Тютчев

 

1. Основные темы и идеи лирики Ф.И. Тютчева.

2. Биография Тютчева

3. Тютчев.

4. Стихотворение Ф.И Тютчева «Фонтан». (Восприятие, истолкование, оценка.)

5. Три моря

6. Стихотворение Ф.И.Тютчева «Как хорошо ты, 6 море ночное...» (Восприятие,

истолкование, оценка.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные темы и идеи лирикиФ.И.Тютчева.

 

Выдающийся русский лирик Федор Иванович Тютчев был во всех отношениях

противоположностью своему современнику и почти ровеснику Пушкину. Если

Пушкин получил очень глубокое и справедливое наименование "солнца русской

поэзии", то Тютчев - ночной поэт. Хотя Пушкин и напечатал в своем

"Современнике" в последний год жизни большую подборку стихов тогда никому

не известного, находившегося на дипломатической службе в Германии поэта,

вряд ли они ему очень понравились. Хотя там были такие шедевры, как

"Видение", "Бессонница", "Как океан объемлет шар земной", "Последний

катаклизм", "Цицерон", "О чем ты воешь, ветр ночной?..." Пушкину была чужда

прежде всего традиция, на которую опирался Тютчев: немецкий идеализм, к

которому Пушкин остался равнодушен, и поэтическая архаика XVIII - начала XIX

века (прежде всего Державин), с которой Пушкин вел непримиримую

литературную борьбу. С поэзией Тютчева мы знакомимся в начальной школе,

это стихи о природе, пейзажная лирика. Но главное у Тютчева - не изображение,

а осмысление природы - натурфилософская лирика, и вторая его тема - жизнь

человеческой души, напряженность любовного чувства. Лирический герой,

понимаемый как единство личности, являющейся и объектом и субъектом

лирического постижения, для Тютчева не характерен. Единство его лирике

придает эмоциональный тон - постоянная неясная тревога, за которой стоит

смутное, но неизменное ощущение приближения всеобщего конца. Наряду с

нейтральными в эмоциональном плане пейзажными зарисовками, природа у

Тютчева катастрофична и восприятие ее трагедийно. Таковы стихотворения

"Бессонница", "Видение", "Последний катаклизм", Как океан объемлет шар

земной", "О чем ты воешь, ветр ночной?...". Ночью у бодрствующего поэта

открывается внутреннее пророческое зрение, и за покоем дневной природы он

прозревает стихию хаоса, чреватого катастрофами и катаклизмами. Он слушает

всемирное молчание покинутой, осиротелой жизни (вообще жизнь человека на

земле для Тютчева есть призрак, сон) и оплакивает приближение всеобщего

последнего часа: "И наша жизнь стоит пред нами,/ Как призрак, на краю земли".

В то же время поэт признает, что голос хаоса, слышимый ночью, хотя и

непонятен, глух для человека, но и глубоко родственен настроению его

смятенной души. "О, страшных песен сих не пой/ Про древний хаос, про родной!"

