Высоцкий
1. Мой любимый поэт В. Высоцкий
3. Владимир Семёнович Высоцкий
Владимир Высоцкий. Это имя знакомо каждому русскому человеку. К нему
можно относиться по-разному: можно любить и ненавидеть, признавать и не
признавать. К нему нельзя быть равнодушным. Ведь все его песни-стихи
написаны кровью сердца. Не случайно, наверное, выбрано название его
первого сборника - "Нерв". Владимир Высоцкий - это феномен семидесятых.
Кто-то из критиков сказал, что наступит время, и мы будем изучать эпоху 70-х
годов по творчеству В.Высоцкого. Необычно для поэта начинал В.Высоцкий
свое творчество. Его первыми произведениями были пародии на так
называемый блатной фольклор. Но те, кто любит у Высоцкого стихи и песни
только этого жанра, не знают о Высоцком ничего.
Позже, когда Высоцкий уже обрел опыт в поэзии, в его творчестве стали
возникать серьезные темы: любовь, прошедшая война, отношения между
людьми. Кажется, что перед нами разные поэты, настолько разнообразен
Высоцкий. То это нежно влюбленный мужчина: "Я дышу, и, значит, я люблю!
Я люблю - и, значит, я живу!"
Его лирические стихи навеяны огромной любовью к Марине Влади. Это была
странная любовь, месяцами они не виделись, общаясь лишь по телефону, но эту
любовь Высоцкий пронес через всю жизнь. То поэт преображался в бывалого
фронтовика, прошедшего всю войну: "Наконец-то нам дали приказ наступать,
Отбирать наши пяди и крохи,
Но мы помним, как солнце отправилось вспять
И едва не взошло на востоке..."
Многие воевавшие люди действительно принимали Высоцкого за фронтовика,
писали ему письма, в которых спрашивали, не однополчане ли они. Высоцкого
очень трогали эти письма, и он часто говорил: "Лучше получать письма, где тебя
принимают за однополчанина, чем письма, где тебя считают товарищем по
камере". Поэт считал, что пусть война давно кончилась, но в памяти народа
должна остаться вечная память о погибших в боях за Отечество: "Здесь раньше
вставала земля на дыбы,
А нынче гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы,
Все судьбы в единую слиты.
У братских могил нет заплаканных вдов,
Сюда ходят люди покрепче.
На братских могилах не ставят крестов,
Но разве от этого легче?.."
Значительное место в поэзии Высоцкого занимает сатира. Поэт высмеивает
различные пороки общества: пьянство, бескультурье, хамство, сплетничество:
"Ходят сплетни, что не будет больше слухов,
И ходят слухи, будто сплетни запретят..."
Ни для кого не секрет, что он был болен алкоголизмом, принимал наркотики. Но
он никогда не жаловался на судьбу. Были моменты, когда поэт был близок к
самоубийству:
"Сыт я по горло, до подбородка,
Даже от песен стал уставать.
Лечь бы на дно, как подводная лодка,
Чтоб не могли запеленговать..."
Много было у Высоцкого друзей. Были среди них настоящие, но были и
"однодневки", случайные собутыльники, и те, что после его смерти стали сами
себя называть "друзьями Володи". Вот эти-то "друзья" и не давали ему
печататься в годы опалы. А настоящем своим друзьям он посвящал стихи:
"Он не выше ни званьем, ни ростом,
Не за славу, не за плату,
А на свой необычный манер
Он по жизни шагал над помостом
По канату, по канату,
Натянутому, как нерв!"
Это стихотворение посвящено клоуну Леониду Енгибарову, умершему на арене.
Несколько стихотворений Высоцкого посвящено сталинским лагерям, точнее,
обитателям этих лагерей. Однажды ему рассказали историю удачного побега:
трое мужчин вырвались из лагеря. В долгих блужданиях по тайге они голодали,
так как дичь попадалась редко. И старик, предчувствуя близкий конец,
заставляет двух молодых людей поклясться, что, когда он умрет, они разрежут
его на куски и будут есть его мясо, чтобы выжить и свидетельствовать. Вместе
с ними свидетелем выступает поэт.
