Заболотский

1. Анализ стихотворения Н.А.Заболоцкого "Завещание"

2. Стихотворение Н Заболоцкого «Гром идем». (Восприятие, истолкование, оценка )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ стихотворения Н.А.Заболоцкого "Завещание"

 

Стихотворение было написано в 1947 году. Как раз после возвращения из

ссылки, в те времена существовал   " сталинский режим " . Заболоцкий

показывает человека, борящегося с несправедливостью, но силы иссякли и

продолжение своего дела он завещает потомкам, и что будет отовсюду

наблюдать за происходящим

  Человек жил, но сейчас он при смерти и завещает людям сделать то, что он не

успел при собстсвенной жизни. Он рассказывает о бессмертии, о том, что он

вернётся в образе окружающей природы, что бы увидеть, что делают и как

живут люди.

               " и погасив свечу, опять отправлясь я "

  По его словам у каждого человека свой жизненный путь, также, что покоя в

жизни нет. Жизнь идет своей чередой, а рядом находится он.

  Он не жалеет о прожитой жизни.

  Наряду с тем он рассматривает денские проблемы, всегда интерессовавшие людей.

  Автор говорит о том, что все процессы в человеческом обществе

взаимосвязаны с природой

      "... Я на земле моей в первые мыслить стал,

        когда почуял жизнь безжизненный пристал... "

  Основными героями в стихотворении являются автор и тот потомок, которому

предназначено завещание.

  Примерно в середине стиха автор говорит : " Покоя в жизни нет " , но к концу:

" Я не даром в этом мире жил " , т.е. хоть покоя он и не обрёл, всё же жизнь его

не пропала даром, ему есть чего оставить, есть, что завещать, но это не

материально. Он завещает потомкам идею.

  Также стих содержит авторское описание природы, действительности и событий.

Повествование-рассказ о проблеме, поднимаемой автором и его рассуждений

на философские темы ( например вечная тема: " тема добра и зла ").

Стихотворение, в своём роде, завещание самого Заболоцкого, и является

одним из лучших его работ.

 

Стихотворение Н Заболоцкого «Гром идем». (Восприятие, истолкование, оценка )

 

Поэт мысли, поэт философских раздумий и классической завершенности стиха –

таким вошел Н. А. Заболоцкий в

русскую поэзию. Писал он стихи скупо, лишь когда вызревала мысль, и оставил

нам томик своих поэтических произведений да

несколько книг переводов, единодушно признанных образцовыми.

Цикл «Последняя любовь» занимает особое место в лирике Заболоцкого. В

основном поэт и в последнее десятилетие своей

жизни остается певцом природы. Пройдя сложный поэтический путь через

философскую насыщенность и сложность поэм и стихов

тридцатых годов,— он пришел к классически ясной и строгой поэзии, поэзии

мысли. Однако эту линию развития не следует

понимать как механическую схему. Каждый творческий этап, сохраняя

своеобразие поэтической структуры, оставлял след в его

дальнейшем творчестве, обогащал его новыми открытиями. Поэтому и

«классичность» стихов последнего периода отнюдь не

обращение к прошлому, не стилизация классики, а глубоко современна, даже

полемична по отношению к словесной небрежности

или нарочитой изысканности современной поэзии.

Продолжая традиции Тютчева и Баратынского, Заболоцкий не повторяет их, не

имитирует готовую поэтическую систему, а

раскрывает в ней новые возможности. Остановимся лишь на одном примере —

стихотворении «Гроза идет» (1957), которое и по

теме, и по словесной фактуре стиха ближе всего к Тютчеву. В нем сохранен

обычный для этого поэта параллелизм проходящих

через все стихотворение описаний природы и душевной жизни и мыслей самого

автора. Даже самый образ грозы такой

специфически тютчевский! И однако мы уже с первой строфы видим

своеобразие Заболоцкого, отличие от тютчевского

восприятия природы:

Движется нахмуренная туча,

Обложив полнеба вдалеке,

Движется, огромна и тягуча,

С фонарем в приподнятой руке.

Конечно, для Тютчева был бы невозможен образ тучи с фонарем в руке. Даже в

традиционном символе дерева, расщепленного

молнией, Заболоцкий по-своему, в свойственном ему стиле, находит новые

образные детали:

Вот он - кедр у нашего балкона.

Надвое громами расщеплен,

Он стоит, и мертвая корона

Подпирает темный небосклон.

«Мертвая корона», подпирающая «темный небосклон», по своей величавой

метафоричности может принадлежать только

Заболоцкому с его несколько тяжеловесной, монументальной образностью.

В заключении стихотворения проводится прямой параллелизм между душевным

состоянием поэта и расколотым деревом. Но

здесь, в отличие от зыбкости, неуловимости тютчевских ассоциаций и нюансов,

этот параллелизм подчеркнут, превращен в

аллегорию, более предметно и осязательно передающую двойственность

душевного состояния поэта:

Пой мне песню, дерево печали!

Я, как ты, ворвался в высоту,

Но меня лишь молнии встречали

И огнем сжигали на лету.

Почему же, надвое расколот,

Я, как ты, не умер у крыльца,

И в душе все тот же лютый голод,

И любовь, и песни до конца!

Духовный максимализм, ненасытность к жизни — отличительное свойство

Заболоцкого. Отсюда я внутренняя энергия стиха,

заключенного в чеканные, классически полновесные строфы. Лиризм

Заболоцкого особенный, сдержанный, редко раскрывающийся

в личном плане, он обращен к окружающему миру, включает в себя

рационалистический познавательный момент. Это

интеллектуальная поэзия, в которой чувственная, музыкальная сторона

рождается из мысли. В заметке «Мысль — Образ —

Музыка» (1957) Заболоцкий так формулировал понимание поэзии: «Подобно

тому как в микроскопическом тельце хромосомы

предначертан характер будущего организма, первичное сочетание смыслов

определяет собой общий вид и смысл художественного

произведения... Чтобы торжествовала мысль, он (т. е. поэт.) воплощает ее в

образы. Чтобы работал язык, он извлекает из

него всю его музыкальную мощь. Мысль - Образ - Музыка - вот идеальная

тройственность, к которой стремится поэт».

Забота о точном, полновесном слове, ясно и верно передающем мысль,

сопутствует всему творческому пути Н. Заболоцкого.

Его стихи переведены на многие европейские языки. О нем написан ряд книг и

статей. Как всякий большой поэт, он

воспринимается по-разному. Но широкая масштабность его творчества, глубина

мысли и совершенная завершенность стиха –

равно остаются примером высокой поэзии, смелых поэтических поисков,

мастерство владения чистым, незамутненным русским

словом.

Хостинг от uCoz