- заклинает поэт "ветр ночной", но продолжает стихотворение так: "Как жадно

мир души ночной/ Внимает повести любимой!" Такая двойственность

естественна: ведь в душе человека те же бури, "под ними (т.е. под

человеческими чувствами) хаос шевелится", тот же "родимый", что и в мире

окружающей среда. Жизнь человеческой души повторяет и воспроизводит

состояние природы - мысль стихотворений философско-антропологического

цикла: "Цицерон", "Как над горячею золой", "Душа моя -Элизиум теней", "Не то,

что мните вы, природа!...", "Слезы людские", "Волна и дума", Два голоса". В

жизни человека и общества те же бури, ночь, закат, господствует рок (об этом

стихотворение "Цицерон" со знаменитой формулой "Блажен, кто посетил сей

мир/ В его минуты роковые". Отсюда острое ощущение конечности бытия ("Как

над горячею золой"), признание безнадежности и скептицизма и стоицизма ("Два

голоса"). Выразить же все это и тем более быть понятым и услышанным

людьми невозможно ("Не то, что мните вы, природа", "Душа моя - Элизиум

теней"), в этом Тютчев следует распространенной романтической идее

принципиальной непонятности толпе прозрений поэта. Столь же катастрофична

и гибельна для человека любовь ("О, как убийственно мы любим",

"Предопределение", "Последняя любовь"). Откуда же у Тютчева все эти

"страсти роковые"? Они определены эпохой великих социально-исторических

катаклизмов, в которую жил и творил поэт. Обратим внимание, что периоды

творческой активности Тютчева приходятся на рубеж 20-30-х годов, когда

революционная активность и в Европе, и в России пошла на спад и утвердилась

николаевская реакция, и на конец 40-х годов, когда по Европе вновь

прокатилась волна буржуазных революций. Разберем стихотворение "Я

лютеран люблю богослуженье", датированное 16 сентября 1834 года. Чем

привлекла православного христианина Тютчева вера немецких протестантов,

последователей зачинателя европейской Реформации Мартина Лютера? Он

увидел в обстановке отправления их культа столь родственную его душе

ситуацию всеобщего конца: "Собравшися в дорогу,/ В последний раз вам вера

предстоит". Поэтому так "пуст и гол" ее дом (а в первой строфе - "Сих голых

стен, сей храмины пустой"). Вместе с тем в этом стихотворении Тютчев с

потрясающей силой выразил смысл любой религии: она готовит человека, его

душу к последнему уходу. Ведь смерть с религиозный точки зрения - благо: душа

возвращается в свое божественное лоно, из которого вышла при рождении.

Христианин должен быть всякий миг готов к этому. Он и ходит в Божий храм

затем, чтобы подготовить к этому душу. Философия веры нашла

соответствующее ей стилевое оформление. В композиции очень небольшого по

объему стихотворения (три четверостишия пятистопного ямба) обращают на

себя внимание однородные синтаксические элементы, синонимичные, с

помощью которых поэт уточняет и разъясняет свою мысль: "Обряд их строгий,

важный и простой"; "Сих голых стен, сей храмины пустой"; "Но час настал,

пробил". Есть и повтор - третья строка второй и первая - третьей строфы: "Еще

она не перешла порогу". И вообще много синтаксических параллелизмов, что

указывает на ораторский, публичный характер рассуждений поэта о религии. Но

особенно эффектны и нагружены смыслом два стихотворных переноса

(анжамбмана), разъясняющих во 2 строфе ("Не видите ль? Собравшися в

дорогу,/ "В последний раз вам вера предстоит") и приказывающих,

повелевающих и одновременно умоляющих в последней строфе ("Но час настал,

пробил... Молитесь богу,/ В последней раз вы молитесь теперь").

 

Федор Иванович Тютчев (1803-1873 rr.)

 

Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и

играя, Грохочет в небе голубом. Чьи эти строки? Какой поэт сумел подслушать

игру молодого грома в майский лазури неба? Имя этого поэта природы -Федор

Иванович Тютчев. Тютчев прожил большую и интересную жизнь. В 1820 году

после окончания университета стал дипломатом в Мюнхене, за границей на

службе провел 22 года. Знаком с Гейне, Шеллингом. В 1844 году вернулся в

Петербург. Для Тютчева природа всегда была источником вдохновения. Лучшие

его творения - стихи о природе. Его пейзажи в стихотворениях: "Как весел грохот

летних бурь", "Что ты клонима над водами, ива, макушку свою...", "В небе тают

облака..." и другие - по праву вошли в золотой фонд русской и мировой

литературы. Но поэту чуждо бездумное любование природой, он ищет в природе

то, что роднит его с человеком. Природа у Тютчева жива: она дышит, улыбается,

хмурится, иногда дремлет, грустит. У нее свой язык и своя любовь; ей

свойственное то, что и человеческой душе, поэтому стихи Тютчева о природе -

это стихи о человеке, о его настроениях, волнениях, тревогах: "В душном

воздухе молчанье...", "Поток сгустился и тускнеет", "Еще земли печален вид..." и

другие. Первый цикл стихотворений был напечатан в 1836 году в- журнале

"Современник" Пушкина, который дал высокую оценку Тютчеву как поэту, а

критика заговорила лишь спустя 14 лет. К этому времени Тютчев уже жил в

России, выйдя в отставку в 1844 году. Он поселился в Петербурге, был

украшением многих светских салонов, но как поэта его знали немногие. Его

"открыл" Некрасов в 1850 году. Перелистывая журнал "Современник", он

прочитал стихотворения Тютчева, написал статью, где писал, что "Тютчев -

первостепенный поэтический талант". Через 4 года вышел сборник стихов

Тютчева. Вдохновителем и организатором первого тютчевского издания был

Тургенев. Тургенев писал: "...Поэт может сказать себе, что Тютчев создал речи,

которым не суждено умереть". Первый сборник небольшой - всего 119

стихотворений. Но очень верно сказал тогда Фет: ...Муза, правду соблюдая,

Глядит, а на весах у пей Вот эта книжка небольшая Томов премиогих тязкелей.

Лирика Тютчева близка лирике Некрасова, творчеству Достоевского.