Высоцкий оставался смелым и прямым. Вот уже более десяти лет нет с нами
Владимира Высоцкого, но он в наших душах, в наших умах. Высоцкий пел под
гитару, но считал себя поэтом. Он и был поэт. Интересен тот факт, что если он
писал песни о моряках, то моряки считали его своим, если об альпинистах, то
альпинисты, если о заключенных, то думали, что он "сидел". На самом деле
ничего этого не было. Он, очень талантливый человек, особым чутьем угадывал
тему, доносил до слушателя именно тот смысл, который был в ней заложен. Это
свойство говорит о необычайной талантливости этого человека. Высоцкий умер,
безвременно ушел еще молодым. Но он вечно останется в сердце благодарного
народа.
Творчество Владимира Высоцкого интересно и многогранно. Им написано
более 600 песен и стихов, сыграно более 20 ролей на сцене театров, 30 ролей в
кинокартинах и телефильмах, 8 - в радиоспектаклях. Так кто же он - актер, поэт
или композитор? Он сам, в одном из интервью, ответил на этот вопрос так: "Я
думаю, что сочетание тех жанров и элементов искусства, которыми я
занимаюсь и пытаюсь сделать из них синтез,- может быть это какой-нибудь
новый вид искусства. Может быть, все это будет называться в будущем
каким-то одним словом, но сейчас пока этого слова нет." Володя родился 25
января 1938г, в семье военного, поэтому они много переезжали, но свою
юность он провел в Москве, на Большом Коретном, где и начал писать. Свой
жанр на эстраде он чаще всего называл - авторской песней. Первое свое
стихотворение он написал в 1961г. Начал Высоцкий писать свои песни только
для своих друзей, чтобы петь в маленькой дворовой компании, поэтому первые
песни были такие уличные и даже немного хулиганские. Позднее он стал писать о
войне и о более философских темах. В.Высоцкого много спрашивали, почему
он, не прошедший и не видевший войну, писал о ней, и писал так, как будто сам
принимал в ней участие. Он отвечал: "Во-первых, нельзя об этом забывать.
Война всегда будет нас волновать - это такая великая беда, которая на четыре
года покрыла нашу землю, и это никогда не будет забываться,и всегда к этому
будут возвращаться все, кто в какой-то сепени владеет пером... Мы дети
военных лет - для нас это вообще никогда не забудется. Один человек метко
заметил, что мы "довоевываем" в своих песнях. У всех у нас совесть болит
из-за того , что мы не приняли в этом участия. Я вот отдаю дань вот этому
времени своими песнями. Это почетная задача - писать о людях, которые
воевали.
Я этот небесный квадрат не покину. Мне цифры сейчас не важны,- Сегодня мой
друг защищает мне спину, А значит и шансы равны. ("Песня летчика") Это не
песни - ретроспекции: они написаны человеком,который войну не прошел. Это
песни - ассоциации. Если вы в них вдумаетесь и вслушаетесь, вы увидите, что их
можно петь и теперь: просто взяты персонажи из ситуации из тех времен, но все
это могло произойти и здесь, сегодня. И написаны эти песни для люлей,
большинство из которых тоже не учавствовали в этих событиях. Война ж совсем
не фейервек, А просто трудная работа, Когда черна от пота, вверх Скользит по
пахоте пехота. Эти песни написаны на военном материале с прикидкой на
прошлое, но вовсе не обязательно, что разговор в них идет только чисто о
войне..." Много песен о войне он написал и для кино. Высоцкий сам снимался в
картинах, но по общему признанию судьба киноактера у него не сложилась.
