Твардовский

 

1. Основные темы и идеи лирики А.Т.Твардовского.

2. Герой и народ в поэме А.Т.Твардовского "Василий Теркин"

3. Твардовский "Василий Теркин".

4. Изображение народного характера в произведениях А.Т.Твардовского и

М.А.Шолохова (Василий Теркин и Андрей Соколов)

5. Анализ стихотворения Твардовского "Братья".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные темы и идеи лирики А.Т.Твардовского.

 

Поэзия А.Твардовского стала одной из ярких страниц истории русской

литературы XX века, сама судьба этого человека и поэта глубоко символична.

А.Твардовский вошел в литературу в середине 1920-х годов. В своем раннем

творчестве поэт воспевал новую деревенскую жизнь, колхозное строительство,

одну из своих ранних поэм назвал "Путь к социализму". В его стихах тех лет явно

звучит отказ от вековых традиций: "Вместо этой дедовской плесени/ Из угла

будет Ленин глядеть". Итогом этого раннего периода стала поэма "Страна

Муравия". Ее герой, Никита Моргунок, мечтавший о счастье и свободном труде

на своей земле, понял и осознал, что счастье может быть только в колхозной

жизни. Читать эти стихи сегодня, когда открылось столько жестокой правды о

коллективизации, уничтожении целых семей, истреблении лучших, самых умных и

трудолюбивых хозяев, страшновато. Особенно если учесть, что сам

Твардовский - сын деревенского кузнеца, родившийся в смоленском хуторе

Загорье тогда, когда на отца его, умельца и труженика Трифона Гордеевича

Твардовского и всю семью нежданно обрушилась беда - они были раскулачены

и сосланы на север. О нелегкой судьбе этой семьи, судьбе типичной, постигшей

многие такие же семьи, можно узнать сегодня из воспоминаний брата

А.Т.Твардовского Ивана, опубликованных несколько лет назад. В стихах же

сына "кулака" эти трагические мотивы не нашли отражения - он писал так, как в

двадцатые и тридцатые годы от него требовали и ожидали, возможно, искренне

веря, что на этих путях народ найдет своё счастье. Поворотными для поэта

А.Твардовского стали годы Великой Отечественной войны, которую он прошел

фронтовым корреспондентом. В военные годы поэтический голос его

приобретает ту силу, ту подлинность переживаний, без которой невозможно

настоящее творчество. Стихи А.Твардовского военных лет - это хроника

фронтовой жизни, состоявшей не только из героических подвигов, но и из

армейского, военного быта (см., например, стихотворение "Армейский

сапожник"), и лирические взволнованные воспоминания о родной Смоленщине,

ограбленной и оскорбленной врагами земле, и стихи, близкие к народной песне,

написанные на мотив "Позарастали стежки-дорожки...". В стихах поэта военных

лет звучит и философское осмысление человеческой судьбы в дни всенародной

трагедии. Так, в 1943 году написано стихотворение "Две строчки". Оно навеяно

фактом корреспондентской биографии Твардовского: две строчки из записной

книжки напомнили ему о бойце-парнишке, которого видел он убитым, лежащим на

льду еще в ту незнаменитую войну с Финляндией, что предшествовала Великой

Отечественной. И подвига он не совершил, и война незнаменитая, но жизнь ему

была дана единственная- через нее- то и постигает художник подлинную

трагедаю всякой войны, возникает пронзительное по силе лиризма ощущение

необратимости потери: "Мне жалко той судьбы далекой, Как будто мертвый,

одинокий Как будто это я лежу..." Уже после войны, в 1945-46 годах, Тваровский

создает, может быть, самое сильное свое произведение о войне - "Я убит подо

Ржевом". Бои под Ржевом были самыми кровопролитными в истории войны,

стали ее самой трагической страницей. Все стихотворение - это страстный

монолог мертвого, его обращение к живым. Обращение с того света,

обращение, на которое имеет право лишь мертвый - так судить о живых, так

строго требовать от них ответа. Стихотворение завораживает ритмом своих

анапестов, оно довольно велико по объему, но прочитывается на едином

дыхании. Знаменательно, что в нем несколько раз звучит обращение,

восходящее к глубоким пластам традиций: традиции древнерусского воинства,

традиции христианской. Это обращение "братья". В годы войны создана

А.Твардовским и самая знаменитая его поэма "Василий Теркин". Его герой стал

символом русского солдата, его образ - предельно обобщенный,

собирательный, народный характер в лучших его проявлениях. И вместе с тем

Теркин - это не абстрактный идеал, а живой человек, веселый и лукавый

собеседник. В его образе соединились и богатейшие литературные и