Достоевский подметил "обширность поэзии Тютчева, которому доступна и

знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума, нравственность и

интересы общественной жизни". Тютчев часто "уходил" к первоисточникам

Вселенной, в этом он "обширнее" творчества Некрасова. У Тютчева два начала:

мир и человек, он пытался решить космические "последние" вопросы, поэтому

всегда интересен. Поэт оказался современным для начала XX века, как и для

начала XIX века /Его больше интересует человек вообще/. Он за каждым

явлением природы ощущает ее загадочную жизнь. "Тютчев не шутил с музой, -

говорил Л.Толстой, - и все у него строго: и содержание, и форма. Его тревожная

любовь к жизни, его собственная лирика как раз была связана с землей". С

глубоким сочувствием читаем строки: О, как убийственно мы любим, Как в

буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей.

Мир тютчевской поэзии раскрывается /это еще заметил Пушкин/ только в

комплексе многих стихотворений. У него даже там, где только локализованный

пейзаж, мы все же оказываемся всегда как бы перед целым миром. Лирика

Тютчева одногеройна. Но интересно: человек в ней есть, но нет героя в

привычном смысле этого слова. Личность в его поэзии представляется за весь

род человеческий, но не как за род в целом, а за каждого в этом роде. Отсюда и

вторая особенность Тютчева - диалогичность. В стихах постоянно идет спор. Не

то, что мните вы, природа - Не слепок, нe бездушный лик. В ней есть душа, в ней

есть свобода, В нeu есть любовь, в ней есть язык... Тютчевский эпитет точен, он

особенно любил эпитеты "золотой", "лазурный". Тютчев - поэт колоссальных

обобщений. В стихотворении "Слезы людские..." - слезы какие-то абстрактные,

слезы скорби и горечи, "одинаковы слезы нищего, как и слезы вельможи"

/Якубович/. Хотя сами стихи прекрасны. Интересен в любовной лирике так

называемый "денисьевский" цикл /Денисьева - его последняя любовь/. Здесь в

лирику поэта вошел конкретный человек. Тютчев, по замечанию 3. Гиппиус, один

из первых при изображении любви главное внимание переключает на женщину.

Трудно назвать другого поэта, кроме Тютчева, в лирике которого четко намечен

индивидуальный женский образ. Правда, еще называют поэта - Некрасова,

который пишет "панаевский" цикл /посвященный Панаевой/. Отметим, что

Тютчев пишет в прошедшем времени, Некрасов - в настоящем. Начавшаяся

Крымская война нашла отклик и у Тютчева, особенно в письмах. Некрасов

написал на военную тему стихотворение "14 июля 1854 г." Любопытно, что

многие считают это стихотворение написано Тютчевым. Оно выражает

тютчевское восприятие событий. Проблема народа, как такового, в 50-40 гг. XIX

века Тютчева не занимает, но к концу 50-х гг. в мировоззрении поэта

намечаются радикальные изменения. Он пишет о прогнившей императорской

власти, уподобляет судьбу России кораблю, севшему на мель. И "волна

народной жизни в состоянии поднять его и пустить в ход". /"Что-то прогнило в

королевстве датском", - писал Тютчев./ Отсюда и рождаются стихи: Эти бедные

селенья, Эта скудная природа - Край родной долготерпенья, Край ты русского

парода. Принцип веры был и навсегда остался живым для Тютчева: Над этой

темною толпою Непробужденного народа Взойдешь ли ты когда, свобода,

Блеснет ли луч твой золотой?... Поэт уверен, что прибежищем Бога на земле

стал страдающий народ. Но справедливо заметил Л. Гроссман, что Тютчев

"религиозным путем идет к признанию демократии". В 50-е годы Тютчев

сближается с Некрасовым в изображении природы. Изумительно тютчевское

стихотворение: Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора - Весь

день стоит как бы хрустальный И лучезарны вечера... В этой реальной осеки

есть нечто от земли обетованной, от светлого царства. Не случайны такие

эпитеты, как "хрустальный", "лучезарный". В то же время образ льющейся

лазури - наглядная реальность хрусталя. "Лишь паутины тонкий волос" - не

только подмеченная деталь, реальная примета, а служит восприятию всего

огромного мира, вплоть до тонкой паутины. И эта гармоническая картина пира

впервые у Тютчева связана с трудовым крестьянским полем, с серпом и

бороздой: И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле. Тютчев не

проникает в самую народную крестьянскую жизнь, как Некрасов в "Несжатой

полосе", по это уже и не аллегория /как у Хомякова в "Труженике"/. Тютчев

навсегда остается поэтом трагических духовных исканий. Но он верит в

подлинные ценности жизни: Умом Россию нe понять, Apшином общим не

измерить: У нeй особенная стать - В Россию можно только верить. Для него дух

идет дальше мысли, поэтому "мыслью" не понять Россию, но "дух" помогает

верить в нее. Родина для .него не абстрактная отчизна. Вот здесь, в ощущении

тайны народной жизни, в надежде на нее, и близки Тютчев и Некрасов. В 1915

году Мережковский написал книгу "Две тайны русской поэзии, Некрасов и

Тютчев", где утверждал это "Две тайны русской поэзии" /Тютчев и Некрасов/

сходились, но во многом снова разойдутся, но сама эта вера в Россию как

Россию народную останется живой и для Некрасова, и для Тютчева навсегда.