Кинематограф не использовал всех его возможностей. Половина сыграных
ролей - эпизодические. В фильме "Служили два товарища" роль порутчика
Брусенцова, работу над которой Высоцкий вспоминал с особой теплотой, была
задумана,как главная, но в конечном варианте она второстепенна. Так нередко
получалось с фильмами и с песнями для них. По-настоящему,хозяином он был
только на концертах. На концертах он всегда работал в полную силу. Каждый
концерт, как последний. Исполняя песни он мог быть таким грохочущим, таким
штормовым и бушующим, что людям, сидящим в зале, приходилось, будто от
сильного ветра, закрывать глаза и втягивать голову в плечи. И казалось: еще
секунда - и рухнет потолок, и взорвутся динамики, лопнут струны, не выдержав
напряжения, а сам Высоцкий упадет,задохнется,умрет прямо на
сцене...Казалось: на таком нервном накале не возможно петь, нельзя дышать! А
он пел. Он дышал. Зато следующая его песня могла быть потрясающе тихой. И
от этого она еще больше западала в душу. Высоцкий, который только что
казался пульсирующим сгустком нервов, вдруг становился воплощением
возвышенного спокойствия, становился человеком, постигшим все тайны
бытия.И каждое слово звучало по-особому трепетно. На концертах он часто пел
песни о спорте. Не знаю, кто из поэтов еще, уделял столько внимания
спортивной теме.Высоцкий сам много занимался спортом, когда был
помоложе,- занимался просто так,- боксом, акробатикой, да и многими другими
видами спорта. Потом, когда стал актером, он стал заниматься спортом для
сцены,потому что в театре на Таганке приходилось делать разные
акробатические номера. Владимир Семенович хотел создать целую программу
из своих песен, где будет песня о каждом виде спорта. Это, конечно,
непомерная задача, т.к. только в "Спортлото" их уже 49. Однако он много
работал и кое-что написал. У него есть "Песня о конькобежце на короткие
дистанции, которого заставили бежать длинную (А он очень не хотел)" или тоже
шуточная песня- продолжение "Песня о сентиментальном боксере". Есть песня
"Профессионалы", которую он написал после игры СССР-Канада в хоккей, когда
наши стали в пятый раз чемпионами мира. Игра была тяжелой и наши
болельщики опасались, что канадские профессионалы, владеющие силовыми
приемами, смогут победить, но все оказалось по-другому. " ...Профессионалам,
отчаянным малым, Игра-лотерея,- кому повезет. Играют с партнером- как бык с
матадором,- Хоть, кажется, принято наоборот. " Эта песня стала самой
любимой у хоккеистов. Иногда Владимир Высоцкий встречался с ними перед их
выездами на ответственные соревнования и они всегда просили спеть эту
песню. Команда даже возит с собой магнитную пленку с ней - для того, тобы
поднять боевой дух перед игрой. А знаменитая "Утренняя гимнастика", такая
антиалкогольная песня-шутка, вроде пародии на некоторые упражнения
гимнастики. " Вдох глубокий, руки шире, Не спешите-три, четыре!- Бодрость духа,
грация и пластика! Общеукрепляющая, Утром отрезвляющая, Если жив пока
еще,- гимнастика! .................................... Если вы уже устали- Сели-встали,
сели-встали,- Не страшны вам Арктика с Антарктикой! Главный академик
Иоффе Доказал: коньяк и кофе Вам заменит спорта профи- лактика. " "Песенка
про прыгуна в длину" посвящена другу Владимира, знаменитому прыгуну в длину,
Гериону Климову. У него несчастие: он все время переступает доску, от которой
отталкиваются,- и у него рекорды не засчитываются. " Что случилось, почему
кричат? Почему мой тренер завопил? Просто-восемь сорок результат,- Правда,
за черту переступил. Ой, приходится до дна ее испить- Чашу с ядом вместо кубка
я беру. Стоит только за черту переступить- Превращаюсь в человека-кенгуру. "
"Песня о штангисте"-это не шуточная песня- она "лирико- комедийная".
Посвящена она Василию Алексееву, самому сильному человеку в мире.