фольклорные традиции, и современность, и автобиографические черты,

роднящие его с автором (недаром он смоленский, да и в памятнике Теркину,

который нынче решено поставить на смоленской земле, совсем не случайно

решено обозначить портретное сходство героя и его создателя). Теркин - это и

боец, герой, совершающий фантастические подвиги, описанные с присущей

фольклорному типу повествования гиперболичностью (так, в главе "Кто

стрелял?" он из винтовки сбивает вражеский самолет), и человек необычайной

стойкости - в главе "Переправа" рассказано о подвиге - Теркин переплывает

ледяную реку, чтобы доложить, что взвод на правом берегу,- и умелец, мастер

на все руки. Написана поэма с той удивительной классической простотой,

которую сам автор обозначил, как творческую задачу: "Пусть читатель

вероятный Скажет с книжкою в руке: - Вот стихи, а все понятно, Все на русском

языке". Позднее творчество А.Твардовского, его стихи 50-60-х годов - одна из

самых прекрасных страниц русской поэзии XX века. Достаточно сказать, что они

выдерживают такое нелегкое для поэта соседство, как стихи А.Ахматовой,

Б.Пастернака, а это под силу далеко не каждому, надо быть очень большим

художником, чтобы не потеряться на таком фоне. Нельзя хотя бы кратко не

сказать о том, что в эти годы поэт становится центральной фигурой всего

прогрессивного, чем была богата литературная жизнь. Журнал "Новый мир",

который редактировал А.Твардовский, так и вошел в историю литературы как

"Новый мир" Твардовского. Лирический герой его поздней поэзии - это прежде

всего мудрый человек, размышляющий о жизни, о времени, например, в

стихотворении "Некогда мне над собой измываться...", где главным спасением

человека от беды становится труд, творчество. Над традиционной темой о

поэте и поэзии раздумывает лирический герой А.Твардовского поздних лет во

многих стихотворениях, например, в произведении 1959 года "Жить бы мне

соловьем-одиночкой..." И все же главная, самая больная для поэта тема - тема

исторической памяти, пронизывающая его лирику 1950-60-х годов. Это и память

о погибших на войне. Им посвящено стихотворение, которое смело можно

назвать одной из вершин русской лирики XX века: "Я знаю, никакой моей вины В

том, что другие не пришли с войны. В том, что они, кто старше, кто моложе -

Остались там и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь - Речь не о

том, но все же, все же, все же..." За закрытым финалом стихотворения - целый

мир человеческих переживаний, целая философия, которая могла

сформироваться у людей, чье поколение видело столько страшных и жестоких

испытаний, что каждый выживший ощущал это как чудо или награду, может быть,

незаслуженную. Но особенно остро переживает поэт те этапы истории, которые

перечеркнули жизнь его семьи, его родителей. В этом и позднее покаяние, и

осознание личной вины, и высокое мужество художника. Этой теме посвящены

такие произведения А.Твардовского, как поэма "По праву памяти", цикл стихов

"Памяти матери". В этом цикле через судьбу матери человек передает судьбу

целого поколения. Вековой уклад жизни оказывается разрушенным. Вместо

привычного деревенского кладбища - неприютный погост в далеких краях,

вместо переезда через реку, символа свадьбы, - "иные перевозы", когда людей

с "земли родного края/ Вдаль спровадила пора". В поэме, написанной в 1966-69

годах и опубликованной впервые в нашей стране в 1987 году, поэт размышляет

о судьбе своего отца, о трагедии тех, кто с самого рождения был отмечен как

"младенец вражеских кровей", "кулацкий сынок". Эти размышления обретают

философское звучание, и вся поэма звучит предостережением: "Кто прячет

прошлое ревниво,/ Тот вряд ли с будущим в ладу..." Поэзия А.Твардовского - это

искусство в самом высоком смысле слова. Она еще ждет подлинного прочтения

и понимания.

 

Герой и народ в поэме А.Т.Твардовского "Василий Теркин"

 

Говорят, что собирались поставить или уже поставили памятник бойцу Василию

Теркину. Памятник литературному герою - вещь вообще редкая, а в нашей

стране в особенности. Но мне кажется, что герой Твардовского заслужил эту

честь по праву. Ведь вместе с ним памятник получают и миллионы тех, кто так

или иначе походил на Василия, кто любил свою страну и не жалел своей крови,

кто находил выход из трудного положения и умел шуткой скрасить фронтовые

трудности, кто любил поиграть на гармони и послушать музыку на привале.

