Цветаева
Жизнь посылает некоторым поэтам такую судьбу, которая с первых же шагов
сознательного бытия ставит их в самые благоприятные условия для развития
природного дара. Такой (яркой и трагической) была судьба Марины Цветаевой,
крупного и значительного поэта первой половины нашего века. Все в ее
личности и поэзии (для нее это нерасторжимое единство) резко выходило из
общего круга традиционных представлений, господствующих литературных
вкусов. В этом была и сила, и самобытность ее поэтического слова. Со
страстной убежденностью провозглашенный ею в ранней юности жизненный
принцип быть только самой собой, ни в чем не зависеть ни от времени, ни от
среды, обернулся в дальнейшем неразрешимыми противоречиями трагической
личной судьбы. Моя любимая поэтесса М.Цветаева родилась в Москве 26
сентября 1892 года: "Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я
родилась". Рябина стала символом судьбы, тоже переходной и горькой. Через
всю жизнь пронесла Цветаева свою любовь к Москве, отчему дому. Она
вобрала в себя мятежную натуру матери. Недаром самые проникновенные
стихи в ее прозе о Пугачеве, в стихах о Родине. Ее поэзия вошла в культурный
обиход, сделалась неотъемлемой частью нашей духовной жизни. Сколько
цветаевских строчек, недавно еще неведомых и, казалось бы, навсегда
угасших, мгновенно стали крылатыми! Стихи были для Цветаевой почти
единственным средством самовыражения. Она поверяла им все: "По тебе
тоскует наша зала, Ты в тени ее видал едва. По тебе тоскуют те слова, Что в
тени тебе я не сказала". Следует отметить, что победоносная слава шла к
Цветаевой подобно шквалу. Если Ахматову сравнивали с Сапфо, то Цветаева
была Никой Самофракийской. Уже в 1912 году выходит ее сборник стихов
"Волшебный фонарь". Характерно обращение к читателю, которым открывался
этот сборник: "Милый читатель! Смеясь как ребенок, Весело встреть мой
волшебный фонарь. Искренний смех твой - да будет он звонок И безотчетен, как
встарь". В "Волшебном фонаре" Цветаевой мы видим зарисовки семейного
быта, очерки милых лиц мамы, сестры, знакомых, есть пейзажи Москвы и
Тарусы: "В небе - вечер, в небе - тучки, В синем сумраке бульвар. Наша девочка
устала, Улыбаться перестала. Держат маленькие ручки Синий шар". В этой книге
впервые появилась у Марины Цветаевой тема любви. Многие нынешние
сборники Цветаевой открываются стихотворением "Моим стихам, написанным
так рано..." Созданное в 1913 году, в пору юности, оно стало программньм и
пророческим: "Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет, Ворвавшимся, как
маленькие черти, В святилище, где сон и фимиам, Моим стихам, как
драгоценным винам, Настанет свои черед". Трагедия Цветаевой началась с
первых же ее шагов в литературе. То была трагедия одиночества и
непризнанности. Прекрасными были цветаевские стихотворения "Последняя
встреча", "Декабрь и январь", "Эпилог", "Итог дня". В 1913-1915 гг. Цветаева
создает свои "Юношеские стихи", которые никогда не издавались. Сейчас
большинство произведений напечатано, но стихи рассыпаны по различным
сборникам. Необходимо сказать, что "Юношеские стихи" полны жизнелюбия и
крепкого нравственного здоровья. В них много солнца, воздуха, моря и юного
счастья. Что касается революции 1917 года, то ее понимание было сложным,
противоречивым. Кровь, проливаемая в гражданской войне, отталкивала
Цветаеву от революции: "Белый был - красным стал: Кровь обагрила. Красным
был - белый стал: Смерть победила". Это был плач, крик души поэтессы. В 1922
г. вышла ее первая книга "Версты", состоящая из стихов, написанных в 1916 г. В
"Верстах" воспета любовь к городу на Неве, в них много пространства, дорог,
ветра, быстро бегущих туч и солнца, лунных ночей. В "Верстах" есть целый цикл
стихов, посвященных Блоку. Он для Цветаевой - "рыцарь без укоризны". В том
же году Марина переезжает в Берлин, где она за два с половиной месяца
написала около тридцати стихотворений. В ноябре 1925 года Цветаева уже в
Париже, где прожила 14 лет. Во Франции она пишет свою "Поэму Лестницы" -
одно из самых острых, антибуржуазных произведений. Можно с уверенностью
сказать, что "Поэма Лестницы" - вершина эпического творчества поэтессы в
парижский период. В 1939 году Цветаева возвращается в Россию, так как она
хорошо знала, что найдет только здесь истинных почитателей ее огромного
таланта. Но на родине ее ожидали нищета и непечатание, арестованы ее дочь и
муж, которых она нежно любила. Одним из последних произведений Цветаевой
было стихотворение "Не умрешь, народ", которое достойно завершило ее
творческий путь. Оно звучит как проклятие фашизму, прославляет бессмертие
народов, борющихся за свою независимость. Поэзия Цветаевой открыто вошла
в наши дни. Наконец-то и навсегда обрела она читателя - огромного, как океан:
народного читателя, какого при жизни ей так не хватало. В общей истории
отечественной поэзии Марина Цветаева всегда будет занимать особое,
достойное место. Подлинное новаторство ее поэтической речи было
естественным воплощением в слове мятущегося, вечно ищущего истины,
беспокойного духа.