Высоцкий сначала хотел написать комедийную песню, даже придумал куплет для
нее. Там было так: " Пытаются противники Рекорды повторить, Но я такой
спортивненький, Что-страшно говорить. " Но затем передумал и песня
получилась более серьезной "... Не отмечен грацией мустанга, Скован я, в
движениях не скор. Штанга, перегруженная штанга- Вечный мой соперник и
партнер. Такую неподъемную громаду Врагу не пожелаю своему- Я подхожу к
тяжелому снаряду С тяжелым чувством: вдруг не подниму?! Мы оба с ним как
будто из металла,- Но только он- действительно металл. А я так долго шел до
пьедестала, Что вмятины в помосте протоптал. " В начале 70-х уже были
популярны многосерийные телевизионные картины и Высоцкий решил
попробовать написать песню с продолжениями. Популярность шахмат тогда
была очень велика, и люди следили за играми Спасского, Фишера. Многие
мечтали с ними сыграть, а один знакомый сказал Владимиру, что ему приснился
сон, где он играет с Фишером. Высоцкого натолкнуло это на определенную
мысль, и он написал песню- "Честь шахматной короны" в две серии:
первая-"Подготовка", а вторая-"Игра". Песня получилась полуфантастическая и
шуточная. "... И в буфете, для других закрытом, Повар успокоил: "Не робей! Ты с
таким прекрасным аппетитом Враз проглотишь всех его коней!
......................................... Ход за мной- что делать?! Надо, Сева,- Наугад, как
ночью по тайге... Помню-всех главнее королева: Ходит взад-вперед и
вправо-влево,- Ну а кони вроде- буквой "Г". " Но особое внимание, на мой
взгляд, нужно уделить песням из фильма "Вертикаль". Они давольно-таки
серьезны. "Альпинизм- это не спорт, но даже если и спорт, то соревнования
здесь неуместны,- они ни к чему хорошему не приведут."- эту фразу Владимир
Высоцкий произнес в одном из интервью. Все знают, что Высоцкий писал песни
как бы погружаясь в атмосферу того, о чем он пишет. Так же случилось на
съемках фильма "Вертикаль". Он вместе со съемочной группой приехал в горы,
и они своей красотой просто покорили его. "..Лучше гор могут быть только горы,
На которых еще не бывал. " Он много встречался там с умными,хорошими
людьми, а люди в горах, надо сказать, ведут себя совершенно иначе, чем в
обычной, городской обстановке. Они раскрываются совершенно по-другому.
Дело в том, что обстановка во время восхождения приближена к военной, и
поэтому люди ведут себя как в бою. " Здесь вам не равнина, здесь климат иной-
ми Идут лавины одна за одной, " В ином месте это редко увидишь. Сам
Высоцкий рассказывал: "Меня приггасили как-то выступать альпинисты, я к ним
приехал, они давно хотели меня послушать, но тут внезапно выяснилось, что
потерпела аварию какая-то группа. Их всех, как одного, сдуло ветром, они ушли
ночью, в непогоду, ушли на маршрут спасать людей. Зачем люди ходят вверх?
Наверное, чтобы проверить, чтобы посмотреть, что ты есть за человек, понять
лучше людей, которые с тобой. Потому что в горах нет милиции, нет "скорй
помощи", которые могли бы тебя спасти или выручить." " В горах не надежны ни
камень, ни лед, ни скала,- Надеемся только на крепость рук, На руки друга и
вбитый крюк- И молимся, чтобы страховка не подвела. " Альпинизм-это очень
рисковое дело.А Владимир Высоцкий любил рисковых людей, поэтому
выступления и перед моряками, и перед летчиками он тоже отмечал особо.
Песни о море, о шторме, о моряках он исполнял не так часто, но их у него было
не мало. Его восхищала морская взаимовыручка, и в песнях "Человек за
бортом" и "Спасите наши души" он это отразил. " Был шторм-канаты рвали кожу
с рук, И якорная цепь визжала чертом, Пел песню ветер грубую-и вдруг
Раздался голос: "Человек за бортом!" И сразу-"Полный назад! Стоп машина! На
воду шлюпки, помочь- Вытащить сукина сына Или, там, сукину дочь!" Я пожалел,
что обречен шагать По суше,-значит, мне не ждать подмоги- Нилто меня не
бросится спасать, И не объявят шлюпочной тревоги. А скажут: "Полный вперед!