Многие из них не обрели даже своей могилы. Пусть же памятник Василию

Теркину будет памятником и им. Поэма Твардовского была действительно

народной, вернее, солдатской поэмой. По воспоминаниям Солженицына,

солдаты его батареи из многих книг предпочитали больше всего ее да "Войну и

мир" Толстого. В своем сочинении мне хотелось бы остановиться на том, что

мне больше всего нравится в поэме "Василий Теркин". Больше всего мне

нравится в произведении Александра Трифоновича язык, легкий, образный,

народный. Стихи его так и запоминаются сами. По душе необычность книги, то,

что каждая глава является законченным, отдельным произведением. Сам

автор сказал о ней так: "Эта книга про бойца, без начала и конца". И то, что

автор предлагает: "Словом, книгу с середины и начнем. А там пойдет..." Это,

думается, делает героя ближе и понятнее. Очень правильно и то, что поэт

приписал Теркину не так уж много геройских подвигов. Однако переправы,

сбитого самолета да взятого языка вполне достаточно. Если бы меня спросили,

почему Василий Теркин стал одним из моих самых любимых литературных

героев, я бы сказал: "Мне нравится его жизнелюбие." Смотрите, он на фронте,

где каждый день смерть, где никто "не заколдован от осколка-дурака, от любой

дурацкой пули". Порой мерзнет или голодает, не имеет вести от родных. А он не

унывает. Живет и радуется жизни: "Ведь он в кухне - с места, С места - в бой,

Курит, ест и пьет со смаком На позиции любой". Он может переплыть ледяную

реку, тащить, надрываясь, языка. Но вот вынужденная стоянка, "а мороз - ни

стать, ни сесть". И Теркин заиграл на гармони: "И от той гармошки старой, Что

осталась сиротой, Как-то вдруг теплее стало На дороге фронтовой". Теркин -

душа солдатской компании. Недаром товарищи любят слушать его то шутливые,

а то и серьезные рассказы. Вот они лежат в болотах, где перемокшая пехота

мечтает уже даже о том, чтобы "хоть бы смерть, да на сухом". Сыплет дождик.

И даже покурить нельзя: размокли спички. Солдаты все клянут, и кажется им,

"хуже нет уже беды". А Теркин усмехается и начинает длинное рассуждение.

Говорит он о том, что пока солдат чувствует локоть товарища, он силен. За ним

батальон, полк, дивизия. А то и фронт. Да что там: вся Россия! Вот в прошлом

году, когда немец, рвался к Москве и пел "Москва моя", тогда и нужно было

кручиниться. А нынче немец совсем не тот, "этой песней прошлогодней нынче

немец не певец". А мы про себя думаем, что ведь и в прошлом году, когда

совсем тошно было, находил Василий слова, которые помогали товарищам.

Такой уж у него талант. Такой талант, что, лежа в мокром болоте, засмеялись

товарищи: легче стало на душе. Но больше всего мне нравится глава "Смерть и

воин", в которой раненый герой замерзает и чудится ему, что пришла к нему

смерть. И стало трудно спорить ему с ней, потому что истекал он кровью и хотел

покоя. И чего уж, казалось, держаться за эту жизнь, где вся радость-то в том,

что или замерзнуть, или рыть окопы, или бояться, что убьют тебя... Но не таков

Василий, чтобы легко сдаться Косой. "Буду пикать, выть от боли, Гибнуть в поле

без следа, Но тебе по доброй воле Я не сдамся никогда", - шепчет он. И воин

побеждает смерть. "Книга про бойца" была очень нужной на фронте, она

поднимала дух солдат, побуждала сражаться за Родину до последней капли

крови.

 

Твардовский "Василий Теркин".

 