 

Тютчев.

 

Поэзия Тютчева принадлежит к лучшим созданиям русского поэтического гения.

Нам близок Тютчев, вдохновенный созерцатель природы, нашедший свои, ему

одному свойственные краски, чтобы запечатлеть ее красоту. Нам дорог Тютчев,

чуткий тайновидец человеческого сердца, сумевший передать тончайшие

оттенки и глубокие противоречия душевных переживаний.

Читая стихи Тютчева, мы вновь и вновь поражаемся неисчерпаемому богатству

русского языка. Благоговейному   отношению к поэтическому слову учат нас его

стихи. “ Он не шутит с музой ,- говорит про него Лев Николаевич Толстой ,- и все у

  него строго:   и содержание, и форма ” .

   Тютчев, Федор Иванович годы жизни: 23 ноября или 5 декабря 1803 – 15 или

27 июля 1873 года. Выдающийся русский поэт. Родился в усадьбе отца в селе

Овсюг Брянского уезда Орловской губернии в родовитой дворянской семье.

Первоначальное образование получил дома под руководством

поэта-переводчика С. Е. Раича, являвшегося членом декабристского “ Союза

благоденствия “ , который пробудил в своем питомце любовь к литературе.

Пятнадцатилетним мальчиком, в 1881году, за стихотворное подражание

латинскому поэту Горацию Тютчев был избран сотрудником Общества

любителей русской словесности; в следующем же году первые его стихи были

напечатаны в “ Трудах ” Общества. В 1821 году окончил словесное отделение

Московского университета. В 1822-1839 находился на дипломатической службе

при русской миссии в Мюнхене, затем в Тюрине. В Мюнхене подружился с

Генрихом Гейне, общался с Фридрихом Шеллингом.

Многолетние пребывание за рубежом только внешне отдалило Тютчева от

родины. В одном из своих писем этого времени он признавался , что одинаково

любил отечество и поэзию. Недаром в “С тихотворениях, присланных из

Германии ” Некрасов впоследствии ощутил “живой отпечаток русского ума,

русской души” .  

  По возвращению в Россию (в 1844 году) служил в ведомстве министерства

иностранных дел. С 1858 года до смерти состоял председателем комитета

иностранной   цензуры . Умер в Царском Селе , похоронен в Петербурге , на

Новодевичьем кладбище .

   Тютчев начал писать стихи в ранней юности. Выступил в печати в 1819 году ,

но в дальнейшем печатался редко и с большими перерывами . Во время

пребывания Тютчева за границей несколько его стихотворений были

напечатаны в малопопулярных московских журналах и альманахов . Поэзию

Тютчева высоко оценил А. С. Пушкиным , опубликовавшим большой цикл его

стихов в журнале “ Современник ” в 1836 году. Первая критическая статьях о

стихах Тютчева   принадлежит Н. А. Некрасову , который отнес его к “ русским  

первостепенным поэтическим талантам ” – цитата из “ Современника ” за 1850

году. В 1854 году редакция “С овременника ” издала сборник стихов Тютчева,

подготовленный к печати И. С. Тургеневым.