В своих стихотворениях о Москве Марина Цветаева обращается к родному
городу не просто как к отчему дому, где находит себе приют любой "бездомный",
живущий на Руси, но и, как мне кажется, к кому-то реально существующему,
живому, и в то же время невидимому и далекому. Москва! Какой огромный
Страиноприимный дом! Всяк на Руси - бездомный Мы все к тебе придем. М.
Цветаева не зря так подробно описывает московские дома и фрагменты жизни
их бывших обитателей. В каждом четверостишии "Домиков старой Москвы"
перед нами всплывают почти забытые образы и реликвии. Кудри, склоненные к
пяльцам, Взгляды портретов в упор… Странно постукивать пальцем О
деревянный забор! Для Цветаевой Москва - это также огромный храм, который
исцеляет любой душевный недуг. Так в стихотворении "Над синевою
подмосковных рощ…" Марина Ивановна описывает слепцов, "во тьме пасщих
Бога" и ступающих по Калужской дороге по направлению, откуда доносится звон
московских колоколов. Эти люди-слепцы, хотя вполне возможно, что глаза их
видят, а слепота выражает себя в бесплодных жизненных поисках, в отчаянии, в
унынии. Однако, в то же время эта слепота настолько уже задушила, высушила
этих людей, что как в предсмертный час умирающему внезапно становится
легче, так и их в самый критический момент жизни вдруг озаряет звон
московских колоколов, который пророчит спасение и утешение. Этот звон
доносится откуда-то с небес. И мне кажется, что как раз именно это и
показывает отношение Марины Цветаевой к Москве, как к святыне. В другом
стихотворении Цветаева так говорит об этом: И не знаешь ты, что зарей в
Кремле Легче дышится - чем на всей земле! И не знаешь ты, что зарей в Кремле
Я молюсь тебе - до зари. Отчего М.Цветаева заостряет свое внимание именно
на Кремле, ведь Москва - большой город, где существует много мест, которые
Цветаева могла бы назвать также самыми чистыми в духовном смысле этого
слова? Нет, Кремль действительно является духовным центром Москвы. Ведь
даже история его построения носит мистический оттенок. Все башенки Кремля
расположены строго под небесным расположением созвездий и, я думаю, что
это не простое совпадение. Возможно, что молитву рядом с Кремлем
М.Цветаева обращает не только к Москве, России, но и непосредственно к
небесам. Анна Саакянц в своей вступительной статье к сборнику стихов
М.Цветаевой упомянает о жизненных девизах Марины Ивановны, которые
естественно наложили отпечаток на все ее творчество: "Вся моя жизнь - роман
с собственной душой"; "Мне ничего не нужно, кроме своей души". Мне кажется,
что подобные девизы могут быть произнесены только человеком, обладающим
огромной внутренней дисциплиной, богатой культурой, похвальной уверенностью
в себе. Жаль, конечно, что к концу жизни Марина Ивановна утратила веру в
себя. И, наверное, поэтому она закончила свой жизненный путь так трагично.
Однако, она оставила великое наследие после себя - свои стихотворения, в
которых отразилась ее глубокая натура. Когда я читаю эти стихотворения, я
чувствую, что все образы, все пейзажи и все мысли, содержащиеся в них,
Марина Ивановна брала из глубины своей души, буквально черпала из себя,
донося до нас свою великую мудрость.