Твардовского всегда интересовала судьба своей страны в переломные

моменты истории. Еще в начале 30-х годов он создал поэтическую картину

сложной эпохи коллективизации в поэме "Страна Муравия". Во время Великой

Отечественной войны А.Т Твардовский пишет поэму "Василий Теркин" о Великой

Отечественной войне решалась судьба народа. Поэма посвящена жизни народа

на войне. В центре поэмы образ Теркина, объединяющий композицию

произведения в единое целое. Теркин Василий Иванович - главный герой

поэмы, рядовой пехотинец из смоленских крестьян. "Просто парень сам собой

Он обыкновенный" Теркин воплощает лучшие черты русского солдата и народа

в целом. Герой по имени Василий Теркин сначала фигурирует в стихотворных

фельетонах Твардовского периода советско-финской войны (1939-1940).Слова

героя поэмы:"Я вторую, брат, войну На веку воюю" Поэма построена как цепь

эпизодов из военной жизни главного героя, которые не всегда имеют

непосредственную событийную связь между собой. Теркин с юмором

рассказывает молодым бойцам о буднях войны; говорит, что воюет с самого

начала войны, трижды был в окружении, был ранен. Судьба рядового солдата,

одного из тех, кто вынес на своих плечах всю тяжесть войны, становится

олицетворением национальной силы духа, воли к жизни. Теркин дважды

переплывает ледяную реку, чтобы восстановить связь с наступающими

подразделениями; Теркин в одиночку занимает немецкий блиндаж, но попадает

под обстрел собственной артиллерии; по дороге на фронт Теркин оказывается в

доме старых крестьян, помогает им по хозяйству; Теркин ступает в рукопашный

бой с немцем и, с трудом, одолевая, берет его в плен. Неожиданно для себя

Теркин из винтовки сбивает немецкий штурмовик; завидующего ему сержанту

Теркин успокаивает: "Не горюй, у немца этот Теркин принимает командование

взводом на себя, когда убивают командира, и первым врывается в село;

однако герой вновь тяжело ранен. Лежа раненным в поле, Теркин беседует со

Смертью, уговаривающей его не цепляться за жизнь; в конце концов, его

обнаруживают бойцы, и он говорит им:"Уберите эту бабу, Я солдат еще живой"В

образе Василия Теркина объединены лучшие нравственные качества русского

народа: патриотизм, готовность к подвигу, любовь к труду.В поле зрения

А.Т.Твардовского в поэме "Василий Теркин" находится не только фронт, но и те,

кто трудятся в тылу ради победы: женщины и старики. Персонажи поэмы не

только воюют - они смеются, любят, беседуют друг с другом, а самое главное -

мечтают о мирной жизни. Реальность войны объединяет то, что обычно

несовместимо: Трагедию и юмор, мужество и страх, жизнь и смерть.В главе "От

автора" изображается процесс "мифологизации" главного персонажа поэмы.

Теркин назван автором "святым и грешным русским чудо - человеком". Имя

Василия Теркина стало легендарным и нарицательным. Поэма "Василий Теркин"

отличается своеобразным историзмом. Условно ее можно разделить на три

части, совпадающие с началом, серединой и концом войны. Поэтическое

осмысление этапов войны создает из хроники лирическую летопись событий.

Чувство горечи и скорби наполняет первую часть, вера в победу - вторую,

радость освобождения Отечества становится лейтмотивом третьей части

поэмы. Это объясняется тем, что А.Т.Твардовский создавал поэму постепенно,

на протяжении всей Великой Отечественной войны 1941-1945г. Оригинальна и

композиция поэмы. Не только отдельные главы, но и периоды, строфы внутри

глав отличаются своей законченностью. Это вызвано тем, что поэма

печаталась по частям. И должна быть доступной читателю с "любого места".Не

случайно и то, что произведение Твардовского начинается и заканчивается

лирическими отступлениями. Открытый разговор с читателем приближает к

внутреннему миру произведения, создает атмосферу общей причастности к

событиям. Поэма заканчивается посвящением павшим.

 

Изображение народного характера в произведениях А.Т.Твардовского и

М.А.Шолохова (Василий Теркин и Андрей Соколов)

 

Вспомним время, в которое создавались произведения Твардовского и

Шолохова. В стране уже торжествовала бесчеловечная сталинская политика,

всеобщий страх и подозрительность проникли во все слои общества,

коллективизация и ее последствия разрушили вековое сельское хозяйство и

подорвали лучшие силы народа. Все это накладывало отпечаток и на

литературу. Поэтому большинство произведений довоенной литературы

изображали русский народ темным и забитым. Всякие проявления живых чувств

считались крамолой. Но грянула Великая Отечественная война, которая

потребовала от страны напряжения всех физических и духовных сил.

Руководство страны понимало, что без народного подъема войны не выиграть.

Да и сам народ, чувствуя смертельную угрозу не только своей свободе, но и

самому существованию русской земли, с первых дней войны проявил чудеса

стойкости и героизма. Это проявление народного характера было замечено

военной литературой. В фронтовых газетах появляются произведения И.

Эренбурга, А. Толстого, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, М.