   Творчество Тютчева отличается сложностью противоречивостью,

отражающей двойственность отношение поэта к современной ему социальной

действительности. В 20-е годы Тютчеву были свойственны вольнолюбивые

настроения. Политическое мировоззрение Тютчева в 40-е годы складывалось

под влиянием идей словянофилов. В публицистических статьях Тютчев

противопоставлял   самодержавную и православную Россию революционному и

“ безбожному ” Западу; оплот против революции он видел в единении славянских

стран под главенством России. В политической лирике ( “ Море и утес ”   1848, и

др.) Тютчев пропагандировал идеи панславизма. Однако Крымская война

1853-1856 годы, обнаружившая гнилость и бессилие крепостной России,

вызвала у Тютчева резкую критику самодержавно-бюрократического режима (в

письмах и эпиграммах на Николая 1, П. А. Шувалова, на цензуру). Тютчев остро

ощущал переломный характер своей эпохи. Поэтому поэзия Тютчева вся

проникнута тревогой, ощущением трагизма жизни. Несмотря на открытое

враждебное отношение к революции , его постоянно влекло к “ высоким

зрелищам “   социальных потрясений , для него характерен повышенный интерес

к “ роковым ” моментам истории. Поэт испытал особенное тяготение к

изображению “ бурь ” и “ гроз ” в природе и человеческой душе. Явления

природы переживания человека раскрываются в единстве борющихся

противоположностей. Это придает лирике Тютчева богатство содержания и

философскую глубину. Вместе с тем, изображая мир в непрестанном движении,

поэт не показывает его в развитии. Отсюда безысходность борьбы,

неразрешимость противоречий. В самом себе поэт ощущает трагичную

раздвоенность, “ двойное бытие “: страстную любовь к жизни, к “матери-земле“,

способность погружаться в “ земное забвение “, упиваться преизбытком жизни и

наряду с этим – настоение “ущерба” , “ изнеможения ” , естественные для “

обломка старых поколений ” , не находящего себе места среди “ пришельцев

новых ” . Космические темы и образы, занимающие видное место в поэзии

Тютчева, порою прямо переплетаются с мотивами социальными.

Поэт-философ Тютчев был в тоже время подлинным поэтом-художником,

мастером стихотворной формы, автором непревзойденных пейзажей в стихах и

тонким психологом. В своем художественном развитии он отразил общее для

русской поэзии движение от романтизма к реализму. Пластичность образов,

свежесть и точность определений обнаруживаются уже в лучших стихах Тютчева

30-х годов. Образы   природы обычно привлекаются молодым Тютчевым в

качестве соответствия   переживаниям человека. У зрелого Тютчева этот прием

встречается значительно реже, уступая место непосредственному впечатлению

от картин природы; наряду с этим усиливается внимание поэта к конкретным

деталям. Выдающимся явлением в русской и мировой литературе была

любовная лирика Тютчева, отличающаяся глубиной мысли поэтической силой в

передаче человеческих чувств и ярко индивидуализированным лирическим  

образом женщины, любящей “ наперекор и людям и судьбе ”.

Несмотря на противоположность мировоззрения Тютчева и Добролюбова ,

последний высоко оценил поэзию Тютчева, отметив, что его стихам присущи “ и

знойная страстность , и суровая энергия , и глубокая дума, возбуждаемая не

одними стихийными явлениями , но и вопросами нравственными , интересами

общественной жизни ” . Поэтическая сила стихов Тютчева восхитила писателей

различных направлений: Пушкина, Тургенева, Толстова, Чернышевского, Фета,

Достоевского. Тем не менее, широкое признание Тютчев получил лишь на

рубеже 20 века.

Научное изучение наследия Тютчева началось после Великой Октябрьской

социалистической революции. В подмосковной усадьбе Тютчевых Муранове

открыт   музей, носящий имя поэта.  

 

Стихотворение Ф.И Тютчева «Фонтан». (Восприятие, истолкование, оценка.)

 

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Фонтан» было написано в 1836 году. Его я могла

бы отнести к философской лирике Тютчева.

Творчески усвоивший философско-истетические идеи немецкий романтиков,

учение Шеллинга о единой «мировой душе», поэт

был убежден, что она находит свое выражение как в природе, так и во

внутренней жизни человека.

Природа и человек образуют в лирике Тютчева глубинное единство, граница

между ними подвижна, проницаема. С этой

точки постижение стихий природы есть созерцание самого себя в природе. Вот

почему полна глубокого смысла двухчастная

композиция сти-хотворения Тютчева «Фонтан».

Первая часть – это игра фонтана, который «облаком живым», клубится». Он

прекра-сен, велик и легок, он стремится

коснуться «высоты заветной», но «ниспасть на землю осужден», как только

коснулся неба. Стихия воды в образе фонтана –

это всего лишь часть природы, а части не под силу постигнуть целое.

Вторая часть – это сопоставление водной стихии фонтана с водометом

«смертной мысли», который также рвется к небу, но

«длань незримо-роковая» преломляет «луч» «неистощимого» «водомета».

Так рождается тютчевское неприятие самоутверждения и своеволия личности,

столь свойственное многим течениям

романтичной литературы. Мнимое величье человеческой мысли – это всего

лишь забава, созданная Высшим Началом. «Водомет»

мысли подобен фонтану, созданному человеком для своей забавы.

Ирония поэта очевидна:

О смертной мысли водомет,

О водомет неистощимый!

Какой закон непостижимый

Тебя стремит, тебя мятет!

С обощенно-целостным взглядом на мир природы и человека связано

отсутствие в стихотворении буднично-прозаических

подробностей. Здесь присутствуют элементы оди-ческой традиции XVIII века,

торжественной величавой речи. Однако эта

традиция высту-пает у Тютчева в романтически преображенном виде,

своеобразно скрещивается с харак-терной для немецкой

романтической лирики формой фрагмента. Острота столкновения столь

разнородных жанровых традиций в стихотворении «Фонтан»

подчеркивает проти-воречивое сознание современного человека,

многомерность и сложность бытия. Здесь мы наблюдаем

ораторские, дидактические интонации, витийственно-пророческий пафос.