Ветер в спину! Будем в порту по часам. Так ему, сукину сыну, Пусть выбирается
сам!" " (1969г.) Среди его друзей было много моряков, и он часто пел им в
кают-компаниях. Морские песни у В.Высотского-это особая категория душевных
песен. " Только снова назад обращаются взоры- Цепко держит земля, все и так
и не так. Почему слишком долго не сходятся створы, Почему слишком часто
моргает маяк?! " Они цепляют человека за самую душу, особо можно отметить
"Балладу о покинутом корабле","Упрямо стремлюсь я ко дну..." и "Лошадей
двадцать тысяч в машины зажаты...", посвященную экипажу теплохода "Шота
Руставели", на котором Владимир с Мариной Влади отдыхали. С Марией Влади
Высоцкий познакомился в 1967, хотя узнал о ней гораздо раньше. В Союзе был
популярен фильм "Колдунья" с ее участием. До их знакомства он написал
шуточную песню: ................................ .................... Во время очередного приезда в
Москву ее друг пригласил Марину в театр на Таганке, пообещав, что она увидит
молодого, но очень талантливого и уже популярного актера-В.Высоцкого. Ей
очень понравилась его игра в спектакле "Пугачев", и она согласилась прийти на
ужин в ресторане, где присутствовали актеры, учавствовавшие в
представлении. Владимир увез Марину с этого вечера к другу,где весь вечер
пел для нее свои песни под гитару. Собственно, Марина Влади- русская и по
отцу и по матери. Ее настоящее имя - Мария (Катрин) Владимировна Полякова-
Байдарова. Фамилия ее образовалась от сокращения отчества- Марина
ВЛАДИмировна. А 1 декобря 1980 года они поженились, но это был трудный
союз. У Высоцкого остались дети от первого брака и у Марины- тоже.Положение
еще осложнялось и тем, что М.Влади жила и работала в Париже. Их обоих
соединял только телефон, и мать Володи вспоминает, что счета, приходящие за
междугородние разговоры, нередко имели трехзначные цыфры. Он звонил в
Париж в любое время дня и ночи, пел в телефонную трубку только что
написанные песни, призновался в любви. Жаль что связь могла прерваться на
самом наисокровеннейшем месте, это дейсвовало на нервы обоим. Возникал
невероятно сложный клубок чувств, как явствует из песенного обращения к
телефонистке Международной станции 07. В этом монологе весь Владимир
Высоцкий, со своей ослепительной страстью, с безудержным желанием
любить-сейчас, а не когда-нибудь в будущем. Поначалу ему с его нетерпением
было трудно дожидаться, когда его соединят с любимой женщиной, и песня "07"
появилась как раз в один из вечеров, когда он ждал разговора с Парижем. " Для
меня эта ночь вне закона. Я пишу - по ночам больше тем. Я хватаюсь за диск
телефона, Набираю вечное 07. Девушка, здравсвуйте! Как вас звать? Тома.
Семдесят вторая! Жду! Дыханье затая! Быть не может, повторите, я уверен -
дома! Вот! Уже ответили! Ну, здравствуй,- это я. .............................................
Телефон для меня как икона, Телефонная книга - триптих. Стала телефонистка
мадонной, Расстояние на миг сократив. " (1967г.) Потом телефонистки уже
хорошо его знали,соединяли сразу и порой сами слушали его необычные
концерты. Когда же им удавалось всетаки встретиться, на гостролях или же
когда Марина приезжала в Союз, то они были просто счастливы. " Не видел я
другой такой руки, Которая меня бы так ласкала... " Ясно, что большая любовь
вдохновила Высоцкого на создание своеобразных по духу и характеру
лирических музыкально- поэтических произведений, которые обаготили своими
мелодиями, содержанием, формой его песенное творчество. " Дом хрустальный
на горе для нее. Сам, как пес бы, так и рос в цепи. Родники мои серебряные,
Золотые мои россыпи! Не сравнил бы я любую с тобой, Хоть казни меня,
расстреливай. Посмотри, как я любуюсь тобой,- Как Мадонной Рафаэлевой! "
Любовь окрыляла Высоцкого, и он посвещал ей все новые и новые стихи. " В
какой день недели, в котором часу Ты выйдешь ко мне осторожно... Когда я
тебя на руках унесу Туда, где найти невозможно... " Как и у любой творческой
личности, у В.Высоцкого были удачи и поражения, многочисленные
переживания. Свои душевные и физические страдания он пытался утопить в
вине. Высоцкий не был алкоголиком: он нигде не был зарегестрирован в таком
качестве, никогда не лечился. Он сам боролся с пьянством в своих песнях и
понимал какой вред наносит алкоголизм человеку. Высоцкий не любил
афишировать свою личную жизнь, и поэтому о ней он говорил мало,зато разные
газетные писаки и прочие "почитатели" его творчества дополняли этот
недостаток своими домыслами. " Я не навижу сплетни в виде версий,
...................................... Я нелюблю, когда мне лезут в душу Тем более - когда в нее
плюют. " Многочисленные слухи и сплетни, которые постоянно ходили о нем,
раздрожали его и, как бы в отместку им, он написал песню "Слухи". " Закаленные
во многих заварухах, Слухи ширятся, не ведая преград. Ходят сплетни, что не
будет больше слухов совершенно, Ходят сплетни, будто сплетни запретят.
