Заболотский
1. Анализ стихотворения Н.А.Заболоцкого "Завещание"
2. Стихотворение Н Заболоцкого «Гром идем». (Восприятие, истолкование, оценка )
Анализ стихотворения Н.А.Заболоцкого "Завещание"
Стихотворение было написано в 1947 году. Как раз после возвращения из
ссылки, в те времена существовал " сталинский режим " . Заболоцкий
показывает человека, борящегося с несправедливостью, но силы иссякли и
продолжение своего дела он завещает потомкам, и что будет отовсюду
наблюдать за происходящим
Человек жил, но сейчас он при смерти и завещает людям сделать то, что он не
успел при собстсвенной жизни. Он рассказывает о бессмертии, о том, что он
вернётся в образе окружающей природы, что бы увидеть, что делают и как
живут люди.
" и погасив свечу, опять отправлясь я "
По его словам у каждого человека свой жизненный путь, также, что покоя в
жизни нет. Жизнь идет своей чередой, а рядом находится он.
Он не жалеет о прожитой жизни.
Наряду с тем он рассматривает денские проблемы, всегда интерессовавшие людей.
Автор говорит о том, что все процессы в человеческом обществе
взаимосвязаны с природой
"... Я на земле моей в первые мыслить стал,
когда почуял жизнь безжизненный пристал... "
Основными героями в стихотворении являются автор и тот потомок, которому
предназначено завещание.
Примерно в середине стиха автор говорит : " Покоя в жизни нет " , но к концу:
" Я не даром в этом мире жил " , т.е. хоть покоя он и не обрёл, всё же жизнь его
не пропала даром, ему есть чего оставить, есть, что завещать, но это не
материально. Он завещает потомкам идею.
Также стих содержит авторское описание природы, действительности и событий.
Повествование-рассказ о проблеме, поднимаемой автором и его рассуждений
на философские темы ( например вечная тема: " тема добра и зла ").
Стихотворение, в своём роде, завещание самого Заболоцкого, и является
одним из лучших его работ.
Стихотворение Н Заболоцкого «Гром идем». (Восприятие, истолкование, оценка )
Поэт мысли, поэт философских раздумий и классической завершенности стиха –
таким вошел Н. А. Заболоцкий в
русскую поэзию. Писал он стихи скупо, лишь когда вызревала мысль, и оставил
нам томик своих поэтических произведений да
несколько книг переводов, единодушно признанных образцовыми.
Цикл «Последняя любовь» занимает особое место в лирике Заболоцкого. В
основном поэт и в последнее десятилетие своей
жизни остается певцом природы. Пройдя сложный поэтический путь через
философскую насыщенность и сложность поэм и стихов
тридцатых годов,— он пришел к классически ясной и строгой поэзии, поэзии
мысли. Однако эту линию развития не следует
понимать как механическую схему. Каждый творческий этап, сохраняя
своеобразие поэтической структуры, оставлял след в его
дальнейшем творчестве, обогащал его новыми открытиями. Поэтому и
«классичность» стихов последнего периода отнюдь не
обращение к прошлому, не стилизация классики, а глубоко современна, даже
полемична по отношению к словесной небрежности
или нарочитой изысканности современной поэзии.
Продолжая традиции Тютчева и Баратынского, Заболоцкий не повторяет их, не
имитирует готовую поэтическую систему, а
раскрывает в ней новые возможности. Остановимся лишь на одном примере —
стихотворении «Гроза идет» (1957), которое и по
теме, и по словесной фактуре стиха ближе всего к Тютчеву. В нем сохранен
обычный для этого поэта параллелизм проходящих
через все стихотворение описаний природы и душевной жизни и мыслей самого
автора. Даже самый образ грозы такой
специфически тютчевский! И однако мы уже с первой строфы видим
своеобразие Заболоцкого, отличие от тютчевского
восприятия природы:
Движется нахмуренная туча,
Обложив полнеба вдалеке,
Движется, огромна и тягуча,
С фонарем в приподнятой руке.
Конечно, для Тютчева был бы невозможен образ тучи с фонарем в руке. Даже в
традиционном символе дерева, расщепленного
молнией, Заболоцкий по-своему, в свойственном ему стиле, находит новые
образные детали:
Вот он - кедр у нашего балкона.
Надвое громами расщеплен,
Он стоит, и мертвая корона
Подпирает темный небосклон.
«Мертвая корона», подпирающая «темный небосклон», по своей величавой
метафоричности может принадлежать только
Заболоцкому с его несколько тяжеловесной, монументальной образностью.
В заключении стихотворения проводится прямой параллелизм между душевным
состоянием поэта и расколотым деревом. Но
здесь, в отличие от зыбкости, неуловимости тютчевских ассоциаций и нюансов,
этот параллелизм подчеркнут, превращен в
аллегорию, более предметно и осязательно передающую двойственность
душевного состояния поэта:
Пой мне песню, дерево печали!
Я, как ты, ворвался в высоту,
Но меня лишь молнии встречали
И огнем сжигали на лету.
Почему же, надвое расколот,
Я, как ты, не умер у крыльца,
И в душе все тот же лютый голод,
И любовь, и песни до конца!
Духовный максимализм, ненасытность к жизни — отличительное свойство
Заболоцкого. Отсюда я внутренняя энергия стиха,
заключенного в чеканные, классически полновесные строфы. Лиризм
Заболоцкого особенный, сдержанный, редко раскрывающийся
в личном плане, он обращен к окружающему миру, включает в себя
рационалистический познавательный момент. Это
интеллектуальная поэзия, в которой чувственная, музыкальная сторона
рождается из мысли. В заметке «Мысль — Образ —
Музыка» (1957) Заболоцкий так формулировал понимание поэзии: «Подобно
тому как в микроскопическом тельце хромосомы
предначертан характер будущего организма, первичное сочетание смыслов
определяет собой общий вид и смысл художественного
произведения... Чтобы торжествовала мысль, он (т. е. поэт.) воплощает ее в
образы. Чтобы работал язык, он извлекает из
него всю его музыкальную мощь. Мысль - Образ - Музыка - вот идеальная
тройственность, к которой стремится поэт».
Забота о точном, полновесном слове, ясно и верно передающем мысль,
сопутствует всему творческому пути Н. Заболоцкого.
Его стихи переведены на многие европейские языки. О нем написан ряд книг и
статей. Как всякий большой поэт, он
воспринимается по-разному. Но широкая масштабность его творчества, глубина
мысли и совершенная завершенность стиха –
равно остаются примером высокой поэзии, смелых поэтических поисков,
мастерство владения чистым, незамутненным русским
словом.