Неожиданны, непредсказуемы тютчевские эпитеты и метафоры, передающие

игру природных сил воды и силы разума.

Стихия фонтана уподобляется пламени: «пламенеет», «влажный дым», «лучом

под-нявшись к небу», «пылью огнецветной

ниспасть», «осужден». Это очень напоминает и ис-торию об Икаре, и историю о

Прометее. В стихотворении два раза

повторяется слово «луч». «Луч фонтана» и «луч» «смертной мысли». Это

сопоставление подчеркивает тщет-ность стремлений

гордыни человека постигнуть Неба как Высшее Начало.

Заметим, что Истина предстает в образе длани, причем определение

«незримо-роковое» подчеркивает неизбежность падения

на землю, несмотря на упорство и жадность к постижению неба смертным

лучом.

Поэт объединят изображение природной стихии и трагическое раздумье о жизни

че-ловека. Это придает стихотворению

символически-философский смысл, а мысль Тютчева обретает

выразительность, живую образную плоть.

Водная стихия в стихотворении очеловечена, одухотворена. Она внутренне

понятна и близка человеку. Словно живое,

мыслящее существо она именно «живым» облаком клу-бится. Стихотворение

обращено к читателю: «Смотри,...».

Автор выступает в роли учителя-провидца, который дает наглядный урок своим

ученикам.

Первая часть – это созерцание примера из жизни природы. Вторая часть – это

вывод и сопоставление о жизни человека.

Мне очень понравилось стихотворение Ф.И. Тютчева «Фонтан». Особенно

хотелось бы отметить невиданную свободу мышления

поэта, импровизационность, непосредствен-ность и естественность выражения

чувств и мыслей.

 

Три моря

 

Сравнительная характеристика элегии В.А. Жуковского “Море”, стихотворений

А.С. Пушкина “К морю” и Ф.И. Тютчева “Как хорошо ты, о море ночное...”

Перед учителем, обдумывающим пути анализа художественного произведения

на уроке, всегда встаёт проблема выбора самого оптимального варианта,

который позволил бы углубить знания учащихся, развить определённые навыки,

наконец, сделать урок насыщенным и интересным.

Этим условиям, на наш взгляд, отвечает приём сопоставления.

Обратимся к нему на уроке в 10-м классе при изучении творчества Ф.И. Тютчева

и сравним три близких по тематике стихотворения: элегию В.А. Жуковского

“Море”, “К морю” А.С. Пушкина и “Как хорошо ты, о море ночное...” Ф.И. Тютчева.

Цель урока: углубить понятие об индивидуальности стиля, традициях и

новаторстве в поэзии, подчеркнуть многогранность романтизма как

литературного направления, показать разнообразие проблематики тематически

близких лирических произведений.

Элегия Жуковского и стихотворение Пушкина уже знакомы десятиклассникам и

будут рассмотрены на новом качественном уровне. Об особенностях поэзии

Тютчева школьники также имеют представление, и потому сравнение позволит

глубже осмыслить уже известное, уделить внимание деталям, творчески подойти

к поставленной цели.

Тема “Человек и природа” всегда была глубоко органична для отечественной

поэзии. Она неизменно ставила рядом с человеком всё многообразие природы

и открывала ему глаза на “трепет жизни”, на мудрую целесообразность, величие

и гармонию, красоту родной земли. Природа всегда оставалась для творца

источником прекрасного и вдохновляющего. Часто одно и то же природное

явление привлекало разных поэтов в разное время.

Высокое чувство природы тонко передаётся русской поэзией. Причём образ

природы никогда не бывает замкнут только в пейзажные рамки, это всегда

нечто большее. М.Эпштейн писал, что “анализ пейзажных мотивов помогает

понять не только национальное своеобразие русской поэзии, но и её

историческое движение, так как эти мотивы стоят вне истории. Перемены

становятся очевидными на фоне чего-то неизменного”1.

Образы природы, которая остаётся равной себе на протяжении столетий,

позволяют проследить движение самой художественной образности, не

смешивая его с движением изображаемой действительности. Особенность того

или иного видения мира легче почувствовать, если предметом этого видения

будет что-то стабильное, одинаковое для всех поэтов. В нашем случае это

море, которое было привлекательным не только для русских поэтов.

Элегия В.А. Жуковского “Море” – одна из лучших и известных элегий поэта. Она

написана четырёхстопным амфибрахием и белым стихом, которые позволили

Жуковскому имитировать безмолвие моря, движение волн, колыхание морской

поверхности. Море – новый для поэта образ. Жуковский изображает его в

спокойном состоянии, в бурю, после неё.