Словно мухи тут и там, ходят слухи по домам, А беззубые старухи их разносят по
умам. " Толпы поклонников, которые видели в нем только кумира, а не творца
постоянно донимали глупыми вопрсами о личной жизни. Чтобы не было
неясностей Высоцкий написал песню, которая отвечала на многие вопросы
любопытных, и иногда исполнял ее на концертах. " Я все вопросы освещу
сполна, Дам любопытству удовлетворенье. Да! У меня француженка жена, Но
русского она происхожденья. Нет! У меня сейчас любовниц нет. А будут ли?
Пока что не намерен. Не пью примерно около двух лет. Запью ли вновь? Не
знаю, не уверен." Но нельзя сказать, что он совсем не терпел вопросов, даже
наоборот, был рад, когда люди интересовались его творчеством, его работой в
театре. Надо отметить, что Высоцкий очень гордился своей работой в театре
на Таганке. В одном из интервью он сказал: " Многие из наших актеров -
музыкально образованные люди, играют на разных инструментах, пишут музыку,
стихи, прозу и инсценировки; есть среди нас и профессиональные композиторы.
И из-за того, что так много вложено в это дело авторства актеров, то есть
использовано их творческое хобби,-от этого дело становится дороже. Поэтому у
нас интересно работать, и правда эта летит через рампу, и когда вы придете в
театр , вы убедитесь что никто не халтурит и не позволяет себе играть спустя
рукава - только на технике.Всегда это - с потом, с кровью. Вы видите святой
актерский пот и видите, что вам отдают все, с полной отдачей, с напряжением
всех физических и духовных сил. И из-за этого тоже так трудно попасть в наш
театр, потому что так в нем играют. " Одной из любимых и лучшей его работой по
праву считается роль Гамлета. Эта роль была единственной главной в
спектакле и она принадлежала ему. Грандиозность его таланта подтверждает
тот факт, что в 1977г во Франции спектаклю была присуждена высшая премия
французской критики, как лучшему иностранному спектаклю года. Не лишним
будет добавить, что за эту премию боролись более 200 трупп из разных стран.
Владимир Высоцкий играл Гамлета без грима. Его невысокмй рост и грубоватое
лицо вначале могли озадачить.Но высокие красавчики ассоциировались только
с героями развлекательных шоу. На сцене, как и в жизни, больше ценится
внутренняя красота,тот свет души, который несет в себе личность. Да и
суровым средневековым нравам больше соответствует хмурый, углубленный в
себя юноша, чем какой-нибудь лучезарный красавец. Тем более трагедия
трактовалась вовсе не в романтическом стиле. Гамлет свободно разгуливал по
дворцу и вне дворца, не соблюдая кокого бы то ни было дворцового этикета.
Отсутствовали даже церемониальные сцены при появлении короля.Более того,
Гамлет Высоцкого мог по- свойски похлопать по плечу людей из своего
дружеского окружения и высокопоставленных чинов иерархии.Мог лежать на
полу,прыгать, кувыркаться и вообще принемать различные нецарственные
позы. Высоцкий обладал способностью открывать неожиданные глубины в
подтексте ролей. Он показывал трагедию человека, опередившего свое время,
шагнувшего, благодаря своему возвышенному духу и своим познаниям, в другую
эпоху и мерящего своих современников собственной меркой.