Шолохова, в которых простой русский человек изображается с теплотой и

сочувствием, авторы с уважением и любовью относятся к мужеству своих

героев. В этом ряду стоят герои произведений Твардовского и Шолохова -

Василий Теркин и Андрей Соколов. С первого взгляда они кажутся фигурами

полностью противоположными. Действительно, Теркин - весельчак, о таких

говорят, "что за красным словцом в карман не полезет". Соколов же - фигура

трагическая, каждое его слово выстрадано, несет груз житейских страданий. Но,

несмотря на кажущееся различие, есть нечто, объединяющее этих героев. Оба

они - представители народа, яркие носители его самобытной индивидуальности,

тех черт, которые присущи характеру всего народа. Эти черты - общие в

Теркине и Соколове. Главная из этих черт - любовь и привязанность к родной

стране. Герои обоих писателей все время вспоминают о родных местах, о

Родине. В этих героях привлекает милосердие, величие души. Они попали на

войну не из-за воинственного инстинкта, а "ради жизни на земле". Поверженный

враг вызывает у них только чувство жалости (обращение Теркина к немцу).

Другая немаловажная черта героев - скромность. Теркин, хоть и может иногда

прихвастнуть, говорит друзьям о том, что ему не нужен орден, он "согласен на

медаль". В Соколове же об этой же черте говорит явное нежелание, с которым

он начинал горький рассказ о своей жизни. Ведь ему нечего стыдиться! В

молодости он совершал ошибки, но та самоотверженность, которую он проявил

в годы испытаний, должна бы стократ искупить его грехи. Герои Шолохова и

Твардовского обладают такими обаятельными чертами, как житейская сметка,

насмешливое отношение к врагам и любым трудностям. Теркин - самый

характерный выразитель этих качеств. Вспомним его шутливое обращение к

Смерти. Следующей чертой является героизм. Вспомним поведение Андрея

Соколова в плену, героизм Теркина на фронте, когда ему пришлось в ноябре

дважды переплывать Днепр, чтобы спасти своих и просить о подкреплении. Все

вышеизложенное подводит нас к важному выводу о великой жизненной силе

героев, силе народного характера. Здесь Шолохов и Твардовский продолжают

традицию, начатую в русской литературе еще произведениями Пушкина, Гоголя,

Толстого, Лескова и других писателей, в которых простой русский человек -

средоточие силы и жизненной стойкости народа. Поступки Теркина и Соколова

приводят читателя к осознанию величия русского человека, опровергают догмы

ходульной литературы "классового подхода".

 

Анализ стихотворения Твардовского "Братья".

 

Творчество Твардовского целиком и полностью принадлежит советской эпохе.

Его судьба - отражение того противоречивого времени. Он сочетал в себе веру

в идеалы социализма с трагедией своей семьи, веру в человека, в свободу его

духа.

В стихотворении "Братья" (1933 г.), написанном анапестом, Твардовский

намеками высказывает свою боль (семья была раскулачена и выслана в

северные края на лесоповал):

Лет семнадцать тому назад

Мы друг друга любили и знали.

Что ж ты, брат?

Где ж ты, брат?

На каком Беломорском канале?

В стихотворении для большей изобразительности и усиления восприятия

Твардовский прибегает к эпитетам: "одинокий кузнечик", "горячее сено шумело".

Братья, засыпая, испытывают томление и чуть-чуть страх, что они вдвоем в

сарае:

Но в сарае своем по ночам

Мы вдвоем засыпали несмело.

Одинокий кузнечик сверчал,

И горячее сено шумело…

Чтобы показать гордость братьев, что они на равных сидят

рядом с отцом, Твардовский пишет:

И сидели мы, выпятив груди,-

Я с одной стороны,

Брат с другой стороны,

Как большие, женатые люди.

Читаешь строки стихотворения :

Нас отец, за ухватку любя,

Называл не детьми, а сынами.

Он сажал нас обапол себя

И о жизни беседовал с нами.

- Ну, сыны?

Что, сыны?…

- и щемит сердце, и щекочет в носу от детской любви к отцу и любви и уважения

отца к детям.

А в этих строках стихотворения:

Мы, бывало, корзинки грибов,

От дождя побелевших, носили.

Ели желуди с наших дубов -

В детстве вкусные желуди были!

- я слышу душевную боль автора, что не быть ему счастливым сейчас вдвоем с

братом, как они были счастливы в детстве.

Стихотворение Твардовского "Братья" передает атмосферу счастливого

детства того времени, но между строк мы слышим боль души, горечь от того,

что счастье не вернуть.

Стихотворение мне понравилось. Щно легко читается и запоминается, что

придает ему особую выразительность. Мне кажется, что стихотворение не

закончено, Твардовский так и не раскрывает судьбу своего брата. В

стихотворении постоянно звучит вопрос, на который не может дать ответ и сам

автор.

Хостинг от uCoz