Все три картины великолепны. В спокойной морской глади отражаются и чистая

лазурь неба, и облака золотые, и блеск звёзд. В бурю море бьётся, вздымает

волны, шум которых замечательно передан Жуковским при помощи

аллитераций:

Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвёшь, ты терзаешь враждебную мглу...

Создаётся полная иллюзия шипения кипящих, клокочущих волн. Трёхсложные

стопы в приведённых строках разделены паузами, передающими мерные удары

волн.

Но как бы ни было прекрасно море, не только его красота занимает мысли

поэта. Он представляет морскую стихию живым, всё чувствующим, мыслящим

существом. Этим объясняется обилие метафор, метафорических сравнений,

олицетворений. Поэт обращается к морю с вопросами, словно к человеку: “Что

движет твоё необъятное лоно? Чем дышит твоя напряжённая грудь?” Море

остаётся загадкой для него. Раздумья приводят его к мысли о сходстве жизни

земной и жизни морской стихии. Море из “земныя неволи” тянется к небу, чтобы

обрести желанную свободу. Только там, в вышине, всё прекрасно и вечно.

Состояние двух бездн – морской и небесной – волнует поэта: “Море у

Жуковского оказалось живописным символом человеческой жизни.

Традиционный аллегорический образ жизненного моря превратился в

романтической системе поэта в символический. Тайна моря – это его

постоянное влечение к светлому небу, внутренняя независимость от него, его

отражение, яростный протест против враждебной мглы, скрывающей небесную

чистую благодать, постоянный трепет, как бы боязнь утраты”2.

Всё в этой элегии было новым: художественный образ, философское звучание,

отнюдь не элегическое настроение. Сохранился лишь привычный для

Жуковского образ неба, всегда знаменовавший собой бесконечность в его

произведениях.

В эту бесконечность он пристально вглядывался и замечал всё: движение

световых потоков, переливы красок, поведение солнца и луны. В “Море”

появляются две бесконечности – небесная и морская. Для определения одной

из них поэт пользуется словом, которое потом станет любимым у Тютчева, –

“бездна”.

По мнению Г.Н. Поспелова, жизнь моря в элегии Жуковского “осмысливается в

свете религиозного идеала, стремления к потустороннему”3. Это стремление

связано с развитием личностного сознания, всеобщей неудовлетворённостью

окружающим миром.

Два года спустя было написано пушкинское “К морю”. История создания этого

стихотворения хорошо известна, но вспомнить её на уроке стоит, так как это

напрямую связано с его проблематикой. В изображении моря Пушкин следует

романтической традиции: море у него – свободная, неукротимая стихия. Для

опального поэта оно – символ свободы, и это лишний раз подтверждает

упоминание о Байроне и Наполеоне, чьи имена для дворянской интеллигенции

того времени связывались со свободой.

В поэтической речи, используемой для описания моря, у Пушкина и Жуковского

много общего: “и блещешь гордою красой”—“и радостно блещешь звездами его”;

“ты катишь волны голубые”—“лазурное море”; “бездны глас”—“над бездной

твоей” и так далее. Оба поэта вдохновились южной природой, были покорены её

красотой, создали сходные художественные образы. Чем же различаются

стихи? Они различны по своей идее, проблематике. “К морю” написано в свете

идеала гражданской свободы. Море для Пушкина полно неодолимой,

неукротимой силы и этим дорого ему. Романтический образ морской стихии

помог подчеркнуть свободолюбивое настроение поэта, его

целеустремлённость. Пейзаж отступает на второй план, на первом –

гражданское звучание лирического произведения.

Последним в этом ряду является стихотворение Ф.И. Тютчева “Как хорошо ты, о

море ночное...”, написанное в январе 1865 года в Ницце, вскоре после смерти

Е.А. Денисьевой. Стихотворение, как и другие произведения этого периода,

отражает подавленное настроение поэта.

Отметим то, что, безусловно, роднит трёх поэтов, воспевающих морскую стихию.

Для Тютчева море подобно живому существу: “В лунном сиянии, словно живое, //

Ходит, и дышит, и блещет оно”. В его представлении великая морская зыбь

свободна и прекрасна. Как и в стихотворении Жуковского, в стихах Тютчева

возникают две беспредельности – небесная и морская.

Пространство распахнуто по вертикали, и две бесконечности связаны

присутствием человека:

В этом волнении, в этом сиянье,

Весь, как во сне, я потерян стою...

Мы смотрим на море его глазами, он находится между двумя безднами и не

просто вглядывается в природное явление, а всей душой проникается

состоянием стихии, хочет с нею слиться. Ночь – время, часто упоминаемое в

стихотворениях Тютчева о природе. Ночью природа, как никогда лучше,

обнаруживает своё родство с бездной хаоса – прародиной всего сущего.