Осознавсобственное бессилие изменить ход событий, Гамлет вел неравную
борьбу со злом, понимая,что здесь усилия важнее результата. Гамлет
Высоцкого, как и сам Высоцкий, стремился проникнуть в мотивы человеческого
поведения. Велики, однако его усилия изменить предначертанный порядок,
осуществить предопределение судьбы. Когда игрался "Гамлет", были еще свежи
впечатления от одноименного фильма режиссера Григория Козинцева с
И.Смоктуновским и Анастасией Вертинской. Проводились неижбежные
параллели, проявлялись пристрастия и вкусы. Не стихали разговоры о
"Гамлете" на "Таганке" вплоть до последнего представления 18 июня 1980 года.
Значит, эта роль, которую Высоцкий играл около десяти лет, завладела
воображением зрителей, заставила их с трепетом следить за самобытным ее
воплощением. Несмотря на неизбежные "за" и "против" ;Высоцкий покорил
публику своим могучим талантом. В.Высоцкий уиер 25 июля 1980г от инфаркта в
больнице. А в это время в Москве полным ходом шла Олимпиада, был
прекрасный пятничный день, на стадионах вовсю раздавали медали, и,
казалось, всем было не до него. Ни газеты, ни радио, ни телевидение не
посчитало это событие настолько важным, чтобы уделить смерти поэта хоть
чуточку внимания, они продолжали славитьпобеды советских спортсменов.
Только на "Таганке" висел написанный от руки некролог, и люди
останавливались и читали.Их становилось все больше и больше, появились
цветы, реки цветов - люди прощались с "Шансонье всея Руси" - Владимиром
Высоцким. К его уходу из нашего мира в полной мере можно отнести сказанные
им же слова. " Я при жизни был рослым и стройным, Не боялся ни слова, ни пули
И в привычные рамки не лез. Но с тех пор, как считаюсь покойным, Охромили
меня и согнули, К пъедесталу прибив ахиллес. Не стряхнуть мне гранитного мяса
И не вытащить из постамента Ахиллесову эту пяту, И железные ребра каркаса
Мертво схвачены слоем цемента - Только судороги по хрепту. " Это
пророческие слова. Высоцкий прекрасно знал, как ведут себя люди по
отношению к "дорогому покойнику", и позволил себе посмеиваться над нами,
предчувствуя, что мы поступим с ним по нашим стереотипам, уверенные, что
делаем ему большое одолжение. Нам долго не будет хватать В.Высоцкого - его
талантливых выходов на сцену "Таганки" и его героев, которых он создал, его
веселых, грустных, озорных и непримиримых песен, его доверительного
хрипловатого голоса... В своих стихах и песнях Высоцкий сумел передать склад
ума и образ мыслей русского народа. Он выражал какую-то удаль,
отчаянность,сумбур жизни своего народа и в то же время широту. Вот это все
вместе, тут трудно подобрать одно слово, это поэтичное и в тоже время
насмешливое и мудрое отношение к жизни делало его песни очень жизненными.
12 октября 1985 года был открыт памятник Высоцкому на его могиле. Поэт
отлит из бронзы во весь рост, он словно стремится вырваться из стягивающих
его пут. Над ним - гитара. Позади - две красивые лошадинные головы, которые
напоминают о самой лучшей его песне: " Чуть помедленнее, кони, чуть
помедленнее! Вы тугую не слушайте плеть! Но что-то кони мне попались
привередливые, И дожить не успел, мне допеть не успеть. " В этом же году
астрономы Крымской обсерватории назвали вновь открытутую планету между
орбитами Марса и Юпитера -ВЛАДВЫСОЦКИЙ В космосе, среди огромного
количества планет, блуждает маленькая светящаяся точка, и это вечно живое
небесное тело связано с именем знаменитого поэта, певца и актера -
Владимира Высоцкого
Я не люблю себя, когда я трушу,
И не терплю когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более когда в неё плюют.
