрая поэзия в прозе. В ней нет

назиданий, но есть родственное, целомудренное внимание ко всему, и к

человеку прежде всего: ты голоден — я тебя накормлю, ты одинок — я тебя

полюблю. Все у писателя — мир, природа, человек — в совокупности

составляет красоту жизни, которую необходимо отстаивать, борясь со злом в

любых его проявлениях. Именно этой теме посвящена сказка-быль "Кладовая

солнца". В ней мы встречаем знакомые приметы народной русской сказки,

начиная со сказочного пейзажа, разговоров птиц, животных и кончая счастливой

развязкой с победой добра над злом. Это повесть, которая пополняет наши

знания о жизни. Читая эту книгу, мы узнаем о бондарном ремесле и о целебных

свойствах клюквы, о значении леса для человека и о том, как охотник

устраивает облавы на волков, и какие повадки у зайца и лисицы, у волка и у

тетерева, почему надо, особенно на болоте, держаться твердой тропы, и что

собой представляют большие торфяные болота. Многое, о чем пишет Пришвин,

не фантазия. В основу всех его произведений положены действительные

события, собственные наблюдения и впечатления. "Нигде в мире нет такого

замечательного языка, как русский, — писал Пришвин. — Вот возьми, например,

слово "родина". Сколько слов с тем же корнем: родина, род, родственники,

родимый, родник, родничок, родственный, родственное внимание...". Пришвин —

один из своеобразнейших писателей. Горький писал о нем: "Ни у одного из

русских писателей я не встречал, не чувствовал такого гармоничного сочетания

любви к Земле и знания о ней, как вижу и чувствую это у Вас... Отлично знаете

Вы леса и болота, рыбу и птицу, травы и зверей, собак и насекомых,

удивительно богат и широк мир, познанный Вами". Слово Пришвина

необыкновенно современно, особенно в трагические моменты нашей жизни, на

переломе, хотя кажется, что творчество Пришвина довольно благополучно:

писал он о природе и известен как певец природы, но думать так — то же самое,

что, входя в лес, быть уверенным, что он предназначен только для отдыха. А

ведь жизнь природы идет по своим мудрым глубинным законам. Для рыбы

нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах

разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе —

вода, птице — воздух, зверю — лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И

охранять природу — значит охранять родину. Творчество Пришвина — это как

заново рождающийся, вновь услышанный нами звон, который идет сейчас все

шире и шире, слово Пришвина звучит все громче и громче. Он пережил

тяжелейшие исторические катаклизмы и все-таки служил вечному.

 

Единство человека и природы

 

Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. М. М.

Пришвин М. М. Пришвин — один из своеобразнейших писателей, который

подарил нам множество рассказов, повестей, "географических очерков" о

природе. В них все объединено человеком — неспокойным, думающим,

человеком с открытой и смелой душой. Великая любовь писателя к природе

родилась из его любви к человеку. Эта тема прослеживается в сказке-были М.

М. Пришвина "Кладовая солнца". "В одном селе, возле Блудова болота, в

районе города Пе-реяславль-Залесского, осиротели двое детей", — так

начинается замечательное произведение. Это начало напоминает сказку, где

читатель входит в чудесный мир, где все живое взаимосвязано. На этом фоне

появляются два образа — Настя и Митраша. "Настя была как золотая курочка

на высоких ножках. Волосы отливали золотом, веснушки по всему лицу были

крупные, как золотые монетки". Митраша был маленький, но плотный, "мужичок в

мешочке", улыбаясь, называли его между собой учителя в школе. После смерти

родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная,

корова Зорька, телушка Дочка, золотой петух Петя и поросенок Хрен. Дети

заботились обо всех живых существах. Настя занималась женскими домашними

делами, "с хворостинкой в руке выгоняла она свое любимое стадо, растопляла

печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи".

На Митраше лежало все мужское хозяйство и общественное дело. "Он бывает

на всех собраниях, старается понять общественные заботы". Так дети жили

дружно, не зная горестей и бед. Однажды решили они пойти в лес за клюквой.

"Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах летом, а

собирают ее поздней осенью". Вспомнив о том, что есть такое место,

называемое палестинкой, "вся красная, как кровь, от одной только клюквы",

Настя и Митраша отправляются в лес. Взяли они с собой самое необходимое.

Настя положила в корзинку хлеба, картошки, бутылку молока. Митраша взял

топор, двуствольную "тулку", сумку с компасом. Зачем же он берет компас?

Ведь в лесу можно ориентироваться по солнцу, как это делали деревенские

старожилы. "Мужичок в мешочке" хорошо помнит отцовские слова: "В лесу эта

стрелка тебе добрей матери: ...небо закроется тучами и по солнцу в лесу ты

ориентироваться не сможешь, пойдешь наугад — ошибешься, заблудишься...".

Кто знал, что дети столкнутся с природной стихией и воочию увидят Блудово

болото? Пройдя полпути, Настя и Митраша сели отдохнуть. "Было совсем тихо в

природе, и дети до того были тихи, что тетерев Косач не обратил на них никакого

внимания". О Блудовом болоте ходила легенда, что "лет двести тому назад

ветер-сеятель принес два семечка: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли

в одну ямку возле большого плоского камня..." С тех пор ель и сосна растут

вместе. И ветер иногда качает эти деревья. И тогда ель и сосна стонут на все

Блудово болото, словно живые существа. После отдыха дети решили идти

дальше. Но не тут-то было, "довольно широкая болотная тропа расходилась

вилкой". Что же делать? Проявив свой упрямый характер, Митраша идет по

слабенькой тропе, а Настенька — по плотной. Вдруг рванул ветер, и сосна и ель,

нажимая друг на друга, по очереди застонали, как бы поддерживая спор брата и

сестры. "Среди звуков стона, рычанья, ворчанья, воя в это утро у дере- вьев

иногда выходило так, будто где-то горько плакал в лесу потерянный или

покинутый ребенок". Даже волк в это время вылез из своего логова, "Он стал

над завалом, поднял голову, поставил единственное ухо на ветер, выпрямил

половину хвоста и завыл". Как и всякая сказка, сказка-быль М. М. Пришвина

имеет счастливый конец. Митраша из-за своего упрямства оказался на

Блудовом болоте. И в борьбе за жизнь ему помогла собака Травка. А что же

Настя? Она, увлеченная сбором ягод, на некоторое время забыла о брате, "еле

передвигает за собой корзину, вся мокрая и грязная, прежняя золотая курочка

на высоких ножках". Под вечер голодный Митраша и уставшая Настя

встретились. Им суждено было встретиться вновь в лесу и продолжить свой

путь вместе, как уже двести лет "живут" на Блудовом болоте ель и сосна.

 

Хостинг от uCoz