Человек останавливается, поражённый величественным зрелищем,

потрясённый сознанием, что оно так близко состоянию его души.

Это осознанное эстетическое чувство природы принадлежит довольно позднему

времени: “Чтобы его обрести, человек должен хотя бы частично освободиться

от природной зависимости, пройти достаточно далеко по пути культуры и, лишь

оглянувшись, с её высоты рассмотреть то, что он знал всегда и в то же время

как бы не замечал”4.

Всё живое на земле, по мысли Тютчева, существует в борении страстей.

Человек – участник этих столкновений, этой борьбы. Но если гармония есть в

природе, то её нет в душе человека. Поэт искал пути примирения между

человеком и природой. Этот путь он видел в слиянии души человека с душой

природы, с единой мировой душой (в духе идеалистической философии

Шеллинга, его натурфилософских идей).

Подводя итог, мы говорим о том, что нового, в соответствии со своей эпохой,

внёс каждый из поэтов в разработку традиционной темы “Человек и природа”.

Понаблюдав за её развитием, можно сделать вывод о традиционном и

новаторском в пейзажной лирике, о том, как постепенно описание природы в

русской поэзии получало всё более глубокое содержание, философское

осмысление. Изменения в системе поэтического мышления всегда тесно

связаны со временем, в которое жил и творил художник слова, с философией и

историей, эволюцией литературных жанров и направлений. Именно поэтому

интересно проанализировать три стихотворения на одну и ту же тему разных

поэтов.

 

Стихотворение Ф.И.Тютчева «Как хорошо ты, 6 море ночное...» (Восприятие,

истолкование, оценка.).

 

Федор Иванович Тютчев!Как много это имя значит для русской поэзии!Сколько

удивительных,прекрасных своей

мелодичностью,тонкостью мысли и лирической кроткостью стихотворений

написал этот замечательный поэт!Он умел видеть и

ощущать то,чего не смог бы сделать человек непоэтической души,лишенный

творческого начала.

Стихотворение \"Как хорошо ты,о море ночное...\" иллюстрирует нам

необычайно чуткое восприятие природного мира,да,

именно мира,ведь для поэта природа-это особое пространство,не доступное

простому разуму,в нем существует своя

таинственная жизнь.Поэтому излюбленным приемом автора является

одухотворение природной стихии:

В лунном сиянии словно живое,

Ходит,и дышит,и блещет оно...

Поэт понимал потаенный язык природы,в ней он находил вместе с каким-то

буйным движением много звуков, шумов,

сопутствующим ему.\"Грохот и гром\"-только вслушайтесь:благодаря

аллитерации на гремящие звуки мы можем действительно

услышать этот,похожий на раскат грома,шум.

Море поэт представлял также в слиянии,казалось бы,совершенно

несочитаемых красок:\"здесь лучезарно,там сизо-темно

\"или \"тусклым сияньем облитое море\".Происходит как бы наложение

оттенков,тонов,как в акварельной

технике.Это,несомненно,свидетельствует о великом гении Тютчева.Вместе с

буйством,динамикой природы он улавливал и ее

божественную умиротворенность- природа,как живое существо,чрезвычайно

непредсказуема и этим и пленит автора...

Зыбь ты великая,зыбь ты морская,

Чей это праздник так празднуешь ты?

Поэт дважды называет морскую стихию \"зыбью\"-в ней и несказанный

простор,и бесконечность,вечность,такая

неохватность,что у любого человека захватывает дыхание, душа мгновенно

раскрывается навстречу небывалой гармоничности

природного мира и так хочется,искренне хочется слиться воедино с этой

величественной, даже властной, матерью-природой:

О,как охотно бы в их обаянье

Всю потопил бы я душу свою...

Многоточием автор показывает и свое волнение,и свой неподвластный

восторг,но и горечь,тоску от чувства собственного

одиночества,от понимания того,что тот мир стихии,песни и красоты все же

недоступен человеку как недоступен и язык

животных ,и язык всей вселенной,хоть человек находится в неразрывном

контакте с ними.

Человеческое существо всегда стремилось и будет стремиться к постижению

наивысшей истины ,и для Тютчева она

заключалась именно в познании природы,в становлении с ней одним гармонично

слаженным целым-единством.Тютчев,творец

потрясающего таланта,мог не только слышать и понимать язык природы,но и

отразить ее живую,насыщенную яркую жизнь в своих

поэтически совершенных произведениях,обликать ее в лаконичную и ясную

форму.Для меня Ф.И.Тютчев -один из гениальнейших

поэтов-философов и просто- человек необычайной душевной красоты.

Хостинг от uCoz