Если попытаться определить место Высоцкого в истории нашей культуры одним
словом, то самым точным, на мой взгляд, будет: олицетворенная со-весть
народа . Поэтому и любимец народа, поэтому и массовое паломничество к его
могиле на Вагань-ковском вот уже сколько лет, поэтому и нескончае-мое море
цветов у его памятника, поэтому и нарас-хват любые напоминания о нём - книги,
буклеты, кассеты, пластинки. При жизни он не стал ни народ-ным, ни
заслуженным, ни лауреатом. Официальных наград и званий удостоен не был. Но
поистине на-родным стал. Его талант, его творчество и явились тем самым
нерукотворным памятником. Вот как рассказывает о Высоцком писатель -
драматург Игорь Васильевич Бестужев - Лада. Я впервые услышал голос
Высоцкого, естест-венно записанный на магнитофон, из чужого окна, насколько
помню, в конце 60-х. Услышал - удивился. Сначало голосу: да разве с таким
голосом можно петь? А потом тому, что он пел. Странному, завора-живающему
сплаву мелодий и рифм: ярких, необыч-ных, дотоле неслыханных. Неожиданные
насмешки там, где вроде бы положено ужаснуться. Наконец - страшно сказать! -
дерзости довольно ясного намёка на дубовость нашей официальной "чёрно -
белой" пропаганды тех лет. "Из заморского из лесу, где и вовсе сущий ад, где
такие злые бесы чуть друг друга не едят. Что б творить им совместное зло
потом, по-делиться приехали опытом. Страшно, аж жуть!" За такой намёк автору
непоздоровилось бы от ревнителей старорежимных порядков! В те годы, ко-гда
публично костерили "вышедших за рамки" поэтов и художников, подобные строки
вновь начинали ста-новиться "чреваты последствиями", и требовалось
известное гражданское мужество, что б произвести такое в открытую. Чуть
позднее, опять - так и, я научился отличать эти песни от других. И не уставал
поражаться: вот бы никогда не подумал, что можно тянуть согласные "л-л-л" или
"р-р-р" совершенно так же,как гласные "о-о-о" или "а-а-а". А ведь от этого
неожиданным образом меняется вся поэтика и, если можно так сказать,
ме-лодика песни - так, что она западает в душу раз и навсегда. Я даже не
заметил, как эти песни вошли в мою жизнь и находят отзывы в душе, к ним
хочется обра-щаться вновь и вновь. Поистине они оказались теми песнями,
которые строить и жить помогают, в труд-ные минуты давая утешение и
вызывая катарсис. И всегда такое впечатление - словно плечо друга.
На-верное, это и есть подлинное искусство. Высоцкий громко заговорил о том,о
чем мы боя-лись даже задуматьсяю.Произносит вслух наши по-таенные мысли!
Оказывается,у нас одинаковое ви-дение о жизни.И так как его с восторгом
слуша-ет,понимает и принимает для себя подавляющее большинство людей,
значит, наши и его мысли - ни-кокая-то заумь, далёкая от жизни, ненарочитый
нега-тивизм, а частица подлинного общественного мне-ния. (Конец цитаты).
Голос Высоцкого призывал остановиться, заду-маться, измениться. Он обличал
пороки нашего де-морализованного общества без нравоучений, без
по-кровительственных ноток. Ему чужда была проза. Смыслом являлась
борьба за возвращение обса-лютного: чести, совести, достоинства. (
Вспомина-ются его слова:"Досадно мне, что слово "честь" за-быто..."?) Он умел
болеть общим горем, умел нащу-пать и указать болевые точки общества. А это,
куда важнее, чем даже многие художественные открытия! Высоцкий - типичный
"шестидесятник". Таким странным словом мы именуем людей, в мировоззре-нии
которых под впечатлением разоблачений безза-кония, преступлений периода
культа личности про-изошёл переворот, определивший их видение жизни на
десятилетия вперёд,вплоть до нынешних времён. Их мировоззрение с особой
яркостью проявилось в 60-е годы - отсюда и название.Таким же типичным
"шестидесятниками" были так же Евтушен-ко,Вознесенский,Ахмадулина.Они
сразу заявили о себе.Сразу стали заметны. О Высоцком можно говорить
бесконечно. Он на столько интересен, что полная книга о нём насчиты-вала бы
не одну тысячу страниц, но я бы хотел за-кончить словами Бестужева - Лады
:"Высоцкий с на-ми, живёт в нас все эти годы, он никого из нас не